11 декабря 2023 г. в рамках празднования Года педагога и наставника и 100-летнего юбилея со дня рождения И.П. Иванова на кафедре социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии в смешанном формате был проведен круглый стол «Педагогическое наследие И.П. Иванова: коллективно-творческая деятельность».
Цель круглого стола: обобщение основных положений педагогики И.П. Иванова; раскрытие основных достижений научно-педагогической деятельности И.П. Иванова, места его идей в контексте развития отечественной педагогической мысли; актуализация идей коллективного творческого воспитания в системе образования.
Направления работы круглого стола:
– Философия педагогики И.П. Иванова – обращение к смыслам;
– Педагогика И.П. Иванова и её развитие в Российском движении детей и молодёжи;
– Психология командообразования в коллективной творческой деятельности;
– Концепция коллективного творческого воспитания: вчера, сегодня, завтра;
– Коллективная творческая деятельность в стратегии развития воспитания в школе: перспективы;
Председатель организационного комитета – Сахарова Татьяна Николаевна – директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии развития личности, кандидат психологических наук. Заместители председателя: Тамарская Нина Васильевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии; Хлызова Ирина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой социальной педагогики и психологии по воспитательной работе.
В работе круглого стола приняли участие 59 человек: студенты, аспиранты, преподаватели из различных вузов России, Белоруссии.
Хлызовой Ириной Валерьевной, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социальной педагогики и психологии были раскрыты основные этапы жизни и творчества Игоря Петровича Иванова, его вклад в отечественную педагогическую науку и в практику воспитания. Доклад был построен в виде семейного фотоальбома Игоря Петровича Иванова.
Были представлены интереснейшие доклады и мастер-классы по направлениям круглого стола. Так, магистранты института педагогики и психологии МПГУ и магистранты Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования подготовили не только устное сообщение, но и видео мастер-классы по организации коллективно-творческой деятельности. Были продемонстрированы шесть видео мастер-классов проведенных КТД.
Хатамова Элина, магистр Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования продемонстрировала КТД «Выполнение коллективного художественного проекта». Элина рассказала об этапах реализации КТД по рисованию и созданию масштабных граффити патриотического характера. Элина является сотрудником молодежного патриотического движения «Волонтерская Рота».
Халлыева Лола Хамракулыевна, магистр 2 курса института педагогики и психологии – подготовила три видео ролика по организации КТД: «Киношкола», «Домики для птиц», «Профориентация». В роликах представлена взаимодействие студентов института педагогики и психологии МПГУ и Благотворительного фонда помощи детям и их семьям «Добрый дом», основная цель деятельности которого – оказание материальной, социальной и психологической помощи детям и молодым взрослым в возрасте от 0 до 23 лет с онкологическими, гематологическими и иными тяжелыми заболеваниями, а также членам их семей.
Морозова Екатерина Сергеевна, магистр Института журналистики, коммуникации и медиаобразования в рамках подготовки к круглому столу предоставила видеозапись КТД со студентами колледжа. Тема выступления Екатерины Сергеевны: Коллективная творческая деятельность как способ развития познавательного интереса студентов системы среднего профессионального образования (на примере ОДО «Медиаклуб» ГБПОУ ОКГ «Столица»).
Сабанова Нара Мурадовна, магистр Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования выступила на тему «Концепция коллективного творческого воспитания на примере семейного дня в бизнес-сообществе» и в рамках темы показала видео мастер-класс проведения КТД семейного дня в бизнес-сообществе «Что такое счастье».
Казаковой Юлией Викторовной, студенткой института педагогики и психологии был проведен очный мастер – класс «Тренинг по организации КТД». Юлия Викторовна провела КТД «Создайте картину». Ребята разделились на две команды и создавали свои картины.
Интересным было выступление Заболотиной Таисии Михайловны, студента Института Социально-Гуманитарного образования МПГУ, тема выступления: Представления учеников 6-11 классов школы воспитания о коллективной творческой деятельности (на материале опроса учеников школы № 825 им. В.А. Караковского). Таисия Михайловна провела исследование с элементами научного поиска и получила очень интересные результаты.
Глубоким был доклад Русаковой Татьяны Сергеевны, соискателя кафедры социальной педагогики и психологии, научный руководитель Серякова Светлана Брониславовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Тема доклада: «Коллективное творческое дело как метод формирования компетенции сотрудничества молодёжи».
Захватывающим было выступление Учуваткиной Александры Александровны и Панулиной Кристины Вячеславовны, студентов Института социально-гуманитарного образования. Тема выступления: Основные педагогические идеи И.П. Иванова и их проявления в современном «Движении первых».
В заключение можно сказать, что КТД — это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанников, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.
По итогам работы круглого стола были выдвинуты следующие предложения:
- Продолжить изучение педагогического наследия И.П. Иванова.
- Одобрить представленный спикерами круглого стола опыт разработки КТД с учетом современных образовательных потребностей и возможностей студентов.
- Актуализировать содержание подготовки будущих учителей в рамках реализации методики КТД на практике.