Летняя практика для студентов Института педагогики и психологии в этом году пополняется все большим и большим количеством кейсов, и даже вызовов, где теория осязаемо соединяется с человеческой судьбой.
Этим летом для студента магистратуры направления «Психология и педагогика деструктивного и девиантного поведения детей и молодежи» Ильи Чернова, такой точкой соприкосновения стал проект «Послезавтра».
***
Автобус выезжал из Москвы, пересекал бескрайнюю полосу среднерусских равнин и к вечеру вступал в притихшие просторы Дивеево. В салоне — дети из новых регионов, дети защитников Отечества и группа вожатых-психологов.
Среди бегущих за окном просторов, главный герой нашей темы – Илья, который едет не просто в лагерь, а в пространство, где невидимые внутренние плато детских переживаний ждут заботливого и понимающего наставника, поделился своими мотивами участия в таком проекте:
«Меня заинтересовал сам проект «Послезавтра». В его целях — психологическое сопровождение детей и подростков из новых территорий, а также детей защитников Отечества. Это достойная цель с великолепными возможностями для профессионального роста», — признался он.
Эти слова звучали не как юношеский энтузиазм, а скорее как зов профессии, объединяющий поиск смысла и желание служить. А в контексте работы с детьми, пережившими травматические события, это служение приобретает особую глубину и ответственность.
Подготовка к поездке шла еще задолго до поездки, где партнеры проекта проводили мастер-классы по арт-терапии, экспозиционным техникам, работе с метафорическими картами. Илья вспоминает:
«Перед каждой сменой проходит обучение в лекционном формате. На обучении рассматриваются всевозможные кейсы, связанные с кризисными состояниями, эмоциональным сопровождением. Так же идет активное изучение практических навыков, направленных на успешную адаптацию и социализацию детей».
Но такая «профессиональная разминка» не отменяла тревогу, связанную с предстоящей сменой, ведь дорога к душе ребенка обычно намного длиннее. Правда потом сомнения рассеялись с первым тренингом в группе детей.
«Меня одолевали страхи по поводу их вовлеченности, возможности справляться с межличностными конфликтами, а оказалось, что они психически, вполне взрослее сверстников. Это было для меня открытием!» — делится Илья.
Пожалуй, и здесь на смене, самым главным наблюдением для Ильи стала трудность открытого выражения чувств у детей.
«Многие дети испытывают стресс, когда сталкиваются с ситуацией, где необходимо искренне говорить о своих переживаниях и чувствах»
Практический опыт работы с детьми, переживших стрессовые события выявляет специфические особенности их психологического состояния.
«Из психологических особенностей детей, учувствовавших в проекте, я мог бы отметить трудности с проживанием и проявлением эмоций. Это был (и наверное, останется) один из самых востребованных запросов». – вспоминает Илья.
Данное наблюдение сопоставляется с основой исследований в области детской кризисной психологии, которые указывают на то, что дети, пережившие стрессовые события, часто демонстрируют эмоциональную диссоциацию как защитный механизм психики.
И задача психолога в таких условиях заключается в создании безопасного пространства для постепенного восстановления способности к эмоциональному самовыражению.
Примечательно, что дети проявляют особую тревогу в вопросах установления межличностных контактов. Потребность в дружеских отношениях остается для них приоритетной, что в принципе свидетельствует о сохранении здоровых возрастных потребностей несмотря на пережитые трудности.
Так и у детей из отряда Ильи возникла потребность в безопасном эмоциональном пространстве. В ход шли ватманы для коллажей, кисти, краски, дыхательная гимнастика, а иногда и простая прогулка, после чего слова сами рождались без принуждения.
И здесь лагерь для вожатого-психолога, представляет собой форму интенсивного совместного бытия, требующую баланса между консультированием и ненавязчивым сопровождением.
Ключевым принципом для Ильи стала идея короткого, но насыщенного маршрута. Не углубляться в тяжелые травмы, а дать ребенку прожить чувство, сделать первый вдох доверия.
«Одна из основных трудностей психологов при выстраивании доверительных отношений с детьми — необходимость раскрытия ребенка, но без проработки глубинных травм», — подчеркивает Илья.
Практическая работа с детьми, находящимися в посттравматическом состоянии, требует применения определенных методов и техник. В условиях детского лагеря лучше всего работают простые и интересные способы помочь детям справиться с переживаниями.
Рисование и творчество очень хорошо помогают детям. Когда ребенок рисует или лепит, он может выразить свои чувства без слов. Это особенно важно, когда детям трудно рассказать, что их беспокоит.
Специальные карточки с картинками тоже работают отлично. Дети смотрят на картинки и рассказывают, что им приходит в голову. Это помогает им лучше понять себя и свои чувства.
Дыхательные упражнения – это простой способ успокоиться. Когда дети учатся правильно дышать, их организм расслабляется, волнение уходит, и они чувствуют себя спокойнее.
Как подчеркивает Илья, он применял данные техники на своей смене:
«Наиболее эффективными методами и приемами психологической поддержки на смене оказались: арт-терапия, работа с метафорическими картами, упражнения из экспозиционной терапии и дыхательные техники».
И обратная связь тоже пришла к Илье быстрее, чем ожидалось, в том числе и от родителей его воспитанников.
«Некоторые родители даже планировали в будущем работать с психологами как семьями, так и по отдельности. Одна мама рассказала мне, что ее сын стал честнее говорить о своих эмоциях и научился разрешать межличностные конфликты», — делится Илья.
Эти слова стали своего рода внутренним экзаменом, когда оценка выставляется не преподавателем в институте, а преобразившимися интонациями ребенка.
Практика в таком проекте, как в этом, в котором участвовал Илья показывает, что детям особенно недостает регулярных пространств свободного самовыражения под наблюдением специалиста.
«Это могли бы быть группы арт-терапии или группы по обучению самопомощи», — считает Илья.
Опыт лагеря позволяет «нащупать» форму такой среды, пусть пока и временной. Она строится на естественных факторах — игре, природе, товариществе и на научно выверенных методиках, отточенных в стенах Института.
После смены Илья почувствовал, что его профессиональная идентичность наполнилась конкретикой:
«Я стал чувствовать себя гораздо увереннее на своем месте и понял, что хочу давать детям и подросткам возможность раскрыть свой потенциал»
Подобная трансформация как раз свидетельствует о формировании зрелой профессиональной позиции, основанной на понимании глубинного смысла психологической работы.
Истинное призвание открывается человеку через встречу с конкретными жизненными задачами, требующими от него полной самоотдачи и мобилизации всех внутренних ресурсов.
Первые дни практики часто сопровождаются интенсивными переживаниями. И нашего героя это также затронуло:
«Эмоции были очень бурные, не только потому, что это для меня была первая смена в качестве лагерного психолога, но и потому, что это бы мой ПЕРВЫЙ лагерный опыт в принципе!» – делится Илья.
Однако именно эти переживания как раз и становятся основой для глубокого профессионального понимания и роста. И опыт работы в условиях таких проектов позволяет сформулировать практические рекомендации для студентов-психологов, которые только собираются поехать в детский лагерь, в котором участниками смены становятся дети такой целевой аудитории, как была и на смене у Ильи. И он поделился советами:
«Студентам-вожатым и психологам, которым предстоит работать с подобными группами детей, я бы порекомендовал активно отдыхать перед сменой и после неё, чтобы отдаться процессу полностью. Обязательно стоит обзавестись записными книжками, в которых будут написаны (на всякий случай) техники психологического сопровождения при ПТСР и других кризисных состояниях».
Эти рекомендации подчеркивают важность профессиональной подготовки и самозаботы специалиста, ведь работа с детьми в кризисных состояниях требует от психолога не только профессиональных знаний, но и эмоциональной устойчивости, способности к эмпатии при сохранении профессиональных границ.
Сам практический опыт работы с детьми из новых регионов России в условиях детского лагеря представляет собой уникальную возможность для профессионального становления будущих психологов.
Такая практика позволяет студентам не только применить теоретические знания в реальных условиях, но и сформировать глубокое понимание социальной значимости психологической профессии.
И здесь вспоминаются слова Дмитрия Сергеевича Лихачева:
«Истинное образование заключается не в накоплении знаний, а в формировании способности к сопереживанию и пониманию другого человека.»
В контексте психологического образования это означает, что воспитание специалистов, способных не только диагностировать и корректировать, но и сопровождать детей на пути их личностного развития, помогает им обрести веру в собственные силы и возможности.
Мы задали Илье вопрос, что он чувствовал, когда видел положительные перемены у детей, и вот что он ответил:
«Когда видишь позитивные перемены в конкретных случаях — наполняешься радостью, теплом и любовью. Это невероятные ощущения, когда ты понимаешь, что возможно, даже если тебя не запомнят как личность, твой эмоциональный и профессиональный вклад в развивающуюся личность поможет ей на жизненном пути.»
И в этих словах заключается сущность психологической работы с детьми – не стремление к признанию, а желание оставить светлый след в душе растущего человека, помочь ему обрести внутренние ресурсы для преодоления жизненных трудностей и раскрытия своего потенциала. Между автобусной дорогой и огоньком, между лекциями в Институте и шелестом только недавно позеленевших деревьев в Дивеево… выстраивался невидимый мост, по которому проходил путь внутреннего совершенствования Ильи как специалиста, при этом неся в руках багаж теории, а в сердце готовность разделить с ребенком его «здесь и сейчас». И если даже один юный участник проекта «Послезавтра» поверил, что настоящее может быть безопасным местом для будущего и для его саморазвития, значит, практика удалась!