Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Урок с гиперактивным ребенком

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о том, что такое гиперактивность и как учитель может справиться с гиперактивным учеником на уроке.

Наверное, каждый учитель сталкивался с ситуацией, когда в классе один или несколько детей много двигаются, не могут усидеть на одном месте, не могут сосредоточиться на выполнении задания. Таких детей можно назвать гиперактивными. Это доставляет уйму неудобств учителю: на уроках такие дети часто отвлекаются, на вопросы отвечают не дождавшись своей очереди, выкрикивают с места, мешают одноклассникам, не могут завершить задание самостоятельно, требуют к себе внимания.

Очень часто учитель при наблюдении за таким ребенком задумывается о наличии у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ). Но нужно помнить, что гиперактивность и СДВГ не одно и то же.

Гиперактивность – это состояние, характеризующееся повышенной физической активностью, часто сопровождающейся беспокойством и неспособностью сосредоточиться на задаче в течение продолжительного времени.

В свою очередь, СДВГ – это неврологическое расстройство, которое характеризуется нарушением внимания, импульсивностью и гиперактивностью. Оно может проявляться по-разному и сопровождаться другими симптомами. Среди них можно отметить: затруднения в учебе, проблемы с организацией и контролем эмоций.

В некоторых случаях, гиперактивность может быть одним из симптомов СДВГ, но она также может быть вызвана другими факторами: наследственная предрасположенность, неврологические проблемы, ранние стрессовые ситуации, другие медицинские причины (например, повреждение мозга, синдром Туретта), неправильно подобранное питание. Некоторые продукты питания, такие как сладости, газировка и продукты с высоким содержанием искусственных красителей и консервантов, могут усиливать симптомы гиперактивности у некоторых детей.

Как педагогу построить урок в классе с гиперактивным ребенком? Учитывая данное обстоятельство, построение урока требует сочетания стратегий и методов, которые способствуют активному и вовлеченному участию данного ребенка в образовательном процессе, а также созданию ненапряженной и поддерживающей атмосферы для всего класса. Вот несколько рекомендаций:

Установите ясные и понятные правила класса. Рассмотрите варианты правил, которые будут как соответствовать особенностям гиперактивного ребенка, так и поддерживать общее благополучие в классе. Отмечайте хорошее поведение и дайте возможность всем ученикам быть вовлеченными и успешными.

Составьте план урока с ясной и последовательной структурой. Разделите урок на несколько небольших сегментов, включающих в себя активности, практику и обсуждения. Это поможет удержать внимание учеников, в том числе и гиперактивного ребенка.

Используйте разнообразные методы обучения. Постарайтесь включить различные типы упражнений и задач, исследования, ролевые игры или проекты. Так гиперактивный ребенок будет активно участвовать во всем уроке.

Дайте возможность двигательной активности. Предоставьте ребенку возможность двигаться и выполнять небольшие физические упражнения, чтобы помочь ему сосредоточиться. Например, включите паузы для растяжки или небольшие физические упражнения, проводите физкультминутки.

Предложите альтернативные способы участия. Разрешите гиперактивному ребенку использовать визуальные материалы, например индивидуальное расписание или заметки, чтобы помочь ему организовать свою работу и сохранить фокус внимания.

Создайте спокойное и поддерживающее окружение. Поддерживайте позитивную атмосферу в классе, поощряйте учеников. Будьте терпеливыми и поддерживающими, помогайте гиперактивному ребенку, когда это необходимо.

Если у вас в классе находится ребенок с СДВГ, найдите специалиста, с которым вы можете советоваться. Это может быть школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. Его должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ, имел большой опыт, знал о поведении таких детей в классе и мог вас консультировать. Помните, что вы не обязаны знать все, не бойтесь просить о помощи.

Важно помнить, что каждый гиперактивный ребенок имеет свои индивидуальные потребности, поэтому коммуникация с его родителями и педагогической командой будет ключевым элементом в достижении наилучших результатов.

Текст: Анастасия Любаева, студентка 3 курса дефектологического факультета

Редактор: Шустова Софья, студентка 1 курса дефектологического факультета

Картинка: Полина Дорофеева, студентка 2 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 5 курса факультета начального образования

29 / 11 / 2023

Показать обсуждение