Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Рау Федор Федорович

Выпускник дефектологического отделения 2-го МГУ (ныне МПГУ). Закончил в 1932 году. Дефектолог, сурдопедагог, доктор педагогических наук.

Родился 26 июля 1910 года. После института работал учителем Московского городского института глухонемых, затем стал учителем и завучем в школе-интернате для глухонемых переростков в г. Истре. Позже начал работать в Экспериментальном дефектологическом институте преподавателем сурдоотделения.

1934-1937 годах был аспирантом МГПИ им. Бубнова (ныне – МПГУ); в дальнейшем на протяжении 20 лет преподавал на кафедре сурдопедагогики и логопедии. С 1938 преподавал в Московском Государственном Педагогическом Дефектологическом институте, а во время войны стал его директором. С 1944 года – в НИИ дефектологии, заведовал сектором экспериментальной фонетики. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по теме «Обучение глухонемых произношению». С 1968 года до конца жизни заведовал отделом изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Автор более 120 научных работ: монографий, пособий, учебников, программ и статей. Один из разработчиков концентрического метода обучения глухих словесной речи. Был членом комиссии по улучшению работы среди глухих при ВЦСПС, входил в редколлегию журнала «Дефектология», был членом экспертного совета ВАК. Неоднократно награждался премиями АПН СССР, в том числе – премией им. Ушинского. Всемирная Федерация глухих наградила его, единственного из отечественных сурдопедагогов, орденом первого класса.

Скончался в 1977 году.

…Он был достойным сыном своих родителей – Наталии Александровны Рау, организатора первого в Европе детского сада для глухих детей и «Клуба беглого чтения с губ», где получали помощь взрослые оглохшие, и Федора Андреевича Рау – одного из основоположников отечественной сурдопедагогики. Воспитание в семье известных русских сурдопедагогов, живших интересами людей, лишенных слуха, сказалось не только на выборе профессии, но и на отношении к делу, к людям, которых постигло такое несчастье, как глухота. В семье Рау постоянно жил кто-либо из их глухих учеников, часто бывали и глухие дети, и глухие взрослые, приходившие в этот дом за консультацией, советом, помощью… Федор Федорович вырос рядом с глухими, привык общаться с ними, всегда относился к ним, как к равным, любил и понимал глухих, был их истинным другом. После бесед с ним и родители глухих детей, и сами неслышащие чувствовали себя сильнее, увереннее.

Из статьи к 90-летию со дня рождения Федора Федоровича Рау

Фотогалерея

Наши выпускники в разных областях деятельности