Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Рау Федор Федорович

РАУ Федор Федорович (26.7.1910, Москва – 12.6.1977, Москва) – д-р педагогических наук (1961), проф.

В 1929–32 обучался на дефектологическом отделении педагогического факультета 2-го МГУ–МГПИ. Работал учителем Московского городского ин-та глухонемых (во вр. обучения), в  школе-интернате для глухонемых переростков в Истре, в кот-й занимал должность завуча и проводил апробацию письменного метода Линднера (с 1932). В 1934 поступил в аспирантуру МГПИ. Дир. Московского государственного педагогического дефектологического ин-та (1941–45),  декан педагогического и дефектологического факультетов, зав. каф. сурдопедагогики и логопедии (с 1942). Науч. сотрудник Экспериментального дефектологического ин-та, в кот-м возглавлял лабораторию фонетики и акустики, а в 1968–77 – Отдел изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Организатор сурдотехнической лаборатории, в кот-й были созданы оригинальные технические устройства (ВИР, И2-М), помогающие учителям формировать у глухих устную речь, и  сконструированы приборы, облегчающие быт глухих (напр., «электронная няня»), обеспечивающие возможность коммуникации на расстоянии (телефонная приставка с азбукой Морзе). Чл. комиссии по улучшению работы среди глухих при Всесоюзном центральном совете профсоюзов, чл. редколлегии журнала «Дефектология», чл. экспертного совета ВАКа. В 1942 защитил канд. дисс. «Методы первоначального обучения глухонемых словесной речи». Защитил докт. дисс. «Обучение глухонемых произношению». Науч.-исслед. деятельность Р. была связана с проблемой обучения устной речи глухих и слабослышащих. Предложил и (в соавт. с Н.Ф. Слезиной) разработал аналитико-синтетический полисенсорный концентрический метод обучения произношению, не потерявший актуальности и сегодня. Доказал, что, несмотря на отсутствие или глубокое нарушение слуха, глухие дети располагают достаточными психофизическими средствами, опираясь на кот-е, можно с помощью специального педагогического воздействия сформировать у них устную речь. В связи с этим особое внимание уделял первоначальному обучению речи и вопросам обучения глухих произношению. Исследовал механизмы восприятия устной речи слышащими и глухими. Показал, что восприятие – активный, многоуровневый процесс. Активность человека, воспринимающего устное высказывание, проявляется в вероятностном прогнозировании и в учете контекста. Последний он понимал достаточно широко: не только как контекст речевой, языковой, но также и сама ситуация общения, личностные установки собеседников, эмоциональное отношение к произносимому. Один из первых российских ученых, обозначивший проблему интеграции слабослышащих людей в социум, отмечавший возможность обучения глухих детей и вне системы специального школьного образования. (Данное направление в 1990-х получило развитие как государственная программа в рамках специального образования.)

Под руководством Р. защищено более 10 канд. дисс.

Автор более 120 науч. работ, среди кот-х монографии, учеб. пос., учеб., программы, статьи.

Лауреат премии им. К.Д. Ушинского. Единственный из российских ученых-сурдопедагогов, награжденный орденом первого кл. Всемирной Федерации глухих при ЮНЕСКО.

С о ч.: Обучение глухонемых произношению. М., 1960; Руководство по обучению глухонемых произношению. М., 1960; Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся / в соавт. с Л.В. Нейманом и В.И. Бельтюковым. М., 1961; Устное слово: метод. пос. по развитию устной речи и обучению грамоте в приготовительном кл. школы глухих / в соавт. с Н.Ф. Слезиной. М., 1963; Произношение: учеб. для приготовительного, первого и второго кл. школы глухих / в соавт. с Н.Ф. Слезиной. М., 1969; Руководство к учебникам «Произношение» для приготовительного, первого и второго классов школы глухих / в соавт. с Н.Ф. Слезиной. М., 1969; Устная речь глухих. М., 1973; Методика обучения произношению в школе глухих: пос. для учителей / в соавт. с Н.Ф. Слезиной. М., 1981.

Годы жизни

1910 - 1977

Исторический этап

МГПИ

Учёные МПГУ