Директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Татьяна Николаевна Владимирова поделилась особенностями обучения на направлениях «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью».
Высокое качество работы напрямую зависит от образования. Усердное обучение в институте позволит студенту стать успешным в своей профессии после выпуска.
Директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Проректор по связям с общественностью, Доктор педагогических наук Татьяна Николаевна Владимирова.
– По каким направлениям и профилям готовит Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования? В чем уникальность этих программ подготовки?
Т.Н.: В Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования два направления подготовки бакалавриата – «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». Мы намеренно не разбивали эти направления на профили подготовки – в этом, наверное, и заключается их уникальность.
Сегодня существует тенденция как конвергентность журналиста. Современный журналист должен уметь не только писать, но и снимать, фотографировать, делать закадровое озвучивание и уметь работать в кадре. За последние пять лет на этих направлениях немного бюджетных мест. В следующем году их будет всего 14 на двух направлениях. Требования высокие, русский язык, литература и творческие испытания. Мы входим в топ-5 вузов, которые занимаются подготовкой журналистов. На направлении «Реклама и связи с общественностью» уже два года, как появились бюджетные места, и рекламисты нас тоже не подвели.
Также в проекте есть особая программа: чтобы студенты не забывали иностранный язык, первые два года они изучают его в группах по уровню знания языка. А на третьем курсе им предлагается выбрать дисциплину, которую они будут изучать полностью на иностранном языке. Но пока не у всех уровень иностранного языка высокий, чтобы ввести такую программу.
– В каких СМИ и агентствах работают Ваши выпускники?
Т.Н.: Выпускники работают в ведущих средствах массовой информации, информационных агентствах. Фотокорреспонденты, видеооператоры – в основном, это студенты нашего университета. «Российская газета», «Коммерсант», «Новая газета», газета «Ведомости», «Собеседник», «Комсомольская правда», газета «Metro» – во всех этих редакциях работают наши выпускники.
Много ребят работает в смежных профессиях, связанных с рекламой и связями с общественностью, также в сферах SMM и SEO-продвижения. И я могу с гордостью сказать: по независимой оценке, которая проводилась в РФ в 2015 году, ИЖКМ получил высокую оценку, которая подтверждает, что здесь готовят специалистов высокого уровня.
О рекламе хочу сказать, что преподавателями у нас работают сотрудники ведущей коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры». Поэтому наши студенты имеют возможность поучаствовать в организации разных мероприятий и деловых встреч. Также ребята работают не только по профессии, но и делают синхронный перевод. Последний раз, например, делали синхронный перевод Сергею Лаврову. Это тоже высокий показатель подготовки студентов нашего университета.
На сегодняшний день у нас не существует проблем с трудоустройством. К концу третьего курса наши студенты уже определяются, где будут работать. У нас есть правило: выпускные квалификационные работы, которые выпускники защищают на четвертом курсе, должны быть написаны на базе той организации, где студент работает. Это авторский медийный продукт, который они также могут использовать в рамках своей работы. Поэтому 96% наших студентов трудоустроены.
– Многие журналисты убеждены, что научить журналистике нельзя. Что ИЖКМ делает для того, чтобы выпустить действительно подготовленных и конкурентоспособных журналистов?
Т.Н.: Мнение о том, что журналистике научить нельзя пришло из самой журналистики. От людей, которые, не имея журналистского образования, пришли в журналистику для освещения узкоспециализированной темы. Конечно, если журналист освещает темы космоса, ему, разумеется, не помешает базовое техническое образование. Но тем и ценна наша программа обучения, что мы показываем студентам все возможные грани этой профессии.
Учебный план создан таким образом, что в основе лежит практическая журналистика, и есть дополняющие дисциплины, которые наполняют ее смыслом. На первом курсе студенты изучают новостную журналистику, основы творческой деятельности журналиста и Интернет-СМИ. На втором курсе изучается художественно-публицистическая журналистика. Это очерки, памфлеты, фельетоны, эссе – то, что близко студентам ещё со школы. На третьем курсе – аналитическая журналистика, и это уже сложнее. Здесь необходимо знать социологию, экономику, менеджмент.
Также мы не убрали из учебного плана литературу и современный русский язык. Будущему журналисту необходимо уметь правильно строить предложения и правильно писать. Журналист должен быть конвергентным – уметь делать все сам. Конечно, к четвертому курсу уже появляется понимание специализации: многие уходят в спортивную журналистику, девушки часто пишут для бизнес-СМИ или изданий, связанных с культурой. Также ребят выбирают политическую журналистику. В учебном плане есть история и политология, что помогает развиваться в этом направлении.
– Ваш Институт – один из немногих образовательных учреждений по направлениям «Журналистика» и «Реклама», который внедрил такой формат обучения как мастерские. Какие навыки получают студенты? Как Вы сейчас оцениваете работу этих мастерских?
Т.Н.: Когда мы придумывали систему мастерских, мы ориентировались на театральные вузы. Мастер работает с коллективом и все то, что умеет и знает, вкладывает в своих студентов. Система мастерских функционирует в нашем Институте в течение пяти лет, и мы поняли, что это система не театральных вузов, а инженерных. В технических вузах тоже есть мастерские, или лаборатории, где дают практические знания и навыки. Главной задачей было достичь непринуждённой рабочей обстановки. И чтобы в такой творческой атмосфере ребята обучались у мастера. К тому же, в одной мастерской совмещаются три курса. Это делается для того, чтобы научить ребят работать в команде, но при этом не забывать про свое индивидуальное начало.
В системе мастерских существует модульная карта. Она является тем минимумом, который должен освоить студент, чтобы можно было сказать, что он готов работать в новостной или аналитической журналистике. Конечно, этого мало, ведь за пределами университета ребят ждёт ещё больше текстов, съёмок, проектов. Я всегда смеюсь, когда студенты мне говорят, что никогда не будут писать на темы, которые им не интересны. Современный мир так устроен, что девочки готовят материалы про парковки, хотя они мало что в этом понимают. В редакции не будут спрашивать, нравится тебе тема или нет, ты просто должен написать. Это твоя работа. И наша задача – показать, что журналистика это нелегкий путь. Поэтому мы погружаем студентов в рабочую атмосферу с первого курса, с первого дня.
– В фойе Института можно увидеть афиши различных мастер классов. Каких экспертов могут послушать студенты на таких мастер-классах?
Т.Н.: Да, у нас проходит много деловых и творческих встреч, мастер-классов, тренингов, но студенты не очень любят ходить на такие мероприятия. Бытует мнение, что человек будет рассказывать про себя и свой путь успеха. Я не отказываюсь от этого формата только потому, что разумное зерно в этих мероприятиях есть. Ведь мы изучаем историю, то, как складывалось становление нашего государства не потому, что мы не хотим забыть. Мы изучаем, какие решения были приняты, что был сделано правильно, а что – нет, что повлияло на развитие страны. Также и в профессии: когда ты слушаешь человека, который в профессии состоялся, то в его опыте можно найти что-то такое, что потом можно будет применить в своей жизни.
У нас проходит много мастер-классов по радийной журналистике, по тележурналистике. Также это связано с тем, что у нас нет специализации по таким направлениям. Когда проводится мастер-класс, очень хочется, чтобы сложился контакт между студентом и специалистом. Все, кто был в стенах нашего университета, соглашаются консультировать и помогать студентам в дальнейшем. Ведь каждый журналист должен иметь пул своих экспертов, к которым он может обратиться за мнением, комментарием или советом. Поэтому мастер-классы в основном нацелены на обмен контактами между специалистами и студентами.
Напомним, что подать пакет документов на направления бакалавриата очной и очно-заочной формы обучения можно до 26-го июля. До 10-го июля документы могут подать лица, поступающие по результатам внутренних вступительных испытаний, проводимых МПГУ самостоятельно. Поступающие на заочную форму обучения могут подать документы до 7-го сентября.
Поступающие на образовательные программы магистратуры очной формы обучения могут подать документы до 10-го августа, на заочную форму обучения до 7-го сентября.
Светлана Басова
Фото: Екатерина Пучнина
Центр мультимедийной журналистики и печатных СМИ