19-20 ноября 2024 г. в Институте инклюзивного образования БГПУ состоялся научно-практический форум (конференция) «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка». Данная конференция явилась одним из завершающих мероприятий проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», который стартовал в 2022 г. при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.
Модератор (В.В. Хитрюк, директор Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, профессор) напомнила о том, что проект международной технической помощи направлен на разработку и внедрение новых образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования, корректировку содержания и определение механизмов модификации образования с учетом возможностей, потребностей и способностей обучающихся, создание безбарьерной предметно-пространственной среды, психологически безопасных и благоприятных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, особенностями психофизического развития и инвалидностью, повышение профессиональной компетентности студентов учреждений высшего образования и педагогических работников учреждений дошкольного и общесреднего образования в сфере инклюзивного образования.
На пленарной сессии «Принцип инклюзии в образовании: от идеи – к реализации» с бинарным докладом «Подготовка учителей-дефектологов в контексте принципа инклюзии в образовании в Республике Беларусь и Российской Федерации: концептуальные подходы» выступили Алмазова Анна Алексеевна, директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии, доктор педагогических наук и Гайдукевич Светлана Евгеньевна, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент.
Во второй день форума работало 8 локаций: диалоговая площадка «Качество образовательной инклюзии: походы, ресурсы, инструменты, точки развития», открытая лекция «Организация сопровождения обучающихся с инвалидностью и особыми образовательными потребностями в учреждении высшего образования», семинар-практикум «Портрет современной семьи ребенка с особыми образовательными потребностями, проживающей на территории Российской Федерации, в исследованиях Института коррекционной педагогики», мастер-класс «Как сформировать коммуникативные навыки у ребенка с РАС?» и др.
С открытой лекцией «Современное состояние логопедической науки и практики» выступила Филатова Юлия Олеговна, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, профессор кафедры логопедии Института детства, заведующий лабораторией Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Российской академии образования. На лекции рассматривались проблемы изучения нарушений речи у детей в контексте психофизиологического направления, особое внимание было уделено нарушениям развития речи и языка в раннем периоде психомоторного и речевого развития, вопросам этиологии и речевой и неречевой симптоматики при дизартрии, заикании, клаттеринге.
На финальном заседании Общественного совета базовой организации стран-участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников в области специального и инклюзивного образования обсуждались вопросы ресурсного обеспечения принципа инклюзии в высшем образовании.
В работе форума приняли участие ученые и педагогические работники 3 стран: Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан (в том числе 15 докторов наук, 11 кандидатов наук). Было зарегистрировано более 1200 участников, в том числе в первый день в офлайн формате приняло участие более 200 слушателей, во второй день – более 450 человек.