Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Военно-исторический календарь: К 75-летию со дня открытия «Памятника воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» в Трептов-парке в Берлине

Новости МПГУ
«Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества»

/ И.В. Сталин. Из доклада к 27-й годовщине Октябрьской революции

 

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, художникам и музыкантам, писателям и режиссёрам.

Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 75-летию со дня открытия «Памятника воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» в Трептов-парке в Берлине (08.05.1949).

Героизм советских солдат, павших в боях с фашистскими захватчиками, увековечен не только на территории бывшего СССР. Продвигаясь на запад, наши бойцы метр за метром освобождали захваченные немцами европейские территории. Памятники воинам-освободителям есть в каждой стране, которая была вызволена из оккупационного плена. Самый масштабный зарубежный мемориал находится на территории Германии, в Берлинском Трептов-парке.

Трептов-парк – парк в восточной части Берлина на берегу реки Шпрее в административном округе Трептов-Кёпеник (район Альт-Трептов). Сопоставим расположенному на западе города Большому Тиргартену. Известен главным образом гигантским мемориалом в память о воинах Красной Армии, павших в боях за Берлин.

Парк площадью 88,2 га был заложен в 1876-1888 годах по проекту директора городских садов Иоганна Генриха Густава Майера. Ранее на этом месте находились «упорядоченные насаждения деревьев в Трептове», основанные Иоганном Петером Паулем Буше. Расходы на возведение парка составили 1,2 млн марок. Трептов-парк стал народным парком, открытым для жителей города, что являлось новшеством для того времени. В центре парка находился большой луг в форме ипподрома для занятий играми и спортом длиной 250 м и 100 м шириной.

С 1 мая по 15 октября 1896 года в Трептов-парке проходила берлинская выставка ремёсел. По окончании Второй мировой войны, в 1946-1949 годах, на территории парка был создан самый крупный советский воинский мемориал за пределами СССР. В 1957-1958 годах ландшафтный архитектор Георг Пниовер разбил в Трептов-парке сад подсолнечника, позднее в Трептов-парке появился и розовый сад в 25 тысяч розовых кустов. В парке установлены скульптуры, функционирует фонтан.

«Воин-освободитель» – монумент павшим в боях за Берлин советским воинам на военном мемориале в Трептов парке в Берлине. Один из трёх главных советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене).

Идея создания мемориала принадлежала Климу Ефремовичу Ворошилову (23.01/04.02.1881-02.12.1969), который знал, что там похоронены тысячи советских воинов, павших в битве за Берлин, и предложил достойно почтить память героев последних сражений Великой войны.

Впрочем, первоначально предполагалось, что этот памятник будет установлен где-то на задворках парка, а в центре композиции встанет фигура генералиссимуса И.В. Сталин. Е.В. Вучетич предложил две композиции: вождя народов с глобусом, который символизировал «мир спасенный», и солдата с девочкой, которого воспринимали как запасной, дополнительный вариант. Примерно так будущий мемориал видел скульптор в 1946 году, когда Военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проект Берлинского монумента воинам-освободителям. Е.В. Вучетич и сам был солдатом. Не тыловым, самым настоящим. Из последнего боя его вынесли полуживым. На всю жизнь из-за последствий контузии у него изменилась речь. Всю жизнь после этого он запечатлевал в камне и бронзе память героев Великой Отечественной. Е.В. Вучетича иногда упрекали в гигантомании. Он действительно мыслил масштабно, хотя знал толк и в камерной скульптуре. Скульптор понимал Великую Отечественную как противостояние вселенского размаха – и за несколько десятилетий создал монументальный эпос нашего времени. Он служил памяти о фронтовом подвиге с таким же самозабвением, с каким древние иконописцы служили Богу, а художники эпохи Возрождения – идее величия человека.

Е.В. Вучетич взялся за дело после беседы с К.Е. Ворошиловым. Но «сталиноцентричная» концепция памятника его не окрыляла. «Я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение. И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий – и вызрело новое, свое решение», – вспоминал скульптор. Е.В. Вучетич не был противником Сталина. Но как истинный художник он боялся подпасть под ярмо шаблона. Сердцем он понимал, что главный герой войны – это всё-таки солдат, один из миллионов павших и выживших, прошедших от Сталинграда и Москвы до Праги и Берлина. Израненный, похороненный на чужбине, но непобежденный. Как выяснилось, понимал это и И.В. Сталин. Но главными авторами памятника стали сами бойцы, герои последних сражений. У советских бойцов имелось немало оснований для мести. Но мало кто из них доходил до слепого мщения – и наказание для таких было суровым. Памятник должен был показать: советский солдат дошел до Берлина не для того, чтобы поставить Германию на колени и поработить немецкий народ. У него другая цель – уничтожить нацизм и завершить войну.

Основными воплотителями идеи памятника стали советские скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич (15/28.12.1908-12.04.1974, 5-й участок Новодевичьего), архитектор Яков Борисович Белопольский (23.04/06.05.1916-05.05.1993, Донское), художник Анатолий Андреевич Горпенко (01/14.03.1916-01.09.1980, Донское), инженер Сарра Самуиловна Валериус.

Торжественное открытие памятника «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» состоялось 8 мая 1949 года. Высота – 13 метров. Вес – 70 тонн. Монумент «Воин-освободитель» является символом победы Советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне и освобождения народов Европы от нацизма.

Скульптура являлась неофициальным символом Группы советских войск в Германии. Осенью 2003 года скульптура воина в Трептов-парке была разобрана и отправлена на реставрацию. 2 мая 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В 1946-1947 году при строительстве мемориала состоялось перенесение останков советских воинов, погибших в боях за Берлин, из многочисленных братских могил, располагавшихся по всему городу, в три главные локации, на которых были возведены крупные мемориалы. В Трептов-парк было перезахоронено более 7000 тел, из них более половины неизвестных. На мемориале нет ни одной фамилии захороненных, но в Сенате Берлина хранится Книга Памяти со списком известных имён и фамилий похороненных. Второй, более полный экземпляр такой книги хранится в Вюнсдорфе.

Основные братские захоронения фактически производились на возвышенных боковых платановых аллеях мемориала, в то время как центральные пять газонов играют символическую роль братских могил, так как из-за высокого уровня грунтовых вод массовые братские захоронения на месте находившегося здесь ранее пруда оказались невозможны. Специально в начале площади по оси мемориала была оборудована только небольшая фактическая могила – «Могила Героев», где были вместе символически захоронены четыре солдата и офицера, один из которых – Герой Советского Союза.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, другой поддерживает спасённую им немецкую девочку. Многие считали, что в статуе «Воин-освободитель» меч неуместен, и советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат. Но по предложению Иосифа Виссарионовича Сталина Е.В. Вучетич сменил автомат на меч. К тому же он делал не меч вообще, а точно скопировал меч псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался за Русь против «псов-рыцарей».

Прототипом для скульптора послужил советский солдат пехотинец, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области Николай Иванович Масалов (10.12.1922-20.12.2001), спасший немецкую девочку в разгар боя на берегу Ландвер-канала во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года. «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она всё теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов», – рассказывал Масалов. Он выжил, получил за подвиги в Берлинских боях орден Славы III степени. Первым о подвиге Н.И. Масалова рассказал маршал Чуйков Василий Иванович (31.01/12.02.1900-18.03.1982, Мамаев курган), позже исследователям удалось подтвердить это документально. После войны Е.В. Вучетич встретился с Н.И. Масаловым, подвиг которого и подсказал ему ключевую идею монумента в Трептов-парке: спасая девочку, солдат защищает мир и жизнь.

Но Н.И. Масалов был не одинок. Схожий подвиг совершил уроженец Логойского района Минской области старший сержант Трифон Андреевич Лукьянович (1919-29.04.1945), также спасший девочку во время боёв. Его жена и дочери погибли под немецкими бомбами. Отец, мать и сестра были казнены оккупантами за связь с партизанами. Т.А. Лукьянович сражался в Сталинграде, не раз был ранен, его признавали непригодным к армейской службе, но старший сержант всеми правдами и неправдами возвращался на фронт. В конце апреля 1945 года он участвовал в сражениях в западной части Берлина – на Эйзенштрассе, неподалеку от Трептов-парка. Во время боя услышал плач ребенка и бросился через дорогу, в сторону разрушенного дома. Писатель, военкор «Правды» Борис Полевой – свидетель подвига – вспоминал: «Потом мы увидели его с ребенком на руках. Он сидел под защитой обломков стены, обдумывая, как же ему дальше быть. Потом прилег и, держа ребенка, двинулся назад. Но сейчас двигаться по-пластунски ему было тяжело. Ноша мешала ползти на локтях. Он то и дело ложился на асфальт и затихал, но, отдохнув, двигался дальше. Теперь он был близко, и видно было, что он весь в поту, волосы, намокши, лезут в глаза, и он не может их даже отбросить, ведь обе руки заняты». И тут пуля немецкого снайпера остановила его путь. Девочка вцепилась в мокрую от пота гимнастерку. Т.А. Лукьянович успел передать ее в надежные руки товарищей. Девочка выжила и на всю жизнь запомнила своего спасителя. А Трифон Андреевич умер через несколько дней 29 апреля 1945 года. Пуля перебила артерию, ранение оказалось смертельным. Полевой опубликовал в «Правде» очерк о герое. В Берлине есть мемориальная плита в память о старшем сержанте Красной Армии, который ценой своей жизни «спас немецкого ребенка от пуль СС».

Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит на руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Александровна Котикова (17.04.1945-19.02.1996) – дочь коменданта советского сектора Берлина (02.04.1946-07.06.1950) генерал-майора Александра Георгиевича Котикова (14/27.08.1902-19.07.1981, с. Архангельское Угличского района Ярославской области). Позже С.А. Котикова стала актрисой, наиболее известна её роль учительницы Марьяны Борисовны в фильме «Ох уж эта Настя!».

Существует несколько версий того, кто именно позировал скульптору Е.В. Вучетичу для фигуры солдата. Они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.

Полтора года в Берлине скульптору позировал гвардии рядовой Советской Армии Иван Степанович Одарченко (06.09.1926-02.07.2013, Петропавловское в Тамбове). Также Одарченко позировал и художнику А.А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды – в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склонённой головой, держащего венок. После демобилизации И.С. Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе «Автотрактордеталь».

По воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он позировал Вучетичу в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части. Изначально, по воспоминаниям В.М. Гуназы, Е.В. Вучетич планировал изваять солдата, который держит на руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика девочкой.

Согласно интервью отца Рафаила – зятя (мужа младшей дочери Елены) коменданта Берлина А.Г. Котикова, – который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, по возвращении в Москву, этот повар стал шеф-поваром ресторана «Прага».

И таких подвигов в боях за Берлин было немало! Словами Твардовского, «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Где бы ни шли бои, каждый из них защищал Родину. И – человечность, которую пытались искоренить в «тысячелетнем рейхе». Е.В. Вучетич знал и о Масалове, и о Лукьяновиче. Он создал обобщенный образ солдата, спасающего ребенка. Солдата, защитившего и свою страну, и будущее Германии.

В наше время, когда на Западе, а иногда и у нас, тиражируются легенды о «зверствах советских оккупантов» в Германии, помнить об этих подвигах втройне важно. Стыдно, что мы уступаем позиции фальсификаторам – и голос исторической правды в столь политизированном контексте звучит всё тише. Напомнить о подвиге, о человеколюбии тех, кто сражался за Берлин, могли бы кинематографисты. Только понадобятся не только талант и такт, но и тонкое понимание того времени, того поколения. Чтобы гимнастерки выглядели не как на показе мод, а в глазах была и боль, и слава той войны. Чтобы получилось полноценное художественное воплощение подвига.

Постамент и памятный зал. В основании памятника расположен мавзолей. С учетом высоты холма и цоколя общая высота монумента составляет около 30 метров. Памятник расположен на вершине насыпного кургана, к его постаменту ведёт лестница. Перед памятником – мемориальное поле с братскими могилами, символическими саркофагами, чашами для вечного огня, двумя красными знаменами из гранита, скульптурами коленопреклоненных солдат. На саркофагах комплекса высечены многочисленные цитаты Сталина на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но и Россия, и Германия решили изменения не вносить. Цитаты не следует вырывать из общего контекста, они – документ истории, необходимый для ее осмысления. У гранитных знамен – надписи на двух языках: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества». У входа посетителей встречает Родина-мать, скорбящая о своих сыновьях.

Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А.А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, включая народы Кавказа и Средней Азии, возлагающие венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества» (цитата из доклада И.В. Сталина к 27-й годовщине Октябрьской революции).

В центре зала расположен кубический постамент из чёрного полированного камня, на котором стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. В книгу вписаны имена героев, павших в боях за Берлин и погребённых в братских могилах. Купол зала украшает люстра диаметром 2,5 м из рубинов и хрусталя, воспроизводящая орден «Победа».

Строительство. Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е.В. Вучетича и Я.Б. Белопольского. Работа над мемориалом началась в 1946 году. Место для мемориала выбрало советское командование, а для строительства использовали гранит из рейхсканцелярии Гитлера. Строительство комплекса осуществлялось под руководством «27-го управления оборонных сооружений» Советской Армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы – литейная мастерская. Скульптура солдата массой около 72 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин. Работы по созданию мемориала были завершены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал был торжественно открыт советским комендантом Берлина генерал-майором А.Г. Котиковым. В сентябре 1949 года обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

Символизм.  В работе над солдатом из Трептов-парка Е.В. Вучетич нашел свой стиль – на скрещении окопного реализма и высокого символизма. В 1975 году в газете «Известия» отмечалось, что тема меча связывает монумент в Магнитогорске («Тыл – фронту»; авторы: скульптор – Л.Н. Головницкий, архитектор – Я.Б. Белопольский), монументальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде («Родина – мать зовёт»; работа скульптора Е.В. Вучетича и инженера Н.В. Никитина) и памятник в Трептов-парке в Берлине («Воин-освободитель»):  Монументальный ансамбль «Тыл – фронту» в Магнитогорске завершит эту величественную скульптурную трилогию о подвигах и героизме советского народа. Уральский рабочий передает воину огромный меч – меч Победы. Потом этот меч подхватит Родина-мать, поведшая за собой воинов в Сталинграде, а в Берлине его устало опустит солдат-освободитель. Так получился богатырский триптих Великой Отечественной, объединенный образом меча Победы. Открыли этот памятник в 1979 году. Именно тогда замысел Вучетича воплотился до конца.

Копии скульптуры.  Сохранился предварительный 2,5-метровый макет памятника, изготовленный Е.В. Вучетичем. Эта скульптура была в 1964 году перевезена из Германии в город Серпухов и установлена около городской больницы имени Н.А. Семашко. В 2008 году была начата реставрация памятника, после которой (22 июня 2009 года) скульптура была установлена на гранитный постамент на территории мемориального комплекса в Серпухове «Соборная гора».

Такой же памятник установлен на братской могиле на улице Ленина в городе Тарусе, рядом со средней школой имени генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова (27.02/11.03.1897-19.04.1942, Екатерининское в Вязьме). Уменьшенные копии памятника установлены в городе Верея Московской области (на земляном валу в Верейском Кремле), в г. Советске Калининградской области, в микрорайоне Мигалово в Твери, на территории военной полиции по проспекту Победы в г. Южно-Сахалинске, а также на братской могиле в Тарусе на улице Ленина, рядом со средней школой имени генерал-лейтенанта Ефремова в городе Таруса. Уменьшенная копия памятника воину-освободителю, также находится на «Аллее Памяти» в городском посёлке Мухавец, Брестская область, Республика Беларусь. Композиция выполнена из бетона, высота с постаментом около пяти метров. Скульптор А.Е. Козел. Памятник изготовлен в 2022 году. В 2022 году была установлена полноразмерная копия памятника в городе Кемерово. 3 ноября 2022 года в Кемерово открыт новый мемориал, посвящённый героям-участникам Великой Отечественной войны. Доминантой комплекса стал памятник, прототипом которого был Николай Масалов, спасший немецкую девочку 30 апреля 1945 года во время боёв за Берлин. Памятник является точной копией находящегося в Трептов-парке в Берлине монумента «Воин-освободитель». Решение о его возведении было принято после того, как в 2021 году немецкие власти приняли решение об исключении имени Николая Масалова из списка почётных граждан Берлина.

Источники:

– Памятник воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине: https://ria.ru/20090508/170336219.html?ysclid=lvwmo4lvfy864779424

– Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/berlin/placeofinterest/1471

– Трептов-парк: https://www.sputnik8.com/ru/berlin/sights/treptov-park/info?ysclid=lvwovubqhs533435345

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

08 / 05 / 2024

Показать обсуждение