Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Военно-исторический календарь: К 105-летию со дня рождения С.Н. Ковалёва

Новости МПГУ
«Не всегда нам дано предвидеть, куда нас “загогулина” истории занесет, и когда, где, в каких условиях наше оружие придется использовать. Поэтому оружие всегда должно быть самое лучшее, хотя бы на случай, который сегодня может показаться абсурдным, каким казался когда-то развал СССР»

/ Сергей Никитич Ковалёв

 
«Беспокоит вот что. Государство намерено сохранить под своим крылом небольшое количество мощных оборонных предприятий, защитив их от приватизации и банкротств, а остальная промышленность – пусть развивается по бандитскому беззаконию нашей “рыночной экономики”. Это все равно, что растопить подводную часть под красивой вершиной айсберга. Он неминуемо опрокинется…»

/ Сергей Никитич Ковалёв

 
«Я хорошо понимаю, что при жизни моего поколения чудес и изменений к лучшему не произойдет (не стало бы хуже!), но люди уходят, а сильное, процветающее Российское государство должно быть на географической карте мира» / Сергей Никитич Ковалёв
 
«Подводные лодки, флот и море стали моей стихией, частицей которой я себя считаю и чувствую и без которой не мыслю своего существования» / Сергей Никитич Ковалёв
 
«Я понял, что подводная лодка – это живой организм и весьма ответственное инженерное сооружение, подобное живому организму, где каждый орган, выполняя свою непосредственную функцию, определённым образом влияет на работу всех остальных. Обязанностью и искусством конструктора является выявление и предвидение этих взаимосвязей и минимизация последствий при отказе какого-либо оборудования. Современная компьютерная техника существенно упрощает труд конструктора и повышает его качество. Но эти чудесные средства все же остаются только средствами и не заменят ума, знаний, опыта и фантазии конструктора» / Сергей Никитич Ковалёв
 
«Главный (или генеральный конструктор), конечно, должен пользоваться авторитетом за счет своего опыта и знаний. Но он не должен считать себя умнее всех других. В противном случае это уже есть признак недостатка ума. Не надо добиваться уважения к себе, нужно просто уважать других, кто этого достоин, а кто не достоин – с теми не надо иметь дела» / Сергей Никитич Ковалёв
 
«Проектирование подводных лодок само по себе способно заполнить любую жизнь от края до края. Если этим заниматься с любовью, с интересом и всерьез. Наверное, нет ни одного человека, который знал бы подводную лодку на сто процентов. Потому что там столько специальностей замешано – от электроники до химии и металлургии, не говоря уже о машиностроении! А я к тому же попал сразу в проектный отдел. Одно дело – какая-то частная специальность: корпусные конструкции или что-то по механической части. А тут ты проектируешь подводную лодку как единое целое, и должен в той или иной степени разбираться во всех вопросах. Как минимум. Как максимум – не просто разбираться, но и влиять на все, что делается на подводной лодке» / Сергей Никитич Ковалёв
 
«Нам, как создателям глобального оружия огромной разрушительной силы, небезразлично, насколько крепки руки и головы, которые им распоряжаются. И как они способствуют сохранению и развитию этого оружия, которое сегодня и в обозримом будущем будет гарантом от развертывания глобальной катастрофы» / Сергей Никитич Ковалёв

 

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, художникам и музыкантам, писателям и режиссёрам.

 

Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 105-летию со дня рождения генерального конструктора подводных лодок Сергея Никитича Ковалёва (15.08.1919 – 24.02.2011).

 

В 1904 году, в разгар войны с Японией, было сформировано первое в Российском флоте соединение подводных лодок. Это событие принято считать днем рождения отечественных подводных сил. С тех пор конструкторами было разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле. Из более 5100 подводных лодок, построенных морскими державами в XX веке, каждая пятая плавала либо под Андреевским, либо под советским флагом. Если же рассматривать послевоенный период, то более половины всех подводных лодок были построены в нашей стране. Из 464 атомных подводных лодок, вступивших в строй различных флотов мира, 243 (также более половины) построены на отечественных верфях. На 211 российских лодках было установлено ракетное оружие, включая дизельные. Подводные ракетоносцы, созданные под руководством генерального конструктора С.Н. Ковалёва, образуют собой ядро морской группировки стратегических ядерных сил России и уже более полувека обеспечивают безопасность и соблюдение национальных интересов нашего государства. Всего по его проектам построено 92 подводные лодки. Для нескольких поколений конструкторов он был примером и учителем.

Сергей Никитич Ковалёв – генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения, дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР и РФ (1978, 2007), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР с 1981), доктор технических наук (1973), почётный гражданин Северодвинска (2003).

С.Н. Ковалёв родился 15 августа 1919 года в Петрограде.

Его отец – Никита Назарович Ковалев родом из Тамбова. Состоял на службе в Российском военно-морском флоте с 1904 года. Окончил офицерские курсы и, несмотря на то, что не имел дворянского звания, получил офицерский чин. Служил минером-электриком и штурманом. Плавал на миноносцах, включая впоследствии миноносцы типа «Новик». Получил звание старшего лейтенанта. Одно время служил под командованием А.В. Колчака, который высоко оценил его штурманскую квалификацию. После Октябрьской революции продолжал службу на флоте в Советской России, участвовал в ледовом походе военных кораблей из Гельсингфорса в Кронштадт, где они вошли уже в состав Красного флота. В сложных обстоятельствах того времени, когда уже одно слово «офицер» вызывало подозрение, Никите Назаровичу была выдана своеобразная охранная грамота. Командующий флотом Ф.Ф. Раскольников свидетельствовал о том, что по согласованию с правительством Северной Коммуны (так называлось в 1918 году объединение Северо-Западных районов России, куда входил и Петроград) «…имущество Ковалева Н.Н. не подлежит реквизиции, квартира, занимаемая им и его семьею, уплотнению не подлежит, сам он и его семья не могут быть выселяемы из занимаемой им квартиры…».

Выйдя в отставку в 1924 году, Никита Назарович служил в «тресте слабого тока» и в качестве электрика участвовал в создании первых отечественных лесовозов. Преподавал в Речном техникуме, военно-морской школе и на Ленинградском учебном пункте по переподготовке комсостава запаса Военно-морского флота. Последние годы перед выходом на пенсию в 1951 году работал старшим преподавателем на кафедре военно-морской подготовки Ленинградского кораблестроительного института. Многосторонняя подготовка (штурман, минер, радиотелеграфист) позволила Никите Назаровичу написать два учебника по минному делу и опубликовать ряд статей по радиосвязи и радиопеленгации.

Мать – Анастасия Ивановна, родилась недалеко от Полтавы, на хуторе Костюки. Эта добросердечная женщина всю жизнь посвятила обеспечению семейного благополучия, воспитанию сначала детей – сына Сергея и дочери Марины, а затем внука Алексея. Анастасия Ивановна была не только женой офицера, она сама происходила из морской семьи. Ее отец, Иван Герасимович, начинал службу на флоте матросом. Благодаря служебному рвению дослужился до офицерского звания, что в то время было большой редкостью. Участвовал в Цусимском сражении.

Родители Сергея Никитича познакомились в Либаве, где базировался русский флот. Отец тогда был морским офицером, мать – гимназисткой. Прибыв из Гельсингфорса (Хельсинки), они на первых порах обосновались в коммунальной квартире на Введенской улице. Потом переехали на Каменноостровский проспект (в то время улица Красных зорь), потом на Кировский проспект. Несмотря на крайне ограниченные финансовые возможности, родители старались дать детям хорошее образование. С пяти лет обучением Сережи занималась Ида Августовна Деванте, немка по национальности. Выдав Сергея за своего племянника, она сделала возможным его поступление в известную тогда «Реформиерте Шуле» – школу, куда принимали немцев или их ближайших родственников, и где преподавание велось на немецком языке.

После окончания «Реформиерте Шуле», в 1937-1942 годах Сергей Никитич обучался в Ленинградском кораблестроительном институте (ЛКИ). Продолжил занятия и после начала Великой Отечественной войны, пережив в Ленинграде первую блокадную зиму. В конце февраля 1942 года был эвакуирован по «Дороге жизни», лечился от дистрофии в госпитале в Сталинграде. Находясь в эвакуации в городе Пржевальске (Киргизская ССР), закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте, к которому тогда был присоединён ЛКИ (1943).

В ноябре 1943 года С.Н. Ковалёв был направлен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (ныне именуемое Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») на должность конструктора 2-й категории (ЦКБ-18 тогда работало в эвакуации в Горьком). Именно там он начал заниматься проектированием подводных лодок. Со временем стал конструктором 1 разряда, а затем и старшим конструктором. После войны с коллективом ЦКБ-18 вернулся в Ленинград. В 1947 году несколько месяцев работал в Германии (г. Бланкенбург) в «бюро Антипина», изучая энергетические установки немецких подводных лодок и занимаясь экспериментальным воссозданием наиболее передовых из них).

В 1948 году Сергей Никитич переведён в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора проекта высокоскоростной подводной лодки (В 1953 году вернулся в ЦКБ-18 помощником главного конструктора В.Н. Перегудова. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.

С 1958 года С.Н. Ковалёв являлся Главным (с 1983 – Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667Д, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» по его проектам было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по восьми проектам Ковалёва было построено 92 подводные лодки.

Кроме того, с августа 1992 года Сергей Никитич являлся научно-техническим руководителем и координатором работ, связанных с добычей и транспортировкой и переработкой нефти и газа на морском шельфе, а с июля 1994 года – Генеральным конструктором по морским ледостойким и разведочным платформам. Сергей Никитич до 90 лет приходил в конструкторское бюро к началу, и уходил по окончании рабочего дня.

С.Н. Ковалёв – автор книги воспоминаний и размышлений «О том, что есть и было…». Увлекался создатель грозных подводных кораблей не только байдарками, но и подводной охотой. Своими руками мастерил для нее ружья. А в зрелые годы в редкое время отдыха любил почитать работы немецких философов и посидеть за мольбертом (он был членом Союза художников России) и в конце жизни был издан альбом его произведений Писал генеральный конструктор и стихи – вышел его сборник «Письма внукам».

Почётные звания С.Н. Ковалёва. Сергей Никитич дважды был удостоен высокого звания – Герой Социалистического Труда: 28 апреля 1963 года – Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «не подлежит опубликованию») «за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота» с вручением ордена Ленина и золотой медали Серп и Молот; 4 декабря 1974 года – Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники; стал лауреатом Ленинской премии за руководство работами по созданию лодок проекта 658в (1965), Государственной премии СССР за руководство работами по созданию кораблей проекта 667БДР (1978), премии имени А.Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга за большой вклад в развитие отечественного судостроения и укрепления связей промышленности с Российской академией наук (2004), Государственной премии РФ за разработку, создание и развитие трёх поколений атомных подводных ракетоносцев (2006).

Награды С.Н. Ковалёва. Сергей Никитич был награждён четырежды орденом Ленина (1963 1970 1974 1984), орденом Октябрьской Революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009), орденом «За морские заслуги» (2003), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, золотой медалью «За трудовое отличие», медалью имени В.Г. Шухова.

Скончался Сергей Никитич в Санкт-Петербурге 24 февраля 2011 года. Есть что-то символическое в том, что он умер на 92-м году, а по его проектам были построены 92 подводные лодки… Первого марта состоялись гражданская панихида в ЦКБ МТ «Рубин» и отпевание в Никольском соборе. Похоронили С.Н. Ковалёва на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

В память о С.Н. Ковалёве в 1985 году на Аллее Героев в Санкт-Петербурге установлен бюст Сергея Никитича (скульптор Александр Михайлович Игнатьев, архитектор Валентина Ивановна Ковалёва). В 2011 году набережной на Севмашпредприятии было присвоено имя С.Н. Ковалёва. В Северодвинске на предприятии «Звёздочка» построен морской транспорт вооружения проекта 20180ТВ «Академик Ковалёв» для Северного флота. 15 августа 2014 года на здании Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБМТ) «Рубин» была открыта мемориальная доска генеральному конструктору ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, академику Сергею Никитичу Ковалёву. В марте 2017 года в Военно-морской академии имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова была открыта именная аудитория академика Сергея Ковалёва и установлена памятная доска с барельефом. 6 августа 2009 года в честь С.Н. Ковалёва назван астероид 16419 Ковалёв, открытый в 1987 году астрономом Л.В. Журавлёвой.

19 декабря 2014 года ракетоносец четвёртого поколения К-551 «Владимир Мономах» вошёл в состав Тихоокеанского флота. На декабрь 2016 года головной корабль – «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, второй – «Александр Невский» и третий – «Владимир Мономах» – в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый – «Князь Владимир», пятый – «Князь Олег», шестой – «Генералиссимус Суворов», седьмой – «Император Александр III» и восьмой – «Князь Пожарский».

Источники:

– Сергей Никитич Ковалёв. Сайт «Герои страны»: https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10524

– Человек и атомоход:

https://rg.ru/2019/08/15/chelovek-i-atomohod-100-let-nazad-rodilsia-akademik-sergej-kovalev

– Крепил страны невидимый оплот: https://proza.ru/2021/10/06/903

– Мастер потаённых суден: https://stalinline.ru/2019/04/30/sergej-kovalyov-master-potayonnyh-sude/

 

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

 

15 / 08 / 2024

Показать обсуждение