На прошлой неделе завершила свою работу Летняя школа «Пробы совместного действия» для студентов из Армении и России. В последний день работы Школы участники представили и обсудили с экспертами результаты своей работы. А вечером был красивый прощальный праздник: с чудесными открытками, которые участники сделали сами и в которых не умещались все бесчисленные пожелания старых и новых друзей, подарками, приготовлением армянского шашлыка, песнями и запуском небесных фонариков.
Подобный формат выездной летней школы для студентов из двух разных стран проводился МПГУ впервые. Состав участников был камерный – 16 студентов из АГПУ и МПГУ; а также трое основных ведущих-взрослых – Сальникова К.С., директор центра маркетинга и коммуникаций дирекции креативных программ (руководитель), Федосеева Анна Михайловна, доцент кафедры психологической антропологии Института детства (методист), Юдина Полина Александрова, ведущий специалист центра маркетинга и коммуникаций дирекции креативных программ (координатор).
Основной целью Школы было – совершенствовать умения студентов в проектировании образовательных событий (занятий, уроков, мастер-классов и пр.). Каждый день программы Школы посвящался определенной предметной теме, которая раскрывалась в экскурсиях и практических занятиях, построенных с использованием современных образовательных технологий. Вечером студенты из «школьников» превращались в «методистов» и определяли те методы, приемы, технологии, участниками которых они были в течение дня. «Точкой сборки» этого опыта был собственный групповой проект образовательного события. Как ни странно, в двух из четырех проектах участники попытались разработать собственную Летнюю школу. Это может косвенно свидетельствовать о том, что этот формат оказался самым привлекательным для участников, самым интересным.
Программа Школы была разработана сотрудниками Дирекции креативных программ совместно с методистами кафедры психологической антропологии Института Детства, под научным руководством проф. Алексея Сергеевича Обухова. В содержательной программе Школы были задействованы разные институты и факультеты МПГУ.
Преподаватели художественно-графического факультета Института искусств Корнеева Елена Николаевна и Пантелеев Андрей Александрович провели мастер-класс по росписи русской матрешки. Участники придумывали стиль росписи по мотивам экскурсии в Троице-Сергиеву Лавру, которая у них была в этот день. На вечернем обсуждении они обосновывали элементы своего стиля, подкрепляя свои обоснования фото и видео-материалами. Также студент художественно-графического факультета Давид Степанян в «день искусства» провел мастер-класс по живописи, где участники рисовали русский пейзаж.
Команда географического факультета в составе его декана Елены Васильевны Филатовой, а также преподавателей – д.п.н. Александра Анатольевича Летягина и к.г.н. Галины Геннадьевны Коневой, организовали «день природы» в национальном парке «Лосиный остров». В течении дня участники Школы собирали фото-гербарий, участвовали в конкурсе на лучшую пейзажную и жанровую фотографию и геокешинге (с помощью GPS навигатора искали клад по заданным координатам). В конце этого насыщенного дня участники представляли групповой креативный проект своего занятия по географии и окружающему миру.
В «день журналистики» преподаватели Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Фефелкина Анастасия Викторовна и Сидоренко Михаил Германович провели мастер-класс, в котором раскрыли профессиональные секреты проведения и видеосъемки интервью, рассказав о стандартах и типичных ошибках. В течении дня участники Школы брали друг у друга интервью, делились впечатлениями о Школе, попробовав себя в роли как интервьюеров, так и видеооператоров.
В «день человека» декан факультета психологии и педагогики Татьяна Николаевна Сахарова провела с участниками тренинг «Вопросы развития личности в юности», а также провела экскурсию по факультету, рассказала о его истории.
Преподаватели Института физики, технологии и информационных систем МПГУ познакомили участников Школы с возможностями проведения интерактивного урока по физики в STEM лаборатории института, а также разработали для участников увлекательный квест по Музею космонавтики. В конце дня придумывали свой – аналогичный способ знакомства с любым другим музеем в Москве или Ереване по выбору участников.
Многие экскурсии на Летней школе – территория Кремля и Красная площадь, Новодевичий некрополь, ВВЦ и др. – были проведены руководителем лаборатории имиджа и рекламы Дирекции креативных программ Еленой Михайловной Алексапольской; а о главном корпусе МПГУ ребятам рассказывал директор музея МПГУ, Владимир Юрьевич Борисов.
Продуктами Школы стали множество рисунков, презентаций, учебных и творческих фото и видео-материалов. Очень важной частью совместной работы участников было представление результатов выполнения задания дня и его обсуждение по заданным критериям, а также последующее выделение педагогических аспектов в программе дня. Только проживая педагогическую технологию на собственном опыте и осмысливая его, возможно научиться методическому творчеству. Сначала педагог использует те методы и приемы, на которых он сам учился; затем – начинает комбинировать их по-своему.; и только после этого педагог может придумывать собственные образовательные технологии.
В ходе Школы были очень трогательные моменты. Например, когда участники вместе пели армянские и русские народные песни, и в этом чувствовалась не только музыкальная гармония хора голосов, но и ощущение душевного единения. Или когда студенты играли в «тайного друга», анонимно дарили подарки, заботились, писали добрые послания. Были и настоящие приключения: когда в поисках хорошего места для купания участники два часа блуждали по лесу, или когда страшный ливень и вышедшая из берегов река Яуза остановили автобус на подъезде к Москве, и пришлось добираться на электричке и на трамвае. Но общие переживания только сплотили участников, сделали их одной семьей. Это чувствовалось в последние дни, когда ребята сдвинули столы в столовой загородного комплекса, поскольку больше не хотели сидеть по группам.
Безусловно, программа требует дальнейшего совершенствования: доработки формулировки итогового группового проекта и последовательности его подготовки; методического выстраивания дней; разработки методических материалов для участников, на которые они могли бы опираться в ходе проектирования.
Хочется надеяться, что Школа дала возможность участникам получить полезный педагогический опыт и в качестве участников обучения, и в качестве учителей, проектирующих образовательный процесс.