11 ноября 2020 г. прошёл методологический семинар «Эмоционально-смысловой подход к диагностике и коррекции РАС», приуроченный ко Всемирному дню науки за мир и развитие, учреждённому ЮНЕСКО 10 ноября 2001 г. Мероприятие состоялось в онлайн-формате.
На методологический семинар зарегистрировалось около 200 человек: преподаватели, аспиранты, студенты Института детства МПГУ, специалисты из разных городов России, представители университетов Польши, Чехии.
Приглашённым докладчиком выступила доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Института коррекционной педагогики РАО – Елена Ростиславовна Баенская.
Мероприятие традиционно началось со вступительного слова организатора методологического семинара, директора Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии Юлии Олеговны Филатовой.
Елена Ростиславовна Баенская начала лекцию с представлений о детском аутизме с позиций отечественной научной школы дефектологии. Докладчик выделила первичные нарушения аффективного развития ребёнка на первом году жизни и в раннем детстве (трудности эмоционального «заражения», совместно разделенного со взрослым переживания впечатлений), которые могут служить критериями ранней диагностики аутизма. Затем лектор обратилась к рассмотрению закономерностей аффективного развития ребёнка в норме, знание которых позволяет уточнить первичные проявления аутистического развития. Вторая часть лекции была посвящена раскрытию основных положений эмоционально-смыслового подхода, вопросу дифференцированной диагностики по выделению варианта аутистического развития с позиций данного подхода, описанию системы методов коррекционной помощи с акцентом на развитии осмысленных отношений аутичного ребёнка с миром как главной цели психокоррекционного воздействия.
После выступления Елены Ростиславовны Ю.О. Филатова зачитала цитату из работы Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936), которая продемонстрировала фундаментальность разработанного подхода к диагностике и коррекции РАС, позволяющего проникнуть во внутреннюю сущность процессов искаженного дизонтогенеза.
В завершении семинара слушатели задавали вопросы и получали исчерпывающие ответы. Желающие более подробно ознакомиться с работами Е.Р. Баенской получили список научных трудов докладчика.