17 ноября 2021 г. прошёл методологический семинар «Методология Л. С. Выготского и изучение дошкольного возраста», приуроченный к 125-летию со дня рождения Льва Семёновича Выготского – выдающегося учёного, который оставил яркий след в науке.
На мероприятие в онлайн-формате присоединилось более 250 человек: преподаватели, аспиранты, студенты трёх структурных подразделений МПГУ – Института детства, Факультета дошкольной педагогики и психологии, Института педагогики и психологии.
Приглашённым докладчиком выступил Николай Евгеньевич Веракса –доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика», почётный профессор Гетеборгского университета, профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии МПГУ.
Мероприятие традиционно началось со вступительного слова ведущего методологического семинара, директора Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии Юлии Олеговны Филатовой, которая напомнила слушателям о том, что в 2021 году исполнилось 100 лет со дня основания педагогического факультета при 2-м МГУ, где преподавал выдающийся теоретик, практик, исследователь Лев Семёнович Выготский. Среди многих видных результатов деятельности Л. С. Выготского – основателя культурно-исторической психологии и отечественной дефектологии – следует отметить то, что им были определены важные направления исследований, связанные с законами и природой процессов детского развития. Затем слово было передано философу Детства – профессору Николаю Евгеньевичу Вераксе, погрузившего аудиторию в методологию Л. С. Выготского в связи с изучением вопросов дошкольного возраста.
Николай Евгеньевич представил направления анализа, которые применялись Л. С. Выготским, – метод анализа по единицам и структурно-диалектический метод анализа; привёл примеры диалектических задач. Особое внимание было уделено докладчиком рассмотрению диалектических умственных действий, которые направлены на решение трех типов задач: создания творческого продукта, понимания процессов развития и преодоления противоречий. Профессор Н. Е. Веракса обозначил примеры применения различных диалектических действий, выделяемые Л. С. Выготским, – это превращение, объединение, опосредование, переход и обращение. Были рассмотрены примеры авторских диагностических методик, направленных на проверку поставленных типов задач, раскрыты особенности применения метода структурно-диалектического анализа. Метод анализа по единицам и структурно-диалектический метод позволяют анализировать игру ребёнка, в которой он учится осознавать свои действия.
Во второй части лекции Н. Е. Веракса остановился на проблеме игры, единстве аффекта и интеллекта в детском возрасте, являющимися компонентами сознания, обозначил законы развития, которые выделяет Л. С. Выготский в отношении детского возраста.
В конце научного семинара традиционно было выделено время для вопросов/ответов, все желающие получили список научных трудов доктора психологических наук, профессора Н.Е. Вераксы.