23 июня 2021 г. прошёл методологический семинар на тему «Психолого-педагогические идеи А. С. Макаренко как способ социального и этического перевоспитания», организованный Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании. В научном мероприятии приняли участие преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты Института детства МПГУ, Уральского государственного педагогического университета, Череповецкого государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, слушатели из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Ставрополя.
Приглашённым докладчиком выступил кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гуманитарных наук международного факультета ФГАОУ ВО «Российского национального медицинского исследовательского университета им. Н.И. Пирогова» Минздрава, вице-президент международной и итальянкой Макаренковской ассоциации Эмилиано Меттини.
Во вступительном слове директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, профессор кафедры логопедии Юлия Олеговна Филатова обозначила слушателям актуальность рассмотрения психолого-педагогических идей А. С. Макаренко как возможности применения педагогической теории и воспитательной методики Антона Семёновича Макаренко к воспитанию современного ребенка, в том числе, особого ребёнка.
Эмилиано Меттини начал своё выступление с разъяснения составляющих педагогической теории и воспитательной практики А. С. Макаренко, определивших способ развития педагогического мышления в ХХ веке. Докладчик подробно рассказал о таких структурных компонентах методики А. С. Макаренко как: личность, дефективность, коллектив, ответственность и внутреннее время личности. Особое внимание было уделено понятиям «личность» и «личностный подход», на которых базируется воспитательная система автора. В конце своего выступления Эмилиано Меттини подчеркнул, что главной ценностью педагогической теории и воспитательной практики А. С. Макаренко является важность личного достоинства детства, поскольку выбор своего собственного пути развития, ответственность и субъектность могут служить основой для создания новой гуманитарной парадигмы в современных условиях по преодолению негативных явлений современного общества для раскрытия личностного потенциала каждого ребёнка.
По сложившейся традиции в конце методологического семинара было выделено время для вопросов. Все участники мероприятия получили список научных трудов Эмилиано Меттини.
С.А. Исаева
специалист
Учебно-научного центра междисциплинарных исследований
в специальном и инклюзивном образовании
Института детства
МПГУ