Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Международная научно-практическая конференция «Методика сотрудничества в обучении русскому языку» на кафедре методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ

Наука

25 и 26 марта 2022 года в Институте филологии МПГУ в смешанном формате состоялась международная научно-практическая конференция «Методика сотрудничества в обучении русскому языку», организованная кафедрой методики преподавания русского языка.

В первый день конференции состоялось пленарное заседание на тему «Роль методики сотрудничества в педагогическом образовании России».

С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор Института филологии МПГУ, заведующий кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук, профессор Е.Г. Чернышева. В своем выступлении она подчеркнула роль кафедры методики преподавания русского языка Института филологии в повышении качества обучения русскому языку, важность идей гуманизма, сотрудничества и диалога, многоликость и многогранность форм педагогического сотрудничества.

Заместитель директора Института филологии, профессор кафедры русской литературы XX-XXI вв., доктор филологических наук, И.С. Урюпин, приветствуя участников конференции, отметил важность проведения мероприятия, посвященного методике сотрудничества, а также актуальность и перспективность заявленной оргкомитетом конференции научной проблематики.

Почетный профессор МПГУ, доктор педагогических наук, лидер научной школы «Аксиологическая лингвометодика», А.Д. Дейкина отметила интереснейшие темы докладов, подготовленных участниками конференции, большое количество заявок от участников (свыше 100) и их широкая география: на конференции были представлены 20 регионов России и 9 государств (Греция, Казахстан, Китай, Луганская Народная Республика, Польша, Сирия, Таджикистан, Узбекистан, Хорватия).

Заведующий кафедрой методики преподавания русского языка Института филологии, доктор педагогических наук, В.Д. Янченко осветил методику сотрудничества как перспективное направление, обозначил приоритетные направления в работе секций, подчеркнул важность развития сотрудничества между преподавателями и учениками, между исследователями в области методики преподавания русского языка разных поколений в рамках научных школ. Он также отметил необходимость обмена мнениями для создания методики сотрудничества как образовательной стратегии нового времени.

Основную часть пленарного заседания открыл доклад проректора Института стратегии и развития образования Российской академии образования, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, В.В. Серикова «Сотрудничество как стратегия личностно развивающего обучения». В.В.Сериков подчеркнул значение идеи развивающего обучения, роль события в формировании личности, важность создания ситуации диалога в образовательном процессе.

Почетный профессор МПГУ, доктор педагогических наук, А.Д. Дейкина в докладе на тему «Интеллектуально-эмоциональная сфера сотрудничества в области методики преподавания русского языка» сформулировала принципиально важные положения и четкие критерии методики сотрудничества. В ходе пленарного заседания все выступающие отмечали важность и актуальность обсуждаемой проблематики методики сотрудничества, принципов обучения без принуждения, взаимопонимания, внимания к личности ученика.

Пленарное заседание конференции завершилось презентацией научных и учебно-методических изданий кафедры методики преподавания русского языка, затем работа продолжилась в четырех секциях.

Работа секции №1 «Методика сотрудничества как перспективное направление в учебно-воспитательном процессе школы и вуза» (руководители секции: доктор педагогически наук, профессор А.Д.Дейкина, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка Института филологии В.Д. Янченко) осуществлялась по следующим направлениям:

– Методика сотрудничества в историческом освещении;

– Сотрудничество как стратегия лингвометодической подготовки в педагогическом вузе;

-Методика сотрудничества как перспективное направление в деятельности школы;

– Методика сотрудничества как перспективное направление в деятельности методических кафедр.

В секции № 2 «Ведущие технологии и методы в преподавании русского языка в контексте реализации методики сотрудничества» (руководители секции: доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии А.Ю. Устинов, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой русского языка и методики

преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета Г.М. Кулаева) приняли участие преподаватели ведущих классических и педагогических вузов России, что позволило участникам секционного заседания познакомиться с опытом организации сотрудничества в учебно-воспитательной деятельности учащихся и в лингвометодической подготовке будущего учителя русского языка образовательных учреждениях регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

В секции №3 «Современные средства и цифровые ресурсы в обеспечении методики сотрудничества в обучении русскому языку» (руководители секции: доктор педагогических наук, профессор кафедры методик преподавания русского языка Института филологии О.Н. Левушкина, доктор педагогических наук, декан факультета русского языка и литературы Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Е.А. Рябухина) были рассмотрены идеи методики сотрудничества при обучении русскому языку в многовекторной парадигме:

– Вузовский преподаватель – студент;

– Учитель – ученик – родители (инструментальное обеспечение учебного процесса);

– Учитель-словесник и логопед;

– Преподаватель РКИ и программист;

– Сотрудничество ученика с автором текста;

– Сотрудничество ученика со словарем;

– Методика сотрудничества и смыслопорождение.

Участники секции № 4 «Коммуникативный подход в реализации идей методики сотрудничества» (руководители: доктор педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка Института филологии О.Е. Дроздова, доктор педагогических наук, доцент Воронежского государственного педагогического университета О.В. Алексеева) рассмотрели обучающие возможности коммуникативного подхода и утвердились во мнении, что методика сотрудничества является перспективным направлением в образовательном пространстве российской и зарубежной средней и высшей школы.

Анализ опыта использования традиционных и инновационных методов и приемов обучения русскому языку в контексте реализации методики сотрудничества позволил обозначить ряд задач:

1)Успешное использование технологии сотрудничества, имеющей глубокие корни, начиная с Ф.И. Буслаева, может быть обеспечено содержательным и процессуальным компонентами учебно-воспитательного процесса школы и вуза; в этой связи наиболее значимой является идея аксиологической направленности обучения русскому языку.

2) В условиях глобальной цифровизации лингвометодическому сообществу целесообразно обратить внимание на популяризацию инновационных форм, методов и приемов методики сотрудничества.

3)Рекомендуется осуществлять обучение всем школьным дисциплинам, в частности русскому языку, на платформе сотрудничества.

4)Проводить обучение методике русского языка в вузе на платформе сотрудничества. Считать результатом реализации методики сотрудничества в вузе духовное единство, смыслообразующие результаты.

5) Методика сотрудничества может стать новым стратегическим направлением, в основе которого лежат идеи гуманной педагогики.

6)Методика сотрудничества – это новый учебный модуль, новый раздел вузовского курса методики обучения русскому языку.

По итогам международной научно-практической конференции готовится сборник статей, который поможет оснастить новый учебный курс современными методическими материалами.

 

Кафедра методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ

28 / 03 / 2022

Показать обсуждение