21 января 2023 состоялась работа секции №9 Профессиональное развитие педагога в условиях образовательной среды, руководителями которой стали Козилова Лидия Васильевна, д.п.н., доц., профессор кафедры УОС им. Т.И. Шамововой ИСГО МПГУ, Ильина Виктория Алексеевна, студентка 5 курса очной формы обучения (педагогическое направление с двумя профилями подготовки) ИСГО МПГУ.
С докладом «Саногенность образовательной среды как актуальная характеристика ее позитивной динамик»и выступил Чвякин Владимир Алексеевич, проф., д-р философ. н., проф. кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой, заведующий кафедрой гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин (Покровский филиал) МПГУ, который акцентировал внимание на основных характеристиках современной образовательной среды, раскрыл ее особенности саногенной направленности и призвал бережно относиться к сохранению здоровья профессорско-преподавательского состава.
О формировании речевого имиджа преподавателя вуза, об условиях эффективной коммуникации с опорой на научный подход Шамовой Т.И., выступила Гуськова Светлана Константиновна, доц., к.п.н., доц. кафедры психологии и педагогики Московского университета им. С.Ю. Витте, чл.-корр. МАНПО. Высокая общая культура, владение стилистикой речи, голосом и искусством непосредственного воздействия на адресата – современные необходимые компетенции преподавателя. В докладе была актуализирована роль коммуникативной компетентности и ораторского мастерства преподавателя, рассмотрено понятие речевого имиджа преподавателя, структура, компоненты, средства формирования для достижения качественного состояния лидера коммуникаций.
Особенности гендерного подхода к развитию ребенка дошкольного возраста раскрыла Бахотская Мария Александровна, зам. декана по учебной работе, доц. кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Мария Александровна обосновала проблему полового воспитания подрастающего поколения как одну из самых сложных, от решения которой во многом зависит психическое социальное, духовное здоровье общества. Представила сравнительные результаты исследований детских рисунков прошлых лет и современного поколения детей, с которыми более подробно можно будет познакомиться в статье, размещенной в сборнике XV Международной научно-практической конференции «ШАМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ».
Впервые на секцию приглашена Цаплина Ольга Викторовна, доц., к.п.н., доц. департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», которая поделилась опытом реализации магистерской программы «Интеллектуальные игры» по подготовке игропедагогов в условиях профессионального образования. Представленный материал позволил погрузиться в атмосферу игры, как одной из главной ведущей деятельности детей не только дошкольного периода, но и на протяжении всего жизненного периода человека. На конкретных примерах продемонстрировала существующие возможности вузов для подготовки игропедагогов.
Актуальные направления деятельности методического сопровождения развития профессиональных компетенций педагогических работников школы в современной образовательной среде подробно осветила в своем выступлении постоянный участник секции и круглых столов Меркель Елена Вячеславовна, к.п.н., методист, руководитель центра «Успех» ГБОУ Школа №2097 г. Москвы, Почетный работник общего образования РФ. Елена Вячеславовна согласилась с мнением Богуславского М.В., д.п.н., профессора, который выступил на Пленарном заседании конференции о том, что «мы живем во время очень динамичного развития Российской национальной суверенной системы образования, обозначив ее основные направления: формирование единого образовательного пространства, развитие воспитательной среды, воспитательная деятельность на основе патриотизма и духовно-нравственных ценностей нашей страны». Хотелось бы также отметить, что Воровщиков Сергей Георгиевич, председатель Оргкомитета конференции, д.п.н., профессор, выступая на Пленарном заседании конференции, отметил важность и актуальность наследия Шамовой Т.И., 100-летию которой будет посвящена конференция в 2024 году. Меркель Е.В. подчеркнула актуальность и своевременность заложенных идей Шамовой Татьяны Ивановны о том, что три важных компонента уровня подготовки педагога – эрудиция и культура, развитие профессионального мастерства, расширение общего кругозора – остаются важными в современных условиях. Пискарева Галина Викторовна, директор Школы №2097 г. Москвы продолжает реализовывать основные направления управленческой деятельности, обозначенные в наследии Татьяны Ивановны, внедряя в образовательную деятельность интересные организационные формы работы по развитию профессиональных компетенций педагогов и методическому сопровождению этой деятельности совместно с ИСГО МПГУ, кафедрой управления образовательными системами им. Т.И.Шамовой. Педагоги школы совместно с преподавателями кафедры, студентами под руководством Козиловой Л.В. участвуют в деятельности Центра “Успех”, лабораториях ” Успешные проекты-2097″, творческих группах: “Наставники-2097”, клубе “Молодые лидеры-2097”, в ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции “ВМЕСТЕ исследуем и проектируем с различными университетами, школами г. Москвы нашей страны. Успешно реализуются задачи практики студентов и реверсивного наставничества молодых и опытных педагогов. Такое тесное взаимодействие педагогической науки и практики по внедрению великого наследия Шамовой Т.И. и ее последователей, позволяет считать себя ее учениками и успешно осуществлять исследовательскую, экспериментальную, проектную деятельность со школьниками в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами, готовиться к переходу на ФООП общего образования на всех уровнях (принятыми в 2022 г.) на основе научного подхода.
Очередными научно-исследовательскими результатами о выстраивании воспитательных отношений с обучающимися, о важнейшей роли учителя в организации и поддержании диалога в межличностной коммуникации, субъектно-субъектных отношениях поделился постоянный участник секции Кольтинова Вера Викторовна, доц., к.п.н., доц. кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ.
Поделились личным и профессиональным опытом развития произвольной памяти младших школьников через применение приемов мнемотехники Зубрева Анна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 г. Невинномысска, Коротина Анастасия Викторовна, которые продемонстрировали несложные, но эффективные приемы кодировки, акронимов, фонетические образы, позволяющие улучшить память не только младшим школьникам, но людям пожилого возраста.
Плотникова Татьяна Валерьевна, заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования раскрыла особенности развития педагога с профессиональным союзом, рассказала о функционировании Столичной ассоциации молодых педагогов, о некоторых результатах проектных работ.
О специфике речи педагога в условиях электронно-информационной инклюзивной среды университета выступила Фролова Светлана Валериевна, к.психол.н., доц. кафедры психологии и педагогики Московского университета им. С.Ю. Витте, доц. кафедры специального дефектологического образования Московского института психоанализа.
Материалами научного исследования об инертности педагога к инновационным процессам современной системы образования (постановка проблемы) поделилась постоянный участник секций и круглых столов Сергеева Маргарита Васильевна, ст. преподаватель кафедры возрастной психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Представлен материал практического опыта работы МБДОУ Детский сад №52 «Котенок» г. Химки по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в современных условиях ст. воспитателем Буяновой Татьяной Александровной и Долженко Екатериной Анатольевна, заведующим этим учреждением.
В завершении мероприятия модераторы поблагодарили каждого из участников секции за активное участие в работе, за высокий уровень профессионализма, который каждый продемонстрировал в ходе выступления. Козилова Лидия Васильевна, подводя итоги, сказала: «Освещая заявленные темы на секции, мы очередной раз прикоснулись к научному наследию Т.И. Шамовой, убедились в ее значимых открытиях, достижениях и идеях, которые с большим удовольствием продолжаем развивать в нас самим и наших воспитанниках. Продолжаем, по словам Н.А. Некрасова из стихотворения «Сеятелям», «Сеять разумное, доброе, вечное». Еще раз отдельное и огромнейшее Спасибо моему дорогому сомодератору, отличнице-красавице Виктории Алексеевне Ильиной, которая прекрасно справилась с техническим сопровождением на секции, впервые работая в этой системе вебинар».
Профессор Козилова Лидия Васильевна
Отзывы о работе секции
Сергеева Маргарита Васильевна: Восхищаюсь работой секции, впечатляет масштаб представленных материалов о профессиональном развитии педагогов. Спасибо модераторам за организацию и проведение. Как всегда все интересно, актуально и полезно.
Гуськова Светлана Константиновна: Особую благодарность модераторам секции: за чёткую организацию работы секции, внимательное отношение к каждому докладчику, уважительное представление участников, предоставление слова для вопросов и комментариев – все это создало творческую рабочую атмосферу и ощущение научного праздника. Благодарность председателю оргкомитета проф. Воровщикову С.Г. и его команде, кураторам и организаторам конференции «Шамовские чтения» за предоставленную возможность участвовать в конференции всем заинтересованным лицам, качественную подготовку и слаженную работу.
Меркель Елена Вячеславовна: Благодарю за еще один плодотворный день совместной работы с профессиональным сообществом.
Агаджанова Маргарита Анатольевна, ГКОУ Школа «Технологии обучения»: Очень интересная и полезная информация.
Обращаем внимание абитуриентов 2023 года на образовательные программы кафедры.
Аспирантура
Направление подготовки 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования». Бюджет, договор
Магистратура
Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
Менеджмент в образовании. Очная форма обучения. Бюджет, договор.
Менеджмент в образовании. Заочная форма обучения. Бюджет, договор.
Менеджмент цифрового образования. Заочная форма обучения. Бюджет, договор.
Направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
Управление системами образования. Заочная форма обучения. Договор.
Профессиональная переподготовка
Менеджмент в образовании. С использованием ЭОиДОТ. Очно-заочная форма обучения. 1 116 часов. Договор – 45 000 рублей.