Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Первый день Международного педагогического марафона. Виртуальная выставка. «О кафедре управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой»

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

 

Начал свою работу I Международный Педагогический марафон «Традиции и инновации управления образовательными системами». посвященный 150-летию МПГУ.
На кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой традиционно в ноябре  проводилась Неделя памяти Т.И. Шамовой, приуроченная к ее дню рождения, в рамках которой обсуждались перспективные направления научно-практических поисков для решения актуальных проблем современного образования, которая сегодня переросла в Международный Педагогический марафон. Наша кафедра имеет свою уникальную историю неотделемую от истории нашего университета.

Эпоха перемен, приходящая на смену периодам покоя (а иногда и застоя), требует накопления и реализации изменений в социальной, политической, экономической и культурной сферах жизни общества. Одновременно законы устойчивого развития, постулируя усложнение условий реализации свободы выбора в эпоху перемен, требуют высокого качества управления от каждого субъекта инновационной деятельности.

МПГУ в течение 150 лет обеспечивает успешное, эффективное и результативное обновление качества российской образовательной системы, обучая и воспитывая новые поколения не только педагогов, но и организаторов образовательных систем всех уровней.

Так еще в 1974 году среди первых десяти факультетов подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования постановлением Совета Министров СССР был открыт ФППК ОНО при Московском ордена В.И. Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.

Первому декану факультета Аркадию Александровичу Гончарову, к.п.н., доценту кафедры педагогики пришлось преодолевать определённые трудности в деятельности факультета: в государстве практически отсутствовал опыт систематической, непрерывной управленческой подготовки и повышения квалификации руководящих кадров школ, апробированных учебных планов и программ их подготовки как профессионалов-управленцев. На этом факультете было положено начало созданию государственной системы повышения квалификации директоров школ, организации их систематической профессиональной подготовки по вопросам теории и практики управления школой, учебно-воспитательным процессом.

С сентября 1981 года именно на этом факультете была организована кафедра научных основ управления школой, которую возглавила Татьяна Ивановна Шамова, которая с 1982 года была назначена новым деканом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В 1990 году кафедру переименовали в кафедру управления развитием школы, а с 2008 года наша кафедра называется кафедра управления образовательными системами.

В 2018 году кафедре было присвоено имя Татьяны Ивановны Шамовой, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской Академии образования, основателя Научной школы Управления образовательными системами.

С самого начала работы кафедры под руководством Т.И. Шамовой, коллектив был ориентирован на разработку и реализацию целостного комплекса учебных планов, программ дополнительного профессионального образования, учебных и методических пособий, обеспечивающих подготовку педагогических работников сферы образования к реализации эффективного управления. На факультете постоянно расширялся состав слушателей. С 1982 года к директорам школ и их заместителям по учебно-воспитательной работе добавились организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, руководители вспомогательных школ (работа с ними велась совместно с дефектологическим факультетом института), резерв руководителей из числа учителей московских школ, руководители методических служб и профессиональных объединений, педагоги-наставники. Для того, чтобы обеспечить единство подходов к вопросам теории и практики управления, по просьбе органов народного образования, на факультете обучались также заведующие и инспектора городских, районных отделов народного образования (РОНО, РУНО), заведующие и методисты РМК не только г. Москвы, но и других городов и областей государства.

За годы работы кафедры сложились и активно развиваются несколько важнейших для педагогической науки и практики направлений научных исследований в рамках единой научной школы Управления образовательными системами, основателем которой была Т.И. Шамова:

  • теория и практика управления развитием образовательной организации;
  • управление по результатам;
  • педагогический менеджмент;
  • управление опережающим образованием в различных образовательных системах;
  • разработка эффективных практик управления образовательными системами, отвечающих на вызовы цифровой экономики, в контексте формирования управленческих компетенций;
  • методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества: ресурсный подход и др.

Создание сети инновационных научно-образовательных площадок университета (экспериментальных, внедренческих, стажировочных) позволило расширить и укрепить научно-методические связи факультета с образовательными учреждениями г. Москвы. С 2007 года в общеобразовательных учреждениях г. Москвы были открыты и активно работали более сорока экспериментальных площадок МПГУ., Московской области, регионами РФ. По материалам исследований публикуются книги, написанные совместно педагогами школ и преподавателями факультета. И даже после официального закрытия таких площадок руководством МПГУ, сотрудничество с образовательными организациями продолжается. Руководители и педагоги этих школ прикреплены к аспирантуре МПГУ в качестве аспирантов и соискателей для написания и защиты кандидатских и докторских диссертаций. С 2008 по 2022 гг. под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры работниками образования г. Москвы было защищено 21 кандидатская и 2 докторских диссертации.

Активная научно-практическая деятельность позволила еще в 1988–1991 учебных годах позволила приступить к подготовке открытия 2-х годичной магистратуры по специальности «Менеджер образования»: были сформулированы ее цель и основные положения, разработаны концепция, учебный план и учебная программа, определены режим и организация учебной работы будущих обучающихся магистратуры. В сентябре 1992 года приступил к учебе первый ее набор, в сентябре 1993 года – второй. С 2013 года на кафедре были разработаны и реализованы программы магистерской подготовки – «Менеджмент в образовании», «Менеджмент проектов и программ», «Метапредметное образование», «Менеджмент программ многоуровневой образовательной организации», «Экспертная деятельность в сфере образования», «Педагогический менеджмент», «Управление системами образования» и др.

Ежегодно с 2008 года в январе, проводится Международная научно-практическая Конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», в которой сотрудники кафедры принимают активное участие.

С 90-х годов XX века на кафедре постоянно организуются вариативные проблемные курсы повышения квалификации (72 ч. и 144 ч.) педагогов и руководителей образовательных учреждений. Программы курсов, отвечают актуальным тенденциям в развитии образования, ориентированы на слушателей, имеющих высшее образование, и включают учебные модули, формирующие, совершенствующие управленческие компетенции.

На кафедре долгие годы реализуется и динамично развивается дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», по которой прошли обучение более 1300 человек со всех уголков нашей страны.

Кафедра активно взаимодействует со своими выпускниками, ежегодно они принимают активное участие в мероприятиях в рамках Недели памяти Т.И. Шамовой (ноябрь) и участвуют в организации и проведении Шамовских чтений. После успешных защит диссертаций наши выпускники становятся членами управленческих команд всех уровней образовательных систем – от школ до министерств, одновременно оставаясь активными участниками научно-исследовательской деятельности кафедры: организуют проведение необходимых исследований на базе образовательных систем в своих городах, селах и регионах.

Сегодня профессорско-преподавательский состав кафедры управления образовательными системами Института социально-гуманитарного образования МПГУ Аракелян Мелине Альбертовна (ассистент), Галеева Наталья Львовна (к.биол. н., профессор), Губанова Елена Владимировна (к.п.н., профессор), Добрикова Ксения Сергеевна (ассистент), Козилова Лидия Васильевна (д.п.н., профессор), Савенкова Елена Викторовна (к.п.н., доцент), Усков Сергей Владимирович (к.п.н., доцент), Шклярова Ольга Анатольевна (к.п.н., профессор), Ярулов Александр Анатольевич ( к.псих. н., д.п.н., профессор), возглавляемая Осиповой Ольгой Петровной (д.п.н., профессор) вносит существенный вклад в педагогическую науку и впредь будет работать на развитие образовательной системы нашей России, одновременно сохраняя незыблемые основы научной школы Управления образовательными системам Т.И. Шамовой.

Представляем вам нашу виртуальную выставку “О кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой”

Программа ПМ_2022_КУОС_20.11.2022

Выпуск_МВО_2020

20 / 11 / 2022

Показать обсуждение