Московский педагогический государственный университет является одной из площадок проведения IV Съезда общества русской словесности, Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» и Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности.
Международный педагогический конгресс «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» включен в План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. № 399-р.
Международный педагогический конгресс представляет собой комплекс научных, образовательных и просветительских мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.
10 ноября-11 ноября 2023 года проходила работа Секции 1 Актуальные вопросы педагогики и психологии в контексте наследия К.Д. Ушинского Международного педагогического конгресса в Институте педагогики и психологии МПГУ.
10 ноября 2023 года состоялось торжественное открытие и Пленарное заседание. На пленарном заседании были сделаны основополагающие доклады о вкладе Константина Дмитриевича Ушинского в отечественную педагогику и психологию, патриотическое воспитание и становление личности. С приветственным словом к участникам обратились Директор Института педагогики и психологии, кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Сахарова и заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина Института педагогики и психологии, доктор педагогических наук Тамара Ивановна Березина.
Открыл научную работу Пленарного заседания Виктор Стефанович Басюк, и.о. вице-президента РАО, академик РАО, заведующий кафедрой психологии развития личности Института педагогики и психологии, доктор психологических наук, докладом «Детство как особый период личностного развития в педагогике и психологии К.Д. Ушинского».
На Пленарном заседании были заслушаны доклады коллег из Ярославского педагогического государственного университета им. К.Д. Ушинского Сергея Леонидовича Паладьева, доцента кафедры теории и истории педагогики, кандидата педагогических наук, Владимира Александровича Мазилова, заведующего кафедрой общей и социальной психологии, доктора психологических наук, Натальи Александровны Дидковской, доцента кафедры культурологии, кандидата культурологических наук, и Марии Валерьевны Петровой, доцента кафедры журналистики и медиакоммуникаций, кандидата культурологических наук, о развитии идей К.Д. Ушинского в отечественной педагогике и психологии, о связи ученого с мировой педагогикой и психологией. Раскрыты новаторские идеи великого педагога и психолога в области дидактики, идей подготовки учителей и патриотического воспитания. Поднят вопрос о публикации и иллюстрировании трудов и работ К.Д. Ушинского.
Вопросы патриотического воспитания и важности идей К.Д. Ушинского применительно к начальному образованию, комплексному подходу в воспитании и обучении младших школьников, развития речи и эстетического воспитания расскрыты в докладах Михаила Анатольевича Гончарова, профессора кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина Института педагогики и психологии, доктора педагогических наук, Ирины Геннадьевны Кальницкой, преподавателя Хабаровского педагогического колледжа Героя Советского Союза Д.Л. Калараша, Натальи Геннадьевны Молодцовой, доцента кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, кандидата психологических наук, и Ларисы Сергеевны Саломатиной, доцента кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства, кандидата педагогических наук.
Пленарные доклады проходили в очном формате, а доклады на секционной части на протяжении 2 дней работы Конференции были сделаны в дистанционном формате.
Модераторами выступили Тамара Ивановна Березина, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина Института педагогики и психологии, доктор педагогических наук, и Светлана Григорьевна Макеева, заведующая кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского педагогического государственного университета им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук.
На протяжении 2 дней работы Секции 1 Актуальные вопросы педагогики и психологии в контексте наследия К.Д. Ушинского Международного педагогического конгресса приняли участие и с выступили с докладами 24 участника из 10 образовательных учреждений (высшие учебные заведения, колледжи, школы). География участников самая обширная: г. Москва и Московская область, г. Ярославль, г. Санкт-Петербург, г. Ростов-на- Дону, г. Севастополь, г. Оренбург, г. Новосибирск, г. Хабаровск.
Благодарим коллег за участие из высших образовательных учреждений: Московский педагогический государственный университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и филиал Московского государственного педагогического университета имени М.В. Ломоносова в Севастополе, Ярославский педагогический государственный университет им. К.Д. Ушинского, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Оренбургский государственный педагогический университет, Ростовский государственный медицинский университет; из колледжа: Хабаровский педагогический колледж Героя Советского Союза Д.Л. Калараша и из школ: МБОУ Школа «КвантУМ» им. Героя Советского Союза Василия Фабричного (г. Звенигород, Московская область) и МБОУ «Гимназия № 9» (г. Новосибирск)
На секционных заседаниях были сделаны доклады о различных аспектах педагогического наследия К.Д. Ушинского и его применения, развития в практике преподавания: трудовое и патриотическое воспитание, вклад ученого в российскую сравнительную педагогику, школьное образование и педагогическую работу, в том числе со студентами.
Доклады прошли на высоком научном уровне, в доброжелательной рабочей обстановке, в ходе которой состоялся обмен научным и педагогическим опытом.