Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

27 января 2024 года в рамках XVI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ШАМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» состоялась в 9 раз секция 9. «Профессиональное развитие педагога в условиях образовательной среды»

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

27 января 2024 года в рамках XVI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ШАМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» состоялась в 9 раз секция 9. «Профессиональное развитие педагога в условиях образовательной среды», руководителями которой были Козилова Лидия Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, Ильина Виктория Алексеевна, магистрантка 1 курса программы «Менеджмент в образовании» кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, которая третий год подряд является сомодератором этой секции.

На секции приняли участие более 30 человек, среди которых ученые из разных регионов РФ, молодые учителя, педагоги и советники по воспитанию, студенты.

О личной и профессиональной эффективности педагога, как основы формирования имиджа лидера в школьном коллективе, подробно и энергично рассказала Гуськова Светлана Константиновна, Лайф-Коуч, безнес-тренер, преподаватель вузов (МГПУ, МПГУ, ИМЭС, МУИВ), доцент, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, член-корреспондент МАНПО, магистр, теле-радиоведущая, эксперт Федеральных СМИ, лектор издательского дома «Федеральные СМИ РФ», лектор Российского общества «Знание». Светлана Константиновна  щедро поделилась накопленным опытом работы в качестве спикера, телеведущей, лидера студенческих и профессиональных сообществ, подчеркнула важные качества и аспекты становления лидера, особое внимание обратила слушателей на умения намечать точки роста, отсекать всё лишнее, фокусировать внимание на главном и др.

Безменова Лилия Адольфовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 36 г. Томска, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета, четко и понятно представила персонифицированную модель формирования образовательной среды, ориентированную на непрерывное профессиональное развитие педагога. Акцентировала внимание на том, что учителю необходима устойчивая система многообразных способов педагогической деятельности и индивидуально-творческий стиль.

Как осуществлять работу с чек-листами, как инструментом повышения профессиональной методической компетенции, с интересом продемонстрировала Казанцева Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». Елена Михайловна в своем выступлении усилила внимание на формировании методической компетенции педагога с помощью чек-листа.

Лапрун Татьяна Абрамовна, старший преподаватель кафедры анатомии и физиологии человека и животных РГПУ им. Герцена (г. Санкт-Петербург), опираясь на Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502), представила ретроспективный анализ традиционных ценностей, к которым относятся  нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. На основе анализа основных понятий, таких как, историческое сознание, историческая память, национальное самосознание, манкуртизм, а также анализа ресурсов наук об организме человека в процессе формирования системы координат и жизненных ценностей будущих педагогов, раскрыла тему полового воспитания обучающихся от исторических времен до современных дней.

Ярким появлением на секции было прямое подключение Воровщикова Сергея Георгиевича, председателя Оргкомитета Шамовских чтений, профессора, доктора педагогических наук, академика МАНПО, профессора Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», который, как всегда, уместно и содержательно, включился в работу секции, пообщался с ее участниками, поделился интересны случаем из практики общения с Татьяной Ивановной Шамовой, тем самым придал еще большую заинтересованность в наследии своего Учителя.

Фролова Светлана Валериевна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ (Сеченовский университет), доцент кафедры психологии и педагогики МУ им. С.Ю. Витте, поделилась практическими наработками о том, как справиться со стрессом  в профессиональной деятельности современному педагогу. Доклад Светланы Валериевны отмечен многими участниками секции, как один их самых актуальных в современной жизни не только педагога, но и каждого человека.

О сущностных характеристиках феномена профессиональных рисков преподавателя высшей школы, с точки зрения их многоаспектности, обусловленности общими закономерностями, и теоретико-методологической спецификой образовательного пространства вуза, подробно представила в своем докладе Медвецкая Алла Леонидовна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Московского университета им. С.Ю. Витте.  Алла Леонидовна подчеркнула важные аспекты, качества личности педагога, раскрыла возможности выбора вариантов траекторий профессионального становления педагога в современных условиях. А также предложила участникам пройти тест по Шкале самооценки Спилберга-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности, по результатам которого начинать действовать конструктивно, эффективно, результативно.

Степанов Тимофей Владимирович,  студент 4 курса ИСГО МПГУ, педагог-организатор, советник по воспитанию МБОУ «СОШ № 4», г. Сергиев Посад, поделился накопленным педагогическим опытом работы с детьми, рассказал о некоторых подходах к организации ученического самоуправления. Тимофей Владимирович особенно подчеркнул значительную и важную роль учителя в работе с детьми. Опираясь на свой педагогический опыт, раскрыл содержание внутришкольного управления.

Корниенко Татьяна Григорьевна, учитель английского языка, советник по воспитательной работе Школа «Уна» (Частное учреждение общеобразовательная организация), г. Москва, обменялась накопленным опытом с коллегами о реализации рабочей программы (РПВ) воспитания в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС в Московской школе. Татьяна Григорьевна  представила 11 модулей РПВ, среди которых урочная и внеурочная деятельности, классное руководство, основные школьные дела, самоуправление, профориентация и др.  Останавливаясь на каждом модуле, педагог с гордостью отмечала результаты своих коллег и детей, участие в различных мероприятиях, о положительных результатах воспитательного процесса.

Кольтинова Вера Викторовна, к.п.н., доцент кафедры теории и практики начального образования факультета начального образования Института детства МПГУ, представила результаты исследования о психологическом благополучии будущих учителей начальных классов, как факторе профессионального развития. Вера Викторовна акцентировала внимание о высоком уровне напряженности и сложности организации воспитательной деятельности в современной образовательной организации, о том, каковы культурные, личностные, предметные и методические профессиональные дефициты работающих учителей, представила результаты исследования студентов о благополучии, а также напомнила об  условиях обеспечения обучающимся студентам психологического благополучия (среди которых, предоставление студентам психологических знаний о собственной личности, индивидуальности, законах собственного развития, структуре сознания, эмоциональной сфере; создании безопасной образовательно-воспитательной, коммуникативной  среды; формировании навыков ассертивного поведения в педагогическом процессе; обеспечении субъективного самоощущения целостности и осмысленности своей многообразной учебной деятельности и конкретного этапа взросления в целом).

О том, что такое комиксы и как их использовать на уроках белорусской литературы, с интересом и на конкретных примерах представила Козаченко Ирина Григорьевна, учитель-методист; ГУО «Лельчицкая районная гимназия имени И.А. Колоса», Гомельская обл. Ирина Григорьевна в заключение своего выступления подытожила, что комикс на уроке литературы содействует развитию у учащихся навыков творческого чтения, приводит к освоению литературного произведения на личностном уровне, помогает вступить в диалог «автор – читатель», позволяет погружаться в переживания героев, и передавать их при помощи портрета, позы, речевой характеристики, формирует чувство композиции и стиля.

О развитии профессиональных компетенций учителя в образовательной среде школы, как одном из ведущих направлений научного наследия Т.И. Шамовой, о многолетнем сотрудничестве школы №2097 с кафедрой им. Т.И. Шамовой, выступили Пискарева Галина Викторовна, заслуженный учитель РФ, директор ГБОУ «Школы №2097» г. Москва, Меркель Елена Вячеславовна, к.п.н., методист, руководитель Центра «Успех» ГБОУ «Школы № 2097» г. Москва. Елена Вячеславовна подчеркнула огромную серьезную совместную работу с Институтом социально-гуманитарного образования (директор Ростиславлев Дмитрий Александрович), кафедрой УОС им Т.И. Шамовой, (зав. кафедрой, профессор, доктор педагогических наук Осипова Ольга Петровна)  https://mpgu.su/bez-rubriki/mezhregionalnoj-prakticheskoj-konferencii/

Чернухина Лариса Станиславовна, учитель английского языка, руководитель ШМО учителей английского языка, эксперт ОГЭ и ЕГЭ, тренер сборной Московской области по английскому языку, член жюри конкурса «Мой лучший урок», Полякова Елена Александровна, Горшкова Таисия Андреевна, учителя ГАОУ МО «Химкинский лицей», поделились многолетним накопленным опытом работы о непрерывном профессиональном развитии учителей школьного методического объединения английского языка. На своих примерах показали и доказали возможность развития учителя как в профессиональном, так и личностном плане.

О навигаторе проектирования образовательных событий с акцентом на личностное развитие обучающихся поделились интересным опытом Турлакова Ирина Валерьевна, учитель географии МБОУ «СОШ №17» г. Калуги, Гаврикова Алена Анатольевна, учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 25» г. Калуги. Докладчики отметили важность мотивации на занятии с детьми, которая не только сводится к привлечению внимания обучающихся к образовательному событию на начальном этапе занятия, а играет более глубокую смысловую роль и должна сохранять свою значимость для каждого участника на всем протяжении события.

Сиволоб Александра Сергеевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в ГБОУ «Школа №384», магистр кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, осветила ряд важных аспектов воспитательной работы с детьми 10-13 лет в современной школе с опорой на 3 важных ресурса подростка: удивление, усилие, успешность. Рассказала о наиболее эффективных методах и формах работы с подростками, среди которых интеллектуальные квизы, школьная спартакиада, проект «Рейтинг классов», актив школы.

Работа секции позволила всем участникам проявить активность, задавать вопросы докладчикам, выразить благодарность организаторам конференции.

Приятно осознавать, что ежегодная секционная работа в рамках Международных Шамовских чтений объединяет не только постоянных участников, но и тех, кто впервые пробует себя в роли докладчика, участника в работе секции.

2024 год – юбилейный год – 100 летия со дня рождения Татьяны Ивановны Шамовой – прекрасного человека, ученого, руководителя, женщины. Всем нам, шамовцам, приятно еще раз прикоснуться к наследию великого Учителя, стараться понять и осознать  насколько глубоко Татьяна Ивановна исследовала в свое время проблемы школьного образования, вдохновляла своим примером учеников и последователей на изучение тех или иных аспектов управленческой деятельности, предвидела те серьезные проблемы образования,  изучения которых в современных условиях остаются архиважными.

Благодарю каждого участника секции за возможность щедро делиться опытом, накопленным материалом, результатами исследований, для того чтобы наше российское современное образование с каждым днем выходило на новый уровень развития качества жизни.

Выражаю надежду на развитие дальнейшего плодотворного сотрудничества с коллегами. Присоединяюсь к словам организаторов Шамовских чтений о том, что «Все мы – последователи научных изысканий Татьяны Ивановны – являемся частью большой отечественной науки управления образовательными системами» – цитата из Программы Шамовских чтений.

Отдельно благодарю Ильину Викторию Алексеевну, сомодератора секции, умницу и красавицу, мою выпускницу 2023 года бакалавриата, ныне магистрантку 1 курса кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, за четкую и оперативную работу со всеми участниками секции в период подготовки, за техническое сопровождение и помощь в демонстрации презентаций докладчиков в ходе заседания секции, за желание участвовать в роли докладчика, модератора, эксперта на разных мероприятиях.

 

 Профессор Козилова Лидия Васильевна

 

Отзывы участников секции:

Сердечно благодарю за возможность ежегодно участвовать в секции, посвящённой научному наследию Т.И. Шамовой. Дело Т.И. Шамовой актуально и в современной образовательной деятельности. Всем профессиональных достижений. Благодарим Вас за приглашение, четкую организацию и проведение секции.

Меркель Елена Вячеславовна,

к.п.н., методист, руководитель Центра «Успех» ГБОУ «Школы № 2097» г. Москва

 

Благодарю за приглашение, возможность участвовать в работе секции, уважаемая Лидия Васильевна. Вы, действительно, мастерски умеете создать комфортную, психологически поддерживающую среду! Вам удается блестяще реализовывать индивидуальную, персонифицированную поддержку участникам секции. Это очень вдохновляет, позволяет присоединиться к профессиональному сообществу! Ваша человечность, доброта и конструктивность очень важны любому исследователю, для меня лично эти качества бесценны. Успехов Вам во всем, благодарю сердечно за успешное взаимодействие, проверенное временем!

Кольтинова Вера Викторовна,

к.п.н., доцент кафедры теории и практики начального образования факультета начального образования Института детства МПГУ

 

Хочу поблагодарить за предоставленную возможность выступить сегодня в рамках Вашей секции, за оперативные ответы на письма, чёткую организацию мероприятия и доброжелательность. Получила удовольствие от присутствия и интересных докладов, а появление Сергея Георгиевича Воровщикова на своём выступлении воспринимаю уже как “знак свыше” – так же было в прошлом году в рамках другой секции.

С наилучшими пожеланиями и надеждой на дальнейшее сотрудничество, Татьяна Абрамовна Лапрун, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

 

Большое спасибо за приглашение на Шамовские чтения, Лидия Васильевна. Было немного стрессово, все-таки выступают уже состоявшиеся педагоги, достигшие огромных успехов в образовании. Но дружелюбная атмосфера, грамотная организация и Ваша поддержка сделали первый опыт выступления на подобных мероприятиях максимально приятным и продуктивным! Буду рад участвовать на конференциях.

Степанов Тимофей Владимирович,

студент 4 курса МПГУ, педагог-организатор, советник по воспитанию МБОУ «СОШ № 4», г. Сергиев Посад

 

Сердечно благодарю организаторов Шамовских чтений, руководителей и, в частности, модераторов 9-й секции, лично проф. Козилову Лидию Васильевну, за возможность быть не только слушателем, но и участником данного образовательного мероприятия. На самом деле, именно правильно принятые управленческие решения в ходе секции и стали «сердцевиной управления» данной секцией – основой ее педагогического и исследовательского успеха! Также хотелось бы отметить практическую ориентированность секции и высокую степень вовлеченности в процесс обсуждения ключевых современных проблем образования всех ее участников.

Уже ждем следующие Шамовские чтения_2025!

Прим. Хотелось бы в очном формате…так необходимо личное общение, педагогическое взаимодействие и «живые» педагогические воркшопы …

С уважением, Медвецкая Алла Леонидовна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Московского университета им. С.Ю. Витте

 

Это потрясающее мероприятие! Спасибо за организацию! Пожалела, что не выступила. В следующий раз обязательно выступлю!!!! Очень познавательно, полезно, актуально и интересно! Особенно мне понравились 2 доклада: стресс и чек-листы. Хотела бы попробовать написать статью по своей теме.

Шайдакова Софья,

магистрантка кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ

29 / 01 / 2024

Показать обсуждение