Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная» собрал школьников и студентов из российских регионов и зарубежных стран

Новости МПГУ

25 ноября 2020 года в дистанционном формате прошел Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная» – итоговое мероприятие одноименного проекта, который с февраля по декабрь этого года Московский педагогический государственный университет реализует при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

В мероприятии приняли участие более ста человек: обучающиеся старших классов московских образовательных организаций, студенты и преподаватели московских колледжей и вузов, в том числе международные студенты, а также финалисты конкурса двуязычных эссе «Билингва» из Москвы, российских регионов и зарубежных стран.

В течение почти года мероприятия городского проекта проходили на площадках московских вузов, колледжей и школ. Начался проект в Московском педагогическом государственном университете 21 февраля 2020 года – в Международный день родного языка. С началом нового учебного года проект переместился в московские школы и колледжи: в дистанционном и очно-дистанционном формате прошли занятия для четырнадцати классов в пяти московских школах и для пяти групп студентов колледжа. Занятия были посвящены этнической топонимике Москвы, истории заселения столицы разными народами, выдающимся людям разных национальностей, которые внесли свой вклад в историю и культуру города. С ребятами разговаривали о родных языках, о разных видах грамотности, об устойчивом развитии и многом другом. После такого разнообразия сюжетов организаторы встали перед вопросом, какую тему следует выбрать как основную тему форума – так, чтобы она и заинтересовала, и объединила разновозрастную аудиторию участников.

Общей темой Форума стала тема «Город для всех» – она открыла широкое поле для дискуссий. Выступления и презентации участников и мастер-классы от студентов и магистрантов МПГУ послужили поводом к обсуждению роли современного искусства как особого языка в социокультурном пространстве многонационального мегаполиса, нового осмысления арт-пространств и стрит-арта как территорий самовыражения и объединения разных жителей Москвы.

Проблемный доклад «Искусство как средство коммуникации», повлекший за собой одноименную дискуссию, сделала магистрант кафедры культурологии ИСГО МПГУ по направлению «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании» Юлия Голубева. Ей удалось с первых слайдов презентации «расшевелить» аудиторию, и ребята сразу включились в обсуждение, приводили примеры арт-пространств в своих городах, высказывали свое мнение об увиденном.

Тему продолжили два мастер-класса. В мастер-классе «Спасти нельзя оставить» магистрант кафедры культурологии ИСГО МПГУ (направление «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании») Валерия Воробьева продемонстрировала, как можно превратить объект, потерявший свое первоначальное предназначение, в интересную художественную и социокультурную площадку. Она также пригласила аудиторию в небольшое путешествие за пределы Москвы: познакомила с необычным «домом со львом» в Саратовской области, с Арткоммуналкой в г. Коломне, а в ответ ребята из разных городов России и зарубежных стран рассказывали о «витализации» исторических пространств у себя на родине. Обсуждение закончилось единодушным решением о том, что такие места необходимо спасать.

Второй мастер-класс «Московский стрит-арт – пространство возможностей» провел студент 3 курса кафедры культурологии ИСГО МПГУ (направление Педагогическое образование, Обществознание и Основы религиозных культур и светской этики) Николай Зёров. Его мастер-класс познакомил участников с разными видами граффити и иными видами уличной живописи, которые дают возможность не только самовыражения художникам, но и служат площадкой выражения общественного мнения, в том числе гражданской позиции авторов. Заключительная дискуссия «Город для всех» представила спектр мнений по поводу того, как современные формы искусства и арт-пространства способны объединять разных людей в городах и регионах, как они помогают понимать друг друга вне зависимости от происхождения, языка, возраста, профессии, социального статуса.

Особую роль в Форуме сыграло активное участие в нем финалистов Международного конкурса двуязычных эссе «Билингва» –  ребят от 10 до 22 лет из 11 стран и 15 регионов РФ. На Форуме прозвучали их видео-приветствия о родных краях и языках, которыми они владеют. В видеороликах они рассказывали о культуре своих народов, о национальных традициях, о народных промыслах, о мифах и легендах. Участники познакомились с искусством ковроткачества казахского народа Астраханской области, с блюдами болгарской кухни, с тамбурной вышивкой в народном татарском костюме, с культурой хорватов, которая, по словам автора, «не в музеях, а в самом народе». О своем родном крае сняли видеоролики ребята из Республики Беларусь, США, Того, Черногории. По отзывам московских школьников и студентов, возможность познакомиться с традициями других народов, услышать разные языки, а, главное, поговорить с их носителями в режиме онлайн, было очень интересно и увлекательно.

Надеемся, что проект «Москва многоликая и разноязычная» будет и дальше собирать детей и обучающуюся молодежь России и других стран, знакомить их друг с другом, расширять их кругозор о культурно-языковом разнообразии страны и мира. И еще мы очень надеемся на то, что в следующем году встречи в рамках проекта будут очные – так, чтобы все смогли бы пожать друг другу руки.

 

М.А. Кривенькая

27 / 11 / 2020

Показать обсуждение