Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Московский педагогический государственный университет успешно прошёл аккредитацию Национального аккредитационного совета

Новости МПГУ

В Международном мультимедийном пресс-центре МИА “Россия сегодня” состоялось открытое заседание Национального аккредитационного совета под председательством академика Российской академии образования Болотова Виктора Александровича.

В ходе его работы были рассмотрены и результаты нашего Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Задача Национального аккредитационного центра – повышение качества и имиджа российского образования. Центр, созданный в 2009 году, в своей работе совмещает лучшие традиции отечественной высшей школы с европейскими образовательными технологиями и стандартами.

 

В этом мероприятии Совета участвовали

– председатель Национального аккредитационного совета, академик РАО Виктор БОЛОТОВ;

– директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации Владимир НАВОДНОВ;

– исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, член совета Ирина АРЖАНОВА;

– президент Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, член совета Николай МАКСИМОВ;

– директор образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ (“Роснано”), член совета Елена СОБОЛЕВА;

– председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, член совета Владимир ФИЛИППОВ;

– секретарь Совета по оценке качества высшего образования Эстонии, член совета Хиллар БАУМАН;

– начальник управления проектов в области образования и социальной сфере МИА “Россия сегодня”, член совета Наталья ТЮРИНА

– секретарь Попечительского совета МПГУ, директор ИАЦ «Прогноз» и проектов Фонда «Добрососедство» Юрий МОСКОВСКИЙ и другие специалисты, представители высшего образования и науки.

Были рассмотрены результаты экспертиз образовательных программ следующих вузов: Хэйлунцзянского университета (Китайская Народная Республика), Национального исследовательского Томского государственного университета, Алтайского государственного университета, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Ставропольского государственного аграрного университета, Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова.

Аккредитацию — как международную, так и национальную — успешно прошли все 129 программ из 10 вузов, подавших заявки. При этом совместную российско-китайскую аккредитацию по нескольким программам прошли Национальный исследовательский Томский государственный университет и Хэйлунцзянский университет (КНР).

Также одной из тем заседания стало создание интегрального национального рейтинга образовательных услуг, который бы объединил данные отдельных рейтингов, существующих сегодня. Для его реализации уже разработана специальная математическая методика.

Официально в ходе заседания были рассмотрены материалы и приняты решения:

1) о совместной международной аккредитации образовательных программ (Нацаккредцентр совместно с Центром оценки качества высшего образования Министерства образования Китайской Народной Республики (HEEC)) Хэйлунцзянского университета и Национального исследовательского Томского государственного университета.

2) о международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:

  • Алтайского государственного университета,
  • Белгородского государственного национального исследовательского университета,
  • Московского педагогического государственного университета,
  • Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
  • Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта,
  • Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва,
  • Ставропольского государственного аграрного университета.

3) о профессионально-общественной аккредитации кластеров образовательных программ:

  • Национального исследовательского Томского государственного университета,
  • Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова.

4) о пролонгации срока аккредитации образовательной программы «Технологии обработки материалов» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

При оценке рейтинга обеспечена независимость экспертов: члены совета, который подводит окончательный итог общественно-профессиональной оценке вузовских программ, не участвуют в экспертизах, а директор не влияет на решения коллег. Усилена процедура постаккредитационного мониторинга – теперь показатели реализации программ отражает Национальный агрегированный рейтинг. Он основан на результатах девяти наиболее авторитетных отечественных изданий по ранжированию вузов, отвечающих нескольким критериям (анализ показателей не менее 100 университетов, срок существования не менее трех лет и другие). В агрегированный рейтинг вошли 725 вузов, которые распределились по 10 лигам. В лучшей – премьер-лиге – оказались 24 высших учебных заведения. Это преимущественно вузы-участники Проекта 5-100 и статусные университеты. Рейтинг был опубликован в конце прошлого года.

«Такой подход к оценке деятельности вузов предложен впервые, разработана специальная математическая методика агрегации,» –  отметил директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации  В.Наводнов. По его мнению «Национальный агрегированный рейтинг может стать основой мониторинга качества образовательных программ вузов, прошедших профессионально-общественную аккредитацию»

Всего за прошлый год были аккредитованы 194 образовательных программы 15 вузов, включая 149 для бакалавриата, магистратуры и специалитета (остальные реализуются на уровнях дополнительного, послевузовского образования и СПО). Их оценкой занимались 127 экспертов – 42 российских и 36 зарубежных – из 12 стран (Австрия, Великобритания, Китай, Казахстан и другие) от академического сообщества, 25 представителей работодателей, а также 24 студента университетов. Совместную международную аккредитацию, в ходе которой процедуру проводят российский и иностранный аккредитационные центры, успешно прошли программы Национального исследовательского Томского государственного университета, Балтийского федерального университета им. И.Канта, Китайского сельскохозяйственного университета и других учебных заведений Российской Федерации и КНР.

Таким образом, среди университетов, успешно прошедших процедуру международной или совместной аккредитации, — Национальный исследовательский Томский государственный университет, Алтайский государственный университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Московский педагогический государственный университет (#МПГУ), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Ставропольский государственный аграрный университет. Кроме того, национальную аккредитацию получили еще 43 программы Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова и Национального исследовательского Томского государственного университета.

С материалами к заседанию Национального аккредитационного совета, презентационными материалами и решениями можно ознакомиться на сайте Нацаккредцентра. https://ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=44&Itemid=373&lang=ru

Как отметил председатель Национального аккредитационного совета, академик РАО Виктор Болотов: “Чем больше хороших, долгоживущих рейтингов – тем лучше для всех. Возможно, в недалеком будущем развитие этой системы позволит облегчить порядок аккредитации для вузов, занимающих в рейтингах верхние строчки»

“Перефразируя Экзюпери, скажем, что мы, несомненно, в ответе за тех, кого аккредитовали – на протяжении всего срока аккредитации. В течение пяти или шести лет мы должны отслеживать показатели наших вузов”, — заявил директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации Владимир Наводнов.

Одним из важных результатов 2019 года стало продление сотрудничества с европейской аккредитационной ассоциацией ENQA. В рамках этого взаимодействия в работу совета был внесен ряд корректив, в том числе одобрено введение представителей студенчества в аккредитационные комиссии.

Как отметили члены совета, около четверти от общего числа специалистов, работавших в аккредитационных комиссиях российских вузов в прошлом году – иностранные эксперты. Зарубежными партнерами совета в 2019 году стали аккредитационные агентства из 13 стран, среди которых Китай, Германия, Австрия, Великобритания, Норвегия и другие.

Следует отметить, что участники заседания особое внимание уделили Московскому педагогическому государственному университету (МПГУ), чьи кластеры ОП «Педагогическое образование» (https://ncpa.ru/images/pdf/sovet2020/mpgu2020_ped.pdf) и ОП «Психолого-педагогическое образование» (https://ncpa.ru/images/pdf/sovet2020/mpgu2020_pp.pdf) успешно прошли аккредитацию.

Комиссия посчитала, что педагогическое образование в Московском педагогическом государственном университете находится на очень высоком уровне по всем стандартам.

Собравшимися было сказано много добрых слов. В частности, сказано, что «Московский педагогический государственный университет не нуждается в представлении. И все его высокие оценки действительно заслуженны».

В ходе заседания секретарь Попечительского совета Московский Ю.В. поблагодарил Комиссию и Национальный аккредитационный совет и Национальный центр профессионально-общественной аккредитации в целом за высокую оценку деятельности нашего Педагогического университета.

По мнению экспертов, система агрегации рейтингов должна позволить проводить эффективный постаккредитационный мониторинг, что является одной из сложнейших задач в деятельности совета. Также, по их мнению, внешняя независимая оценка образовательных программ способствует продвижению бренда вуза на национальном и международном уровнях, привлечению иностранных студентов, притоку дополнительных доходов от экспорта образования. Кроме того, процедура международной аккредитации позволяет университету соотнести свою деятельность с общемировыми трендами высшего образования.

Анастасия Светлова

по материалам РИА «Новости», Национального аккредитационного совета и Портала Поиск

Фотографии Юрия Московского,
Национального центра профессионально-общественной аккредитации и РИА «Новости»

03 / 03 / 2020

Показать обсуждение

Обсуждение

Галина Ивановна Никитина, 03 / 03 / 2020 в 17:24

Очень приятная и важная новость.
Так держать, дорогие коллеги.
Поздравляю !