Секция № 11 «Профессиональное развитие педагога в условиях образовательной среды», модераторами которой стали доцент, д-р пед. наук, доцент КУОС им. Т.И. Шамовой Козилова Лидия Васильевна и студентка 4 курса ИСГО МПГУ Ильина Виктория Алексеевна.
В рамках секции выступили 14 докладчиков из 29 заявленных. Присутствовало около 40 человек на секции. Заседание прошло в доброжелательной обстановке, с обсуждениями докладов и конструктивными предложениями.
О профессиональном развитии будущих педагогов на вузовском этапе профессиогенеза поделились результатами исследований преподаватели московских вузов. Так, Бахотская Мария Александровна, замдекана по работе со студентами бакалавриата заочной формы обучения и магистрантами Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала об особенностях идентификации личности студента в условиях современной образовательной среды вуза. Профессор, д-р пед. наук, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования МГПУ Афанасьев Владимир Васильевич, акцентировал внимание слушателей на проблемах использования методов научного познания в современных гуманитарных научных исследованиях.
Кольтинова Вера Викторовна, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, к.п.н, доцент представила результаты исследования по формированию профессионального самосознания (саморазвития, самооценки) студентов педагогического вуза средствами образовательной среды. Звонарева Наталия Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Института Гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, эксперт “открытого вузовского чемпионата ГАОУ ВО МГПУ по стандартам Ворлдскиллс” по компетенции” Преподавание в основной и средней школе”. Москва поделилась личным опытом об участии студентов в конкурсе по стандартам Ворлдскиллс как фактор становления педагога на вузовском этапе профессиогенеза.
Постоянный участник секции Меркель Елена Вячеславовна, методист, руководитель центра «Успех» ГБОУ Школа №2097 г. Москва, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, поделилась практическим педагогическим опытом по развитию профессиональных компетенций педагогических работников школы по организации проектной и исследовательской деятельности с обучающимися в современной образовательной среде.
Интересными данными, полученными в ходе исследования об особенностях подготовки клинических психологов для работы с детьми с ОВЗ в образовательных организациях, поделилась Светлана Валерьевна Фролова, к.психол.н. доцент кафедры психологии и педагогики Московского университета им. С.Ю. Витте. А ее аспирант Морозов Иван Анатольевич, учитель географии МАОУ Домодедовская СОШ №12 представил ряд цифровых компетенций учителя общеобразовательной школы в постковидный период, которые претерпевают трансформацию.
Помазков Василий Викторович, директор МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 17” г. Калуги, кандидат технических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования представил Интегративно-личностную модель профессионально-контекстного развития учителей, которая успешно реализуется в школе. А его коллега, Воронцова Ирина Алексеевна, руководитель методической и психолого-педагогической службы школы, МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №17” г. Калуги, кандидат психологических наук подробно рассказала о том, как осуществляется повышение профессиональной компетентности педагогов по изучению познавательных процессов и избирательности мышления школьников в условиях образовательной школьной среды.
Аспирантка кафедры КУОС им. Т.И. Шамовой МПГУ, учитель английского языка, ОЧУ “Газпром школа” Гейнце Лариса Александровна продемонстрировала на конкретных примерах как используются современные технологии (менторинг, коучинг и др.) в сфере профессионального развития педагога.
Дубовицкая Дарья Сергеевна, выпускница кафедры КУОС им. Т.И. Шамовой, магистр, учитель русского языка и литературы, учитель первой квалификационной категории ГБОУ г. Москвы «Школа №1161» поделилась педагогическим опытом о векторах профессионального развития московского педагога-словесника.
В ходе секции были показаны 2 видеофрагмента познавательно-развивающей среды и её влияние на дошкольников и педагогов в условиях дошкольной образовательной организации, которые представила постоянный участник воспитатель МАДОУ д/с «Маргаритка» Карслян Нинель Гарнуковна, а Буянова Татьяна Александровна, старший воспитатель МБДОУ Детский сад №52 «Котенок» г. Химки поделилась методическими разработками по организации развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ.
Завершающим выступлением на секции был доклад студентки 5 курса ИСГО МПГУ Бургардт Аделины Дмитриевны о корреляции оценки качества информации и перцептивных качеств докладчика, о том, какими же качествами должен обладать выступающий.
По окончании секции модераторы поблагодарили всех участников за работу, предложили сделать общее фото и сформулировали тезис о том, что путь в науку является безграничным, а проведение Шамовских чтений традиционным.
Подводя итоги секции, Козилова Лидия Васильевна сформулировала пожелания от участников секции
- Продолжить процесс диссеминации педагогического опыта.
- Расширять границы профессионального развития педагогов за пределами культурно-образовательного пространства, образовательной среды детского сада, школы, колледжа, университета.
- Наращивать и интегрировать потенциал взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях образовательной среды и за ее пределами.
- Поддерживать инициативность, самостоятельность и активность студентов в работе секций в роле докладчиков, модераторов, технических сопровождающих, организаторов секций.