21 октября в концертном зале Донецкой государственной музыкальной академии им. Прокофьева гала-концертом и торжественным награждением победителей и дипломантов завершился I Международный конкурс молодых пианистов «Музыкальная академия приглашает друзей», который проходил с 19 октября в Донецке.
Среди участников было 78 молодых пианистов из ДНР и ЛНР. Российскими партнерами конкурса, посвященного 100-летию со дня рождения Эмиля Гилельса, стали Фонд содействия сохранению творческого наследия великого пианиста Э. Гилельса, Рахманиновское общество, «Радио России».
От Института искусств Московского педагогического государственного университета в качестве сопредседателя жюри выступил доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Сергей Сергеевич Булатов, который в свою очередь отметил, что:«Конкурс в Донецке стал не только прекрасной творческой встречей, соревнованием юных пианистов, но и настоящим музыкальным праздником. Чувствуется хорошая школа преподавателей, высокий потенциал юных пианистов.»
Интервью С.С. Булатова газете «Донецкое время» (выдержка из № 42 (56) от 26 октября 2016):
ОГОЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
Непредвзятый взгляд со стороны крайне важен. А потому мы попросили поделиться впечатлениями нашего российского гостя, сопредседателя жюри Сергея Булатова.
– Сергей Сергеевич, в чем, по-вашему, важность этого проекта?
– Прежде всего, он важен как инвестиция в будущее. Детям жить дальше, а музыка, как известно, из всех искусств обладает наиболее мощной объединяющей силой. Музыкальный язык понятен каждому, вне зависимости от национальности, местоположения и прочих факторов. Музыка вообще своего рода фильтр – она вбирает в себя всё наше бытие и отдает обратно уже очищенным. И таким образом, очищает души людей – и слушателей, и самих исполнителей. По-моему, закономерно, что в воюющем Донбассе так высок интерес к музыке. Люди чувствуют ее живительную силу, им просто необходимо это очищение.
– В вашей жизни было немало подобных конкурсов. Запомнился ли нынешний чем-то особенным?
– У Николая Карловича Метнера есть такое замечательное выражение: «Музыка говорит о несказанном». Так вот у некоторых детей из прифронтовых районов чувствуется в исполнении особый тон, который отражает напряженность их жизни. Понятно, что весь этот окружающий ужас не мог пройти бесследно для внутреннего мира ребят.
– А как этот тон проявляется? Или словами такое нельзя выразить?
– Действительно, словами – несколько трудновато… Ну, наверно, на уровне интонирования, сочетания красок чувствуется эта напряженность, оголенность восприятия. Возможно, за счет этого краски даже более насыщенны.
– Как бы вы оценили исполнительский уровень нашей молодежи?
– Очень порадовало мастерство юных пианистов. Больше всего поражает то, как дети и их педагоги смогли в подобных условиях создать и сохранить исполнительскую культуру такого высокого уровня! Знаете, я теперь для себя уяснил, почему ваших ребят не особо жалуют на конкурсах за рубежом. Судя по тому, что я услышал за эти три дня, пианисты из Донбасса могли бы составить очень серьезную конкуренцию везде, куда бы ни приехали.
Роман Карпенко
Почетным председателем жюри выступил профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Михаил Воскресенский. Но, к сожалению, Михаил Сергеевич не смог присутствовать лично – помешали преклонные годы и здоровье. Вместо него жюри возглавил лауреат международных конкурсов, доцент музыкального факультета института искусств МГПУ (Московского государственного педагогического университета) Сергей Булатов, который также провел для всех участников мастер-класс.