Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Педагогический календарь

Новости МПГУ
«Ближайшая задача преподавания русского языка в школе – подготовить вполне грамотных людей, владеющих основами науки о языке, разбирающихся в явлениях речи и умеющих претворять эти знания в навыки собственной речи, вполне грамотной и литературной. Но эта задача не является единственной. Перед преподавателем русского языка стоит и другая, не менее важная задача – поднять общий культурный уровень учеников посредством преподаваемого им предмета. Не только через чтение художественных произведений, научно-популярной и деловой литературы и т.д. мы поднимаем общий культурный уровень учащихся, но и уроки грамматики, и уроки по развитию устной и письменной речи способствуют тому же подъему общего культурного уровня».

/ Пётр Онисимович Афанасьев

 

В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Педагогический календарь», посвящённую отечественной системе образования и воспитания, педагогам и учителям, призванным сеять «разумное, доброе, вечное».

Очередной материал рубрики «Педагогический календарь» мы посвящаем 150-летию со дня рождения русского педагога Петра Онисимовича Афанасьева (01/13.02.1874 – 20.08.1944).

Пётр Онисимович Афанасьев – русский педагог, методист русского языка, преподаватель педагогического факультета 2-го МГУ, Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени А.С. Бубнова, профессор кафедры методики преподавания русского языка МГПИ имени В.И. Ленина, доктор педагогических наук (1940), основоположник звукового аналитического метода педагогики для детей начальной школы.

П.О. Афанасьев родился 1 февраля (13 февраля по новому стилю) 1874 года в семье протоиерея Онисима Афанасьева в селении Апанасово-Темяши Тетюшского уезда Казанской губернии, куда ещё в начале 1870-х годов на службу настоятелем местной церкви был направлен его отец, выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии.

П.О. Афанасьев – старший брат видного революционера и общественного деятеля Василия Онисимовича Анисимова (1878-25.04.1938, п. Коммунарка Московской области); двоюродный дед писателя Владимира Ильича Амлинского (22.08.1935-30.11.1989, Кунцевское) и композитора, учёного-физика Владимира Анисимова. Был женат на дочери профессора по кафедре гомилетики и истории проповедничества Московской духовной академии Василия Фёдоровича Кипарисова (28.03/09.04.1849-28.01/09.02.1899, Кокуевское Всесвятское кладбище, Сергиев Посад), Ольге Васильевне.

После окончания Симбирской чувашской учительской школы в 1890 году Пётр Онисимович работал в начальной школе в селе Богдашкино Симбирской губернии. С 1892 по 1898 год он обучался в Симбирской духовной семинарии, а в 1903 году – в Московской духовной академии.

С 1903 года П.О. Афанасьев преподавал в Симбирской, с 1905 по 1909 год – в Рязанской, с 1912 по 1914 год – в Поливановской учительских семинариях, а также с 1909 по 1912 год в Ярославском учительском институте. В 1906 году он окончил экстерном Императорский Казанский университет. С 1917 по 1918 год П.О. Афанасьев преподавал в Рязанском учительском институте, с 1918 по 1922 год – Поливановском педагогическом техникуме, с 1919 по 1920 год – в Институте народного образования в Москве, с 1910 по 1926 год – в Московской высшей педагогической школе. С 1920 года преподавал на педагогическом факультете 2-го МГУ, затем в МГПИ имени А.С. Бубнова, в МГПИ, а также с 1926 по 1929 год – в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской.

Одновременно Пётр Онисимович сотрудничал с различными изданиями, в частности с «Вестником воспитания», «Педагогическим вестником», часто публиковал свои статьи и в «Журнале МНП», где выступал с критикой официальных проектов школьно-просветительской системы для инородцев Поволжья. Свой большой опыт по обучению русскому языку в национальной школе П.О. Афанасьев обобщил в «Методических очерках о преподавании родного языка» (1914). Изложенные в этой работе методические идеи о поэтапном построении курса, главенствующей роли грамматики, типологии акцента и учёте особенностей системы родного языка учащихся впоследствии развиты им в «Методических указаниях к обучению русской грамоте нерусских учащихся» и «Грамматических таблицах по русскому языку Для нерусских школ» (1938).

После Октябрьской революции П.О. Афанасьев активно включился в строительство новой школы. Он настаивал на принципиальной реконструкции учительских программ по русскому языку в духе идей трудовой школы, на преодолении сложившихся традиций с искусственной подачей материала, с преобладанием готовых образцов и правил. Духовному становлению ребёнка, по его мнению, могли способствовать только активно-творческие методы преподавания, основанные на деятельностном подходе к лингвистическим явлениям, на преимущественном интересе к коммуникативной стороне языка. П.О. Афанасьев один из самых ярких и последовательных педагогов наряду с Константином Дмитриевичем Ушинским (19.02/03.03.1823-22.12.1870/03.01.1871, кладбище Выдубицкого монастыря в Одессе), который приравнивал язык к одному из видов индивидуального и социального творчества человека. Он считал, что главное внимание должно быть направлено на естественное развитие речи учащихся, формирование умений самобытно и самостоятельно выражать собственные мысли, выработку культуры речевого поведения в коллективе и обществе. В этом он был очень схож со своим братом В.А. Анисимовым, который всегда умело, самобытно и самостоятельно выражал свои собственные мысли о революционной обстановке в России на рубеже XIX и XX веков.

Несмотря на большой вклад в педагогическую науку Пётр Онисимович получил должность профессора только в 1938 году и лишь в 1940 года ему были присвоены степень доктора педагогических наук и звание профессора.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, будучи уже не молодым человеком П.О. Афанасьев заболел. С 1944 года П.О. Афанасьев являлся профессором МГПИ имени В.И. Ленина, где до последних дней жизни преподавал методику русского языка.

П.О. Афанасьев особое место, особенно на начальной ступени обучения языку, отводил распространению звуковой системы обучения грамоте, предполагавшей определённую последовательность введения звуков и слогов, лингвистически целесообразные артикуляционно-фонетические приёмы преподавания. Разработанный им звуковой аналитический метод положен в основу букваря «Читай, пиши, считай» (первое издание в 1925), выдержавшего 24 издания. Параллельно он исследовал наиболее эффективные подходы к обучению чтению взрослых (сборник статей «Борьба за грамотность», 1925). Исследование опыта отечественного языкознания в статьях конца 1930-х – начале 1940-х и «Хрестоматии по истории методов преподавания русского языка в начальной школе» (1941) явилось составной частью его работы над созданием современной целостной методической системы. Итогом этой работы стал учебник «Методика русского языка в средней школе» (1944) для педагогических вузов. В этой работе единство разнообразных методических подходов и приёмов, предлагаемых П. О. Афанасьевым, непосредственно основывается на анализе системных отношений в самом языке, связи между его сторонами: лексикой, фонетикой, морфологией и стилистикой.

Среди изданных работ Петра Онисимовича: Методические очерки о преподавании родного языка, 1914; Путеводитель по вопросам преподавания родного языка в трудовой школе, 1922; Методика родного языка в трудовой школе, 1923; Активно-трудовой метод обучения, 1923; Родной язык в трудовой школе, 1924; Первые шаги обучения, 1925; Читай, пиши, считай: Букварь (24 издания с 1925 по 1930); Краткая методика родного языка, 1925; Как обучать грамоте, 1927; Методика русского языка, 1928; К вопросу о методологии и методике русского языка, 1929; Методика русского языка в образцах и проработках: Пособие, 1930; Система методики русского языка как научная дисциплина, 1931; Букварь, 1933; Учебник русского языка для начальной школ, 1933; Сборник систематических диктантов: Пособие, 1934; Грамматические таблицы по русскому языку для нерусских школ, 1938; Учебник русского языка для начальной школы, 1940; Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе, 1941; Методика русского языка в средней школе, 1944.

Пётр Онисимович Афанасьев скончался в Москве 20 августа 1944 года. Похоронен на 19-м участке Введенского кладбище.

Источники:

– Афанасьев П.О. Чувашская энциклопедия: http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=910

– «Вспомним всех поимённо»: https://mpgu.su/novosti/poimjonno-onisimovicha-afanaseva

– Афанасьев Пётр Онисимович: https://mpgu.su/scientists/afanasev-petr-onisimovich/

– Бондаренко М.А. Вечный труженик на ниве народного образования: https://www.riash.ru/jour/article/view/2042

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

13 / 02 / 2024

Показать обсуждение