С 12 февраля по 17 июня 2024 г. студенты факультета начального образования Института детства активно участвовали в проектно-технологической практике. Практику проходили студенты первого курса, обучающихся по профилям подготовки «Начальное образование», «Начальное образование и Иностранный язык (английский)», «Начальное образование и Информатика».
Содержание практики было разделено на две условные части: библиотечная и проектная.
В Библиотечной части студенты под руководством преподавателей кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова Зотовой Светланы Васильевны, Корпечковой Елены Владимировны и Никитченковой Aнны Юрьевны знакомились с основами библиотечного дела, составляли библиотечные списки и описание книг. Выполнили презентации, которые включали историю, особенности, услуги и достижения ведущих библиотек России, затем составили библиографию из более 100 произведений, предназначенных для детей, с иллюстрациями художников XX-XXI веков, включили краткую аннотацию к каждому произведению и библиографическое описание, а так же выбрали темы, связанные с развитием творчества у детей, и подобрали для каждой темы по 3 книги, описали содержание каждой книги, указав целевую аудиторию, особенности подачи материала и дидактическую ценность. Выполнение этих заданий позволяет студентам углубить свои знания о библиотечном деле в России, развивать библиографические навыки и понимать особенности детской литературы и иллюстрации.
Проектная часть практики была посвящена непосредственно разработке учебного пособия для обучающихся 1-4 классов на основе макета, которой был подготовлен на кафедре исследовательской и творческой деятельности в начальной школе. Преподаватели кафедры Борисов Владимир Юрьевич, Галямова Эльмира Махмудовна, Ловягин Сергей Николаевич и Черкасова Екатерина Сергеевна обучали студентов различным видам деятельности (оригами, художественный войлок, изобразительное искусство, окружающий мир) и основам методики их преподавания. Итогом стало создание коллективного (одно на группу) наглядного учебного пособия.
Итоговая конференция стала кульминацией всей практики и проходила она в формате мастер-классов. Участники распределились по своим секциям (кабинетам), в зависимости от направления деятельности и тематики наглядного пособия. Каждая мини-группа представляла другой группе свое пособие и по нему пыталась обучить однокурсников тому или иному делу. В свою очередь группа обучающихся пыталась повторить изделие по пособию, следуя объяснению авторов пособия.
Студентки 103 группы Людмила Оганесян и Алёна Тужик так отзываются о конференции: «Мастер-классы охватывали разнообразные области: от оригами и валяния до рисования и фотографирования семян и растений под микроскопом. Эти занятия позволили студентам не только погрузиться в процесс творчества, но и раскрыть свой потенциал в различных направлениях, а также узнать о процессе создания пособий у других групп. Все участники мероприятия были вдохновлены и заинтересованы в процессе обучения, что создало атмосферу творческого вдохновения и взаимного вдохновения. Это подчеркивает значимость подобных мероприятий для развития студентов и их профессионального роста».
Подведение итогов и рефлексия состоялась в 208 аудитории Корпуса гуманитарных факультетов МПГУ (Проспект Вернадского, 88).
Для полного понимания происходящего на конференции необходимо выслушать мнение студентов, будет ясно, как проходили занимательные этапы и какие эмоции вызвала крафтовая работа, задав им несколько вопросов.
Какой из мастер-классов, посещенных Вами, понравился больше всего?
«Мастер-классы по оригами, ИЗО и окружающему миру были просто восхитительны! Во-первых, я была приятно удивлена разнообразием тем и подходов к творчеству. На оригами была очень уютная атмосфера, приятные и очень активные ведущие. Рисование тоже было интересным, ведущие были очень талантливыми и помогали всем нам раскрыть свой творческий потенциал. Что касается окружающего мира, я получила много полезной информации о природе, экологии и уважении к окружающей среде. Это было не только интересно, но и важно для меня как человека, который ценит природу и стремится к сохранению ее красоты», – рассказала о своем опыте Дарья Кривцова и к ней присоединяется большая часть студентов.
Но особенное отношение студенты выразили к мастер-классу по художественному валянию. Дарья Саранцева: «Думаю, я бы увлекалась валянием как хобби, так как процесс выполнения действительно приносит удовольствие, а готовая работа радует глаз!». Гришина Ульяна: «Техника валяния мне показалась необычной и интересной». Денисова Лидия: «Девочки очень хорошо подготовились, включили нам веселую музыку, рассказали все тонкости и меры предосторожности. Я никогда до этого не пробовала валять шерсть и сегодня поняла, что это очень интересное занятие!»
Выскажите свое отношение к педагогическому опыту?
«Мне очень понравилось вести занятие по ИЗО, было видно, что студенты были заинтересованы в том, что я им рассказываю. Это дало мне возможность почувствовать себя настоящим педагогом», – ответила Екатерина Синькова.
«Сегодняшний коуч-сет, прошедший в рамках учебной (проектно-технологической) практики, был для меня интересным и познавательным опытом, который помог мне ощутить себя в роли педагога. В течение практики мы группами разрабатывали учебные пособия для младших школьников и работали на теоретическом уровне, на коуч-сете же мы смогли практически воплотить задуманное», – поделилась Мария Бондарева.
Какие общие впечатления остались у Вас после мероприятия и практики в целом?
«Общие впечатления – положительные. Возможность посещать разнообразные мастер-классы и даже выступить в качестве ведущей мастер-класса по валянию принесли мне огромное удовольствие и новый опыт в области рукоделия и творчества», – ответила Александра Писклова.
«В целом данная практика прошла приятно и с пользой лично для меня. Наша группа составляла задачник по окружающему миро по ботанике. Я очень люблю тему цветов и люблю фотографировать, поэтому подбор материала к данному заданию принёс мне массу удовольствия. А на мастер-классе я смогла ещё и поделиться своим опытом с ребятами из других групп, рассказать о “фишечках” съёмки и обработки кадров. Общие впечатления от мероприятия остались положительные. Каждая группа работала над своей темой, которую теоретически и практически преподносила для других. В итоге мы узнали много нового не только о живой природе, которую исследовали сами, но и о валянии, оригами и изобразительном искусстве», – рассказала Анна Рабша.
Мы благодарим всех участников за ответы.
Изучив и проанализировав ответы всех групп, можно сделать вывод, что учебная практика прошла успешно, студенты изучили не только различные книги и пособия, но и научились их самостоятельно составлять как в техническом плане, так и в методическом. Над технической частью студенты работали по мини-группам, каждый из них составил раздел или тему для пособия, сделал фотографии, снял видеофрагмент, написал текст.
Все желающие могут ознакомиться распечатанными, переплетенными и красиво оформленными пособиями в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ, 4 этаж, 420 кабинет.
Студенты остались довольны как своей работой, так и работой однокурсников. Хотим поблагодарить всех участников практики за их трудолюбие и креатив.