«Художественная литература дает учащемуся подлинное познание мира в специфической области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Литература дает учащемуся синтетическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни и в прошлом, и в настоящем. … теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание и психология — вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы».
/ В.В. Голубков
Василий Васильевич Голубков – учёный-педагог, филолог-методист, специалист в области методики преподавания литературы, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР, Заслуженный деятель науки РСФСР.
В.В. Голубков родился 8 (20 января по новому стилю) 1880 года в селе Вичуге Кинешемского уезда Костромской губернии Российской империи (ныне Вичуга – город в Ивановской области, является административным центром Вичугского района, образует городской округ Вичуга).
Город Вичуга был образован 6 июня 1925 года постановлением Президиума ВЦИК путём объединения трёх десятков населённых пунктов (19 рабочих посёлков, 5 промышленных зон, одного села и 5 деревень). Развитые инфраструктуры вокруг трёх главных фабричных центров до сих пор сохраняют относительную самостоятельность, что является особенностью города. Город назван по имени железнодорожной станции (первоначальное её название Новая Вичуга). Станция же своим названием обязана старейшему населённому пункту окрестностей – селу Вичуге (в 1938 году бывшее село преобразовано в посёлок Старая Вичуга). Вичуга – место зарождения в XIX веке крупных купеческо-промышленных династий, в основном, фабрикантов Коноваловых, Разорёновых, Миндовских, Морокиных, Пелёвиных. В результате их деятельности в XIX – начале XX века была создана крупная текстильная промышленность в городе Вичуге и районе, а также в Кинешме, наволоках, Заволжске и Юрьевце. В городах Вичуга, Наволоки и посёлке Каменка фабрики стали градообразующими предприятиями. Уездный центр Кинешма из мещанского городка перешёл в разряд крупного промышленного центра благодаря деятельности вичугских фабрикантов.
Отец Василия Васильевича был помощником начальник железнодорожной станции Вичуга в Кинешемском уезде Костромской губернии.
В.В. Голубков учился в сельской школе, в десять лет поступил в I класс Шуйской гимназии, которую окончил в 1898 году. Воодушевленный мыслью стать земским врачом, он сначала подает прошение на медицинский факультет, во потом переходит на историческое отделение историко-филологического факультета Императорского Московского университета (ИМУ), где увлёкся лекциями профессора В.О. Ключевского, под руководством которого написал сочинение о земских соборах. Наряду с лекциями по своему отделению он слушает и литературные курсы.
В университете, как и в гимназии, Василий Васильевич оделяет много внимания общественно-политическим вопросам. Он читает работы Г.В. Плеханова, позднее знакомится с отдельными сочинениями В.И. Ленина. На первом курсе за участие в студенческой сходке его высылают «на родину». Вскоре он восстанавливается в университете, но на четвертом курсе вновь подвергается репрессиям, на этот раз более строгим. Его арестовывают и после четырехмесячного содержания в Бутырской тюрьме высылают в Архангельск. В эти годы В.В. Голубков увлекается современной литературой, особенно М. Горьким, отчасти Л. Андреевым, в то время примыкавшим к демократическому лагерю писателей. После годичного перерыва он получает возможность продолжать образование и заканчивает университет в 1903 году.
После окончания ИМУ (1903) Василий Васильевич работал в городе Костроме, преподавал в гимназиях: в мужской – русский язык и литературу, методику начального обучения в VIII классе женской гимназии, затем был земским статистиком и сотрудничал в газете.
После 1906 года В.В. Голубков жил в Москве, преподавал русский язык и литературу, методику и психологию в частной женской гимназии Потоцкой, затем в женской гимназии Львовых, где был председателем педагогического совета. Василий Васильевич проводил занятия по литературе в рабочей школе при фабрике Тилля, на Пречистенских рабочих курсах, занимался просветительской деятельностью среди рабочих.
В 1909 году В.В. Голубков опубликовал своё первое пособие для учителей «Новый путь изучения художественной литературы и составления письменных работ», в 1912 году была опубликована статья «Письменные работы в младших классах средней школы».
В декабре 1916 – январе 1917 годов Василий Васильевич был участником I Всероссийского съезда преподавателей русского языка, но котором прочитал свой доклад, посвящённый проблеме постановки письменных работ в старших классах. В январе 1928 года он выступил с докладом на Всероссийской конференции словесников.
После Великой Октябрьской социалистической революции В.В. Голубков был преподавателем трудовой школы, преподавал в мужской гимназии, Практическом институте и на рабфаке, Гуманитарном педагогическом институте, Институте методов школьной работы, Институте научной педагогики. Затем работал с 1925 года преподавателем во 2-ом МГУ, МГПИ имени В.И. Ленина. В МГПИ имени В.И. Ленина Василий Васильевич был основателем (1933) и руководителем кафедры методики преподавания литературы и русского языка. Его научная школа формировалась в МГПИ имени В.И. Ленина. Он исследовал методы преподавания литературы, создав одну из классификаций, в основе которой лежал процесс совместной деятельности учителя и ученика (лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы). Виды уроков по литературе подразделял в зависимости от стадии учебного процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет. Сформулировал три важнейшие задачи для современного учителя-словесника: интенсификация работы, повышение творческой активности учащихся и педагогического мастерства учителя.
В 1938 году Василий Васильевич был удостоен учёной степени доктора педагогических наук.
Первые годы Великой Отечественной войны (1941-1943) В.В. Голубков провел в Казани. Здесь он состоит профессором Педагогического института, где ведет курсы истории русской литературы и методики. Большую помощь оказывает он местному учительству: читает лекции по методическим вопросам, проводит консультации, издает брошюру «О работе над художественным словом в условиях татарской школы». Здесь же он пишет статью «Преподавание русской литературы в средней школе в условиях Великой Отечественной войны». «Мы все настолько сознаем себя связанными с судьбами своей Родины, – говорит методист, – настолько идеи патриотизма стали теперь господствующими, что, совершенно понятно, под этим углом зрения мы рассматриваем все виды нашей работы, нашу собственную жизнь и воспитание нашей молодежи».
С 1944 года В.В. Голубков был заведующим отделом историко-филологических дисциплин Института методов обучения АПН РСФСР, ему присвоено почётное звание – Заслуженный деятель науки РСФСР.
В послевоенный период широко развертывается научно-организационная деятельность Василия Васильевича. Под его редакцией выходят сборники историко-литературных и методических статей о Пушкине и Гоголе. Он привлекает группу видных московских методистов к созданию методических разработок по программе V-VII классов и руководит этой работой. Вышедшее под его редакцией капитальное пособие «Литературное чтение» по своей полноте и практической полезности, безусловно, выделяется среди других книг этого типа и является лучшим сборником методических разборов, которым когда-либо располагал советский учитель-словесник.
Среди последних работ В.В. Голубкова выделяются его сочинения о художественном мастерстве русских писателей-классиков – Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и А.П. Чехова.
Василий Васильевич подготовил около 20 кандидатов и докторов наук. С октября 1949 по октябрь 1952 года в аспирантуре на кафедре методики русского языка и литературы МГПИ имени В.И. Ленина училась Валентина Васильевна Трофимова (15.02.1923-18.03.2017, Долгопрудненское). Её научным руководителем был В.В. Голубков. Василий Васильевич был учителем, которого Валентина Васильевна помнила всю жизнь.
В.В. Голубков являлся автором научных работ, среди которых: Новый путь изучения художественных произведений и составление письменных работ. – М., 1909; Пособие к изучению художественных произведений. Планы и вопросы для разбора произведений и критических статей к ним. – М., 1915; Литературно-художественная хрестоматия для школ II ступени. – М., 1925; Писатели-современники. – М., 1925; Мастерство А.П. Чехова. – М., 1958; Горький в школе. – М., 1960; Художественное мастерство Тургенева. – М., 1960; Методика преподавания литературы. – М., 1962; Мастерство устной речи. – М., 1967.
В.В. Голубков был награждён орденом Ленина.
Василий Васильевич скончался 9 февраля 1968 года в Москве. Но дело В.В. Голубкова продолжается. В 1983-2007 годы кафедру методики преподавания литературы возглавляла О.Ю. Богданова, ученица Василия Васильевича. Именно в этот период были сформулированы основные направления исследований в рамках научной школы В.В. Голубкова, продолжены традиции её основателя. Среди его соратников, учеников и последователей необходимо назвать профессоров С.А. Смирнова, Б.В. Рождественского, Н.О. Корста, Н.В. Колокольцева, Т.Ф. Курдюмову, доцентов Д.В. Любимова, Н.М. Соловьёву, В.В. Трофимову. В настоящее время кафедрой руководит Виктор Фёдорович Чертов – доктор педагогических наук, профессор. В память об основателе кафедры, ежегодно педагогический коллектив проводит Международную научно-практическую конференцию «Голубковские чтения», в работе которой принимают участие учёные, учителя-практики, докторанты, аспиранты из разных регионов России и иностранные специалисты.
Источники:
https://mpgu.su/scientists/golubkov-vasiliy-vasilevich/
http://letopis.msu.ru/peoples/4878
http://iteach.vspu.ru/10-2019/21983/
https://golubkov.jimdofree.com
http://www.detskiysad.ru/raznlit/prepodavanie10a.html
Библиография: https://search.rsl.ru/ru/search#q=author
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.