Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Преподаватели кафедры психологической антропологии на 9-й Школе

Новости образования

Международная исследовательская школа – проект, в реализации которого сотрудники МПГУ принимают участие с момента его создания.

Все девять лет научную программу Школы курирует заведующий кафедрой психологической антропологии (а ранее психологии образования), профессор А.С. Обухов. Разработкой психологических тренингов, направленных на межкультурную коммуникацию и мониторинг образовательного процесса, занимаются выпускницы факультета педагогики и психологии А. Цымбал и Я. Фишер.

В этом году состав психологов из МПГУ был расширен: к работе присоединились сотрудницы кафедры психологической антропологии Института детства – к.психол.н., доцент Наталья Михайловна Комарова и старший преподаватель Ольга Яковлевна Гаврилова. Их проект Особенности познавательных стратегий подростков при выборе между известным и неизвестным строится на эксперименте, в котором участвуют представители всех делегаций, в самой же группе ребята из России, Ирана, Китая и Мексики.

Ольга Гаврилова: «Про Международную исследовательскую школу я знаю очень давно  от коллег: невозможно не захотеть поехать, если каждый год люди рассказывают о самой идее, о новых знакомствах, об атмосфере. Общение не ограничивается рамками Школы: как раз благодаря устанавливающимися связям, некоторые тьюторы из России смогли съездить за границу – в вузы и научные центры. А, например, наша кафедра организовала в этом году студенческий выезд в Иран, как раз в те учебные заведения, которые приезжали на Школу.

Сейчас в университете внедряется система обучения, которую мы называем новой педагогикой: приоритет за учебной самостоятельностью студента. А Школа как раз строится на этом принципе: тьютор – он именно наставник-куратор, а не учитель, работает со школьниками-коллегами, поддерживая их исследовательскую самостоятельность. И было интересно посмотреть: получится ли перенести этот принцип в «детскую» группу».

Наталья Комарова: «Для меня важными стимулами стали возможность попробовать свои силы как руководителя такой пестрой группы – разные страны, разные культурные особенности, и собрать материал для своей научной работы. Здесь собираются дети из разных стран, примерно одного возраста. Это хорошая база для проведения кросс-культурных исследований.

За основу мы взяли эксперимент, который проводили с маленькими детьми несколько лет назад. Есть две коробки – прозрачная и «черный ящик». В прозрачную кладется игрушка, а в черной может оказаться все что угодно: и точно такая же, и лучше, и хуже, и ничего вообще. Ребенок выбирает, и это самое интересное – что является основой его решения. А как себя ведет подросток? В прозрачном ящике у нас гжелевская лягушка. Лягушка является символом Школы, она окрашена эмоционально, а выберет ли ее испытуемый или предпочтет рискнуть – вот в чем вопрос.

Наша небольшая команда – психологическая лаборатория – должна была поставить цели, определить задачи, которые нам помогут…. И еще десятки нюансов. Например, как сделать так, чтобы один участник эксперимента не рассказал другим, а для чего же его приглашала группа «Психология»? Ведь, если не будет интриги, то ничего не получится».

Ольга Гаврилова: «Чтобы эксперимент прошел без сбоев, наши участники придумали брать «подписку о неразглашении»: кто согласился принять участие, подписывал настоящий документ о том, что не будет рассказывать – что же он делал в группе «Психология». Вообще, надо сказать, что наши юные коллеги внесли много своего в эксперимент. Самое интересное, они его усложнили! Если в эксперименте-прообразе ребенок мог выбрать только один предмет, то участник из Ирана – Таха – придумал интересную вещь. Испытуемому предлагался еще один предмет – в дополнение к лягушке. И если выбирал «прозрачное», то получал его и сам символ Школы. Но что в черном ящике? Эта такое усиление провокации: очевидное против неизвестного в момент острого сомнения. И что же выберет испытуемый?

Это усложнило задачу анализа: появились дополнительные переменные, которые должны были учитываться при обработке и интерпретации результата. Пока процесс идет, и нам обеим интересно, как они справятся с обработкой данных. Важно, что эта работа дает новые данные для изучения стратегий поведения в ситуации риска при выборе между известным и неизвестным».

Наталья Комарова: «Работа на этом проекте важна тем, что позволяет погрузиться в работу в полиэтничной команде. Она заставляет учитывать много разных факторов, прежде всего культурных, и это важно для работы в МПГУ, где сейчас увеличивается процент иностранных студентов».

02 / 07 / 2016

Показать обсуждение