Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Задачу разработки специалитета как целевой траектории подготовки учителя обсудили на Деканском совещании

Новости МПГУ

11 октября состоялось Деканское совещание по обсуждению вопросов разработки специалитета, приема и организации обучения по программам с выбором профиля. В связи с актуальностью проблематики совещание проходило в расширенном формате.

Людмила Александровна Трубина, проректор по учебно-методической работе, обозначила приоритетную задачу, поставленную перед МПГУ Министром просвещения С. С. Кравцовым на открытии форума «Учитель – будущее России»: «о переходе в системе педагогического образования на специалитет». Речь идет, прежде всего, о формировании национальных основ российского образования, учете накопленного опыта вариативности подготовки педагогических кадров и выход на новый уровень специалитета как инструмента оперативного реагирования на запросы школ.

Сама структура предметной ориентированности школьного образования сегодня находится в противоречии с принципами построения бакалавриата как общей педагогической подготовки. Именно отсюда и вытекает неопределенность статуса самого бакалавра педагогического образования на рынке труда.

Целевая подготовка учителя для школы на протяжение всей истории была основной задачей МПГУ. С введением уровневой структуры образования и исчезновением из высшего образования квалификации «Учитель» МПГУ работал над обеспечением его подготовки в сложившихся условиях. На сегодняшний день нами накоплен богатый опыт разработки и реализации пятилетнего бакалавриата, Ядра высшего педагогического образования, учебников для школ и пр.  МПГУ не только может, но и должен в кратчайшие сроки решить поставленную задачу перехода к подготовке по специальностям.

Нам предстоит подготовить четкое обоснование введения специалитета, разработать методологическую базу, решить комплекс проблем при переходе к специалитету с учетом накопленного опыта, объединить профессиональное сообщество путем систематического обсуждения хода разработки.

Первый проректор Виктор Павлович Дронов, подводя итог по данному вопросу, отметил, что необходимо не просто вернуться к прежнему специалитету, но предложить новую модель целевой подготовки учителя. Он обратил внимание, что обновленные ФГОС основного общего образования наполнены содержанием, в отличие от ФГОС подготовки самих учителей. Мы готовим учителей для нашей страны и решения национальных задач – в этом заключается идеология специалитета.

Далее участники совещания обсудили опыт дефектологического факультета Института детства по приему и организации обучения по программе с выбором профиля.

Елена Владимировна Кулакова, декан дефектологического факультета Института детства, и Луиза Игоревна Адамян, заведующая кафедрой психологической антропологии Института детства, отметили, что МПГУ – единственный вуз в России, который продолжает готовить кадры по всем профилям дефектологического образования. С целью повышения показателя среднего балла приема, наполняемости учебных групп, профессиональной мотивации студентов в 2019 году Институт решил реализовывать программу с выбором профиля. Опыт оправдал свои ожидания и был заимствован и другими крупными педагогическими вузами.

Елена Владимировна продемонстрировала основные этапы работы со студентами по выбору профиля: начало – обучение по единому учебному плану; анкетирование студентов с ранжированием выбираемых профилей; реализация комплексной программы психологического сопровождения выбора профиля; запуск внутренней профориентации и, как результат, формирование личного рейтинга студента, позволяющему ему определиться с выбором и быть переведенным в профильную группу по окончании первого года обучения.

Самым трудоемким и необходимым в этой модели является программа психологического сопровождения выбора профиля, которая реализуется кафедрой психологической антропологии. Стратегия этой программы – реализация событийно-средового подхода, позволяющего активно задействовать ресурсы образовательной среды вузы, в которой студент естественным образом совершает ряд целенаправленных образовательных проб. Модель сопровождения системно включает в себя мероприятия погружения в профессию, вариативные курсы и мероприятия воспитательной направленности.

Руководители учебных подразделений проявили заинтересованность опытом Института и рассмотрят возможность использования данной модели по своим направлениям подготовки.

Участникам совещания были направлены презентации выступающих и решения совещания.

Учебно-методическое управление

12 / 10 / 2022

Показать обсуждение

Обсуждение

Николай Смирнов, 13 / 10 / 2022 в 12:41

Нет принципиальной разницы сколько лет ведется подготовка 4 или 5, важно кто, какими средствами, и в какой среде осуществляется подготовка к профессиональной деятельности, особенно в XXI веке. Вот в медвузах учат целых 8 лет, а хорошими докторами становятся единицы, только те кто осознано самоотверженно погружается в профессию, это и учителей касается. Качественную подготовку можно осуществить и за 3 года, и даже в рамках СПО, не говоря про университетский уровень, тут значимо отношение преподавателей к своей работе, к своим студентам, а не срок нахождения в аудитории.