Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Задачу разработки специалитета как целевой траектории подготовки учителя обсудили на Деканском совещании

Новости МПГУ

11 октября состоялось Деканское совещание по обсуждению вопросов разработки специалитета, приема и организации обучения по программам с выбором профиля. В связи с актуальностью проблематики совещание проходило в расширенном формате.

Людмила Александровна Трубина, проректор по учебно-методической работе, обозначила приоритетную задачу, поставленную перед МПГУ Министром просвещения С. С. Кравцовым на открытии форума «Учитель – будущее России»: «о переходе в системе педагогического образования на специалитет». Речь идет, прежде всего, о формировании национальных основ российского образования, учете накопленного опыта вариативности подготовки педагогических кадров и выход на новый уровень специалитета как инструмента оперативного реагирования на запросы школ.

Сама структура предметной ориентированности школьного образования сегодня находится в противоречии с принципами построения бакалавриата как общей педагогической подготовки. Именно отсюда и вытекает неопределенность статуса самого бакалавра педагогического образования на рынке труда.

Целевая подготовка учителя для школы на протяжение всей истории была основной задачей МПГУ. С введением уровневой структуры образования и исчезновением из высшего образования квалификации «Учитель» МПГУ работал над обеспечением его подготовки в сложившихся условиях. На сегодняшний день нами накоплен богатый опыт разработки и реализации пятилетнего бакалавриата, Ядра высшего педагогического образования, учебников для школ и пр.  МПГУ не только может, но и должен в кратчайшие сроки решить поставленную задачу перехода к подготовке по специальностям.

Нам предстоит подготовить четкое обоснование введения специалитета, разработать методологическую базу, решить комплекс проблем при переходе к специалитету с учетом накопленного опыта, объединить профессиональное сообщество путем систематического обсуждения хода разработки.

Первый проректор Виктор Павлович Дронов, подводя итог по данному вопросу, отметил, что необходимо не просто вернуться к прежнему специалитету, но предложить новую модель целевой подготовки учителя. Он обратил внимание, что обновленные ФГОС основного общего образования наполнены содержанием, в отличие от ФГОС подготовки самих учителей. Мы готовим учителей для нашей страны и решения национальных задач – в этом заключается идеология специалитета.

Далее участники совещания обсудили опыт дефектологического факультета Института детства по приему и организации обучения по программе с выбором профиля.

Елена Владимировна Кулакова, декан дефектологического факультета Института детства, и Луиза Игоревна Адамян, заведующая кафедрой психологической антропологии Института детства, отметили, что МПГУ – единственный вуз в России, который продолжает готовить кадры по всем профилям дефектологического образования. С целью повышения показателя среднего балла приема, наполняемости учебных групп, профессиональной мотивации студентов в 2019 году Институт решил реализовывать программу с выбором профиля. Опыт оправдал свои ожидания и был заимствован и другими крупными педагогическими вузами.

Елена Владимировна продемонстрировала основные этапы работы со студентами по выбору профиля: начало – обучение по единому учебному плану; анкетирование студентов с ранжированием выбираемых профилей; реализация комплексной программы психологического сопровождения выбора профиля; запуск внутренней профориентации и, как результат, формирование личного рейтинга студента, позволяющему ему определиться с выбором и быть переведенным в профильную группу по окончании первого года обучения.

Самым трудоемким и необходимым в этой модели является программа психологического сопровождения выбора профиля, которая реализуется кафедрой психологической антропологии. Стратегия этой программы – реализация событийно-средового подхода, позволяющего активно задействовать ресурсы образовательной среды вузы, в которой студент естественным образом совершает ряд целенаправленных образовательных проб. Модель сопровождения системно включает в себя мероприятия погружения в профессию, вариативные курсы и мероприятия воспитательной направленности.

Руководители учебных подразделений проявили заинтересованность опытом Института и рассмотрят возможность использования данной модели по своим направлениям подготовки.

Участникам совещания были направлены презентации выступающих и решения совещания.

Учебно-методическое управление

12 / 10 / 2022

Показать обсуждение

Обсуждение

Николай Смирнов, 13 / 10 / 2022 в 12:41

Нет принципиальной разницы сколько лет ведется подготовка 4 или 5, важно кто, какими средствами, и в какой среде осуществляется подготовка к профессиональной деятельности, особенно в XXI веке. Вот в медвузах учат целых 8 лет, а хорошими докторами становятся единицы, только те кто осознано самоотверженно погружается в профессию, это и учителей касается. Качественную подготовку можно осуществить и за 3 года, и даже в рамках СПО, не говоря про университетский уровень, тут значимо отношение преподавателей к своей работе, к своим студентам, а не срок нахождения в аудитории.