Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Рудольф Штайнер и его вальдорфская школа

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о вальдорфской школе и ее основателе. Мы расскажем, как проходит учебный процесс в этих необычных школах, о том, какие у вальдорфской педагогики есть преимущества и недостатки.

Система, которая применялась во вальдорфской школе, уникальна и необычна. В XXI веке сложно представить, что ее изобрел австрийский педагог, философ и известный окулист XIX века. О ее принципах и основах мы расскажем чуть позже, а сейчас хотим познакомить вас с ее основателем – Рудольфом Штайнером.

В первую очередь Штайнер известен как философ и представитель необычных, порой даже странных взглядов на привычные нам вещи. Он обучался самостоятельно, поэтому не имел основ гуманитарных и философских знаний. Он призывал к духовным радостям, которые в его времена затмевались физическими. Философ также увлекался эзотерикой и магией. Рудольф Штайнер верил в реинкарнацию и постижимость всего мира. Особую роль педагог отводил гармоничному сочетанию духовного познания и естественных наук, его метод был нацелен на постижение духовного мира с точностью естествоиспытателей. Именно этот постулат и стало ключом к созданию вальдорфской школы.

Существует легенда, что владелец компании Эмиль Мольта, видя, что его работники не довольны обучением своих детей в школе, решил создать особую систему, которая соответствовала бы возрастным особенностям детей рабочих. С этой мыслью магнат обратился к Рудольфу Штайнеру, в тот момент он был известным педагогом. На создание такой уникальной школы ушло год. Сначала в ней обучались только дети рабочих, позже начали принимать и других учеников, так система распространилась по миру.

Основной принцип вальдорфской школы заключается в том, что ученики обучаются в соответствии с их природными предрасположенностями и особенностями. В таких школах большой упор делается не на умственное развитие ребенка, а на приобщение его к природе и прекрасному в целом. Ученики вышивают уже с первого класса, в течение года мастерят подделки из природных материалов. В вальдорфской школе нет привычных нам четвертей или триместров – там действует система эпох. То есть определенный отрезок учебного года (обычно 1-2 месяца) посвящен какому-нибудь событию, времени года или сюжету.  Учителя там являются авторитетом и примером для подражания. Дети должны беспрекословно слушать педагогов. Но если детям понадобится помощь, они смело могут обратиться к своему наставнику. В данной системе практически отсутствуют отметки: вплоть до 8 класса детей не оценивают. Также в вальдорфской школе существуют необычные предметы: искусство, рукоделие, эвритмия (выражение с помощью жестов различных звуков).

Безусловно вальдорфская школа имеет свои преимущества. Там дети учатся ценить чужой труд, так как убираются сами в классах, учатся мастерить из подручных средств, развивают фантазию и смекалку. Штайнер считал, что самые лучшие игрушки для детей – это дары природы (например, шишки, палки и камни). Поскольку часто вальдорфские школы включают в себя еще и дошкольные учреждения, ребята привыкают к данной системе с детства, у них происходит быстрая и безболезненная адаптация в школе.

Однако недостатки у этой системы тоже есть. Основной проблемой вальдорфских школ является тот факт, что, если ребенок учился в такой школе, то перейти в обычную школу будет непосильной задачей для ученика, отразится на его эмоциональном и психическом состоянии. Поэтому дети, обучающиеся в данных школах, имеют узкий круг общения, состоящий только из одноклассников. Также вальдорфскую систему часто обвиняют в навязывании различных религиозных мнений, привлечение детей в некий культ, который после выпуска из школы ребята понесут в массы. Находясь постоянно в мире искусства и фантазий, дети могут выпадать из реального мира, у них могут складываться неправильные представления о действительности.

Вальдорфская школа – уникальное явление педагогики. В России данная система еще не получила должного внимания. Можно предположить, что в нашей стране она и вовсе не получит признания, ведь ее принципы слишком сильно расходятся с принципами отечественного школьного образования.

Текст: Лада Митрохина, студентка 1 курса факультета начального образования

Редактор: Софья Шустова, студентка 1 курса дефектологического факультета

Картинка: Илья Ефремов, студент 1 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 5 курса факультета начального образования

02 / 04 / 2024

Показать обсуждение