Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Семейное образование

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о семейном образовании, его особенностях и преимуществах.

В прошлой статье мы познакомились с таким понятием, как «домашнее обучение». Хотелось бы внести ясность, что это словосочетание не является официальным термином, это собирательное название всех форм обучения, где ответственность за обучение ребенка берут на себя родители или сам ребенок, если речь идет о самообразовании. Сегодня мы поговорим о семейной форме получения образования.

Многие часто путают семейное образование и заочное обучение, ведь в обоих случаях дети получают образование на дому. На самом деле, это далеко не одно и тоже. Заочная форма обучения не является формой образования, это одна из трех форм обучения. При выборе такой формы, ребенок обязательно должен быть прикреплён к образовательной организации, входить в контингент школы и изучать ту образовательную программу, которая в ней реализуется, кроме того, ребенку необходимо проходить все процедуры аттестации. Обучающийся имеет право посещать выбранные занятия в образовательной организации, к которой он прикреплён, а также участвовать в школьных мероприятиях.

Семейное образование — это альтернативная форма классического очного образования в образовательной организации. Родители, став главным организатором образовательного процесса, могут дать своему ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в форме семейного образования. Также с 14 лет ребенок имеет право самостоятельно сделать выбор о том, как ему продолжать обучение, в этом случае он может выбрать самообразование, как форму продолжения образования. Принципиально от семейного оно отличается лишь тем, что ответственность за свое образование ребенок берет на себя. Семейное образование дает возможность сочетать несколько форм образования, а также отказаться от выбранной формы в любое время.

Ее главным достоинством является возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, исходя из интересов и способностей ребенка. Родители могут самостоятельно организовывать процесс обучения, выбирать для своего ребенка преподавателей, предметы, которые будет изучать ребёнок. При этом выбранные предметы могут и вовсе отсутствовать в общеобразовательной программе. Однако ребенку необходимо усвоить все необходимые знания до момента сдачи обязательной государственной итоговой аттестации.

Главным недостатком семейного образования является тот факт, что не все дети способны учиться без надзора со стороны школы. Из-за неправильной организации образовательного процесса родителями может случиться нарушение процесса усвоения знаний. Семейное образование в России довольно редкая практика, и часто такая семья сразу после подачи заявления в управление образования попадает под внимание комиссии по делам несовершеннолетних и может быть поставлена на учет.

Какие же основные причины перевода ребенка на семейное обучение? На самом деле их достаточно много. Чаще всего к ним относят частые пропуски ребенком занятий в связи с профессиональными занятиями ребенка, конфликтные ситуации с педагогами, частые переезды семьи, высокий уровень умственных способностей ребенка.

Для перевода ребенка на такую форму обучения необходимо:

  1. Написать заявление на имя директора той школы, из которой ребенок будет отчислен, и заявление на имя директора той школы, в которой ученик будет проходить процедуры аттестации.
  2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района не позднее 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из образовательной организации.
  3. Подготовить копии паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка или его паспорта, а также фотографии ребенка.

Как и другие формы образования, семейное образование имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но выбор, в какой форме ребенок будет получать образование, принадлежит исключительно родителям и ему самому. Органы власти и образовательные организации оказывают лишь содействие в реализации этого права.

Текст: Анастасия Любаева,

студентка 2 курса дефектологического факультета

Фото: Елизавета Кротова,

студентка 5 курса факультета начального образования

12 / 12 / 2022

Показать обсуждение