Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Сердце отдаём детям

Новости МПГУ

«…Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»

/ Толстой Лев Николаевич

 

«В нашей стране школьный учитель – это одна из самых почетных, самых уважаемых народом профессий. Верно говорят, что человек своим трудом изменяет природу. Но труд учителя тем ценен и прекрасен, что он формирует самого человека. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или ученым, космонавтом или колхозным механизатором, – каждый с чувством благодарности вспоминает своего первого учителя, свою школу. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он – звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим

/ Брежнев Леонид Ильич, Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза

 

«За годы Советской власти под руководством Коммунистической партии сформировались и выросли новые кадры учителей – гордость нашего народа. Советское учительство, являясь самой многочисленной частью нашей славной интеллигенции, с беспредельной преданностью делу Коммунистической партии отдает все силы и знания делу просвещения широких народных масс, вносит большой вклад в умножение духовных и материальных богатств социалистического общества. Самоотверженная работа учителей по обучению и коммунистическому воспитанию молодежи дает замечательные результаты. Поколения людей, воспитанных советской школой, показывают образцы высокопроизводительного труда во всех отраслях народного хозяйства, настойчиво добиваются успехов в развитии науки, техники и культуры, зорко стоят на страже завоеваний социализма. Благородный труд учителя пользуется искренним уважением и признательностью всего советского народа. Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР высоко ценят гражданский подвиг учителей по воспитанию молодого поколения и выражают им глубокую благодарность за беззаветное служение народу»

/ Подгорный Николай Викторович, член Политбюро ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР. Из Приветствия Центрального Комитета КПСС, Президиума ВС СССР и СМ СССР Всесоюзному съезду учителей, 02-04.07.1968

 

«Успех обучения и воспитания в школе обеспечивает учитель. С полным правом можно сказать, что он живет не одну, а по меньшей мере две жизни, ибо его собственная жизнь продолжается в жизни его учеников. Учитель не только учит. Он отдает частицу своей души, частицу сердца своему питомцу. А урок без души и огня, без профессионального мастерства, без внутренней культуры, широты и глубины знаний не заставит думать и волноваться учащихся»

/ Из выступления делегатов на Всесоюзном съезде учителей, 02-04.07.1968

 

«Мы гордимся гигантскими достижениями во всех сферах общественной и государственной жизни нашего народа. И мы с глубоким удовлетворением сознаем, что немалый вклад внесли в эти достижения советская школа, советский учитель – подлинно народная школа и подлинно народный учитель. Наша школа как единая общеобразовательная, трудовая, политехническая, идя по пути, указанному ленинской партией, воспитала миллионы творцов новой жизни, преобразующих лик родной земли. Советское учительство, работники органов народного образования, все, кто отдает труд советской школе, не забудут того, что главное в их труде – это совершенствование качества образования и воспитания наших детей в условиях единой школы, независимо от того, где находится школа – в городе или в деревне»

/ Данилов Александр Иванович, министр просвещения РСФСР. Из выступления на Всесоюзном съезде учителей, 02-04.07.1968

 

«Мы живём в сложное время. В мире идет острая идеологическая борьба. В этой борьбе нет и не может быть мирного сосуществования. Наши идейные противники, проводя политику антикоммунизма, надеются на духовное перерождение нашей молодежи. Используя разнообразные средства идеологической диверсии, они стараются вбить клин в дружбу народов нашей страны, ослабить содружество стран социализма. В этих условиях особо возрастает роль учителя, воспитателя молодого поколения. Идейно закалить нашу молодежь и воспитать в ней политическую зрелость – такова задача, стоящая сегодня перед учителем. Советский учитель должен стоять на определенных классовых позициях и вести непримиримую борьбу против враждебной идеологии, ибо эта борьба является условием коммунистического воспитания молодежи, фундаментом мировоззрения, который закладывается в школе»

/ Из выступления делегатов на Всесоюзном съезде учителей, 02-04.07.1968

 

В рамках проекта «Педагогическое служение России» полагаем начало рубрике «Сердце отдаём детям», посвящённой отечественным художественным фильмам, в которых повествуется о школьных буднях, учительской миссии сеять «разумное, доброе, вечное», а также ученическом сообществе, которому школьная парта была взлетной полосой для последующего становления как достойного гражданина своего Отечества, надёжного семьянина, продолжателя трудовых и ратных дел своих дедов и отцов.

Символично, что первый материал рубрики «Сердце отдаём детям» мы посвящаем советскому художественному фильму «Доживём до понедельника», снятому осенью 1967 – весной 1968 года режиссёром Станиславом Иосифовичем Ростоцким, вошедшему в золотой фонд отечественного кинематографа.

Фильм «Доживём до понедельника» – один из лучших советских фильмов о школе, о взаимоотношениях учеников и учителей, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя. Простая история о трёх днях жизни школы, школьников и учителей, учеников 9 класса. Но этих трёх дней вполне достаточно, чтобы понять, что такое школа и каковы непростые взаимоотношения в ней между учителями и учениками, особенно, если их называют взрослыми и ответственными, а считают всё ещё детьми.

Фильм «Доживём до понедельника» был удостоен Золотой премии VI Международного кинофестиваля в Москве (1969) и Государственной премии СССР (1970). По опросу журнала «Советский экран» он был признан лучшим фильмом 1968 года.

Спустя годы режиссер Ростоцкий С.И. говорил: «Я думаю, что, если бы не было советской системы и не было такого духа сопротивления, то и картина бы не получилась».

 

История создания фильма «Доживём до понедельника»

Режиссер фильма С.И. Ростоцкий вспоминал: «Этот сценарий мне дал директор Киностудии имени М. Горького Г.И. Бритиков. Я пришел к нему на следующий же день – просить, чтобы он позволил мне ставить эту картину. Вместе со сценаристом Полонским мы написали режиссерский сценарий и послали его в Госкино. Ответа, конечно же, не получили, как мы и ожидали. И тогда Бритиков (он был смелым человеком) сказал: «Снимайте на свой страх и риск!». По тем временам мы поставили рекорд – сняли за 3,5 месяца, ежесекундно ожидая, что нас могут остановить. И были правы: в тот момент, когда фильм был снят, пришла бумага из Госкино, где было написано, что «главной ошибкой Киностудии имени М. Горького является запуск в производство фильма «Доживем до понедельника».

Картину отвезли в комитет, и буквально через день меня вызвал к себе Романов, который грустно сказал: «Ростоцкий! Вы сделали хороший фильм!.. Но вы же должны понимать, что это – совершенно невозможно!..». И в результате длинной беседы с ним мне было предложено внести в картину 28 поправок. Если бы я действительно их внес, то картины бы попросту не было… Я согласился на 3 поправки – остальное удалось отбить. Первая – когда героиня Печерниковой говорит Тихонову: «Как это они пишут – что такое счастье? Это все равно что ткнуть в бумагу солнечный зайчик!». На что Тихонов ей отвечал: «Никаких зайчиков – все напишут, что счастье в труде». На предварительных просмотрах в этом месте всегда возникали хохот и аплодисменты. Дело в том, что как раз перед этим состоялся съезд комсомола, на котором Л.И. Брежнев произнёс большую речь. И смысл этой речи на 3/4 был как раз в том, что «счастье – в труде». Я на самом деле считаю, что счастье в труде. Но тогда в картине это выглядело так, как будто мы издеваемся над генеральным секретарем. И тогда я это переозвучил, и Тихонов уже говорил: «Все напишут, как полагается!» 2-я поправка – когда ребята уходят с урока. В то время в Москве были студенческие волнения, и возникала прямая ассоциация. И тогда в момент, когда ребята начинают подниматься из-за парт и зрителю ясно, что сейчас они уйдут, я дал за кадром звонок с урока – перемена! Можно уходить. Но я записал звонок на микшере, и в кинотеатрах его практически не было слышно. И 3-я поправка – самая серьезная. Мельников в разговоре с директором говорит: «…Можно написать кляузу на соседа. Можно переписать учебник. Но души-то у них не бумажные!» Романов сказал мне: «Учебники не переписывают!» Я возразил: «Побойтесь Бога! Мой сын лично заклеивал страницы учебника!» В результате в картине осталась фраза: «Можно переписать диссертацию».

Об этих перипетиях актёр фильма И.В. Старыгин вспоминал так: «…вот на «Понедельнике» я понял, это меня Полонский научил, что надо иногда бросить кость, чтобы сохранилось главное. Это он так формулировал. Нарочно написал несколько реплик, которые выбросили бы наверняка, чтобы отвлечь на них внимание и сохранить главное. Так и вышло. Я не знаю, как это объяснить применительно к жизни, но… в общем, бросайте кости, заводите их специально, и тогда сбережете главное».

На роль Ильи Семёновича Мельникова Ростоцкий пригласил своего друга Вячеслава Тихонова, с которым они подружились ещё на картине «Дело было в Пенькове» (1957). Дело в том, что в этот момент Вячеслав Тихонов переживал тяжелейший кризис после съёмок у Сергея Бондарчука в фильме «Война и мир». Исполнение роли Болконского не нравилось не только самому актёру, но и многим критикам картины. Четыре года Тихонов прожил в мире Толстого, он смертельно устал, и вообще начал сомневаться, а стоит ли ему вообще заниматься актёрской профессией. И когда Ростоцкий дал Тихонову прочитать сценарий, актёр отказался поначалу. Роль учителя истории казалась ему мелкой и неинтересной. «Это не моя роль», – заявил он Ростоцкому. Но Ростоцкий настаивал: «Прочти ещё раз!» Он чувствовал, что теперешнее состояние актёра, сомневающегося и стоящего на распутье, как никогда отражает и характер Ильи Семёновича, его нравственной перестройки и какого-то внутреннего надлома. Позже Вячеслав Тихонов признается: «Теперь уже, задним числом, я понимаю, что в этом и состоит талант режиссёра: увидеть в актёре то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф…». Но против кандидатуры Тихонова возражал сценарист Григорий Полонский. Тихонов казался ему слишком молодым и красивым, а его Илья Семёнович – человек много повидавший на своём веку. Пусть даже человек не вполне красивый, но глубокий, интеллигент, умница и учитель несомненно одухотворённый, он обращается к уму и сердцу каждого ученика, пытается понять и принять личностное состояние каждого ребёнка. То он говорит иронично, то возвышенно, то резко, то так волнующе прекрасно, что можно заслушаться. Дополняет образ Мельникова ненавязчиво тонко рассказанная биография: участник войны, неоконченная диссертация, мама – явно из «бывших», об этом говорят её манеры и обстановка квартиры – старинная мебель, пианино, на котором свободно играет учитель Мельников, прекрасно сервированный будничный стол… Заключительный штрих образа – то как учитель смотрит на своих учеников, что видит он в каждом из них… А молчит его герой так выразительно, как только может молчать в кадре Вячеслав Тихонов. Идеальное попадание в образ! Хотя Полонский предлагал на эту роль других актёров Бориса Бабочкина или Зиновия Гердта, но непреклонный Ростоцкий успокаивал сценариста. И пообещал, что Тихонову будет наложен возрастной грим. Конфликтная ситуация была улажена.

Роль учителя словесности, которая ежедневно механически преподаёт свой предмет так, словно заставляет играть детей в давно опостылевшую скучнейшую игру, великолепно сыграла Нина Меньшикова, жена Станислава Ростовского. Её Светлана Михайловна, антагонист Мельникова, всегда уверенная в своей правоте, учеников своих не понимает, и даже не пытается понять. Потому что, просто не любит. Но за маской «синего чулка» мы можем разглядеть ранимую душу одинокой женщины, безнадежно влюблённой в Мельникова, и вместе с тем уязвлённой его холодностью. Прочитав сценарий, Нина Меньшикова сама попросила мужа снять её в этой роли. Он согласился, но был на площадке к ней настолько требователен, даже больше, чем к другим, что она зареклась, и уже никогда не просила мужа дать её роль в его фильме. Но роль в фильме «Доживём до понедельника» остаётся одной из её лучших работ в кино.

Центральным эпизодом картины стало «Сожжение счастья». Поэт и романтик Генка Шестопал, написавший в сочинении одно предложение «Счастье – это когда тебя понимают», пробирается в учительскую поздним вечером и сжигает все сочинения одноклассников, которые писали о счастье. Он надеется на то, что его одобрят ребята, но многие не поняли, и даже осудили. Когда конфликты обнажаются, когда одному ученику грозит исключение, одной учительнице – холодность и презрение ребят, одному учителю – уход из школы по собственному желанию, режиссёр и оператор Вячеслав Шумский искусно применят крупные планы и большие паузы. Это отметят даже критики: «Давно на нашем экране не было такой простой и искусной игры кинопортретами». К сожалению, в наши дни никто так мастерски не снимает.

Запомнилась и полюбилась зрителям Ирина Печерникова в роли Натальи Сергеевны (Наташи Гореловой): «Поначалу было очень страшно сниматься, так как у Ростоцкого всегда была одна и та же съёмочная группа, а я была новенькая, вспоминает актриса. Да к тому же я тогда, как и полстраны, была тайно влюблена в Тихонова и очень его боялась. Меня на все внерабочие мероприятия брали с собой, чтобы я к нему привыкала. И вот однажды, когда всю съёмочную группу наградили поездкой в дом отдыха на Валдай, я зачем-то робко вошла к нему в номер, а он стоит на четвереньках посреди комнаты и совершенно зачарованно мне говорит: «Ира, посмотрите, какая красота!», и показывает на разложенные вокруг по всей комнате блесны, крючки и другие рыболовные снасти. Я посмотрела, и все мои страхи по отношению к нему улетучились. А потом многие годы зрители считали нас мужем и женой. Однажды Ростоцкий запер меня в комнате с моими предполагаемыми учениками, чтобы мы прогнали текст перед съёмками. Когда же он через пятнадцать минут вернулся, я лежала лицом на столе и рыдала, потому что не только не смогла порепетировать, но даже просто докричаться до них не смогла».

Школьников играли преимущественно студенты театральных вузов. Для многих молодых актеров участие в фильме Тихонова В.В. стало настоящим подарком судьбы. Многие из них стали известными актёрами.

В роли Кости Батищева снялся ставший впоследствии настоящим кумиром Игорь Старыгин. По сценарию он является лидером и циником, и ещё большим модником. Для его персонажа не могли достать джинсы. Хорошо, что на студии разыскали кусок джинсовой ткани и художник по костюмам за день сшила ему моднющие штаны со всякими заклёпками. Но чего-то не хватало до завершения образа. И тогда Ростоцкий снял с себя шикарную американскую куртку, и надев на Игоря, сказал: «Вот теперь ты пижон!».

Ольга Остроумова на съёмках очень волновалась и не могла сделать то, что просил от неё режиссёр. И ей часто доставалось от Ростоцкого, который выходил из себя. Однажды во время съёмок сцены пощёчины Генке Шестопалу, Ольга так залепила Валерию Зубареву, что у актёра полдня горела щека. Пришлось делать примочки. Но одним дублем не обошлось, и он уже начал щуриться и невольно отстраняться от партнёрши, боясь следующей оплеухи. В результате – в картину вошёл первый дубль.

Валерий Зубарев и до фильма «Доживём до понедельника» снимался в кино. Начал карьеру с семи лет. По окончании школы пытался пробиться во ВГИК, но ему отказали, мотивируя тем, что он и так всё знает, снимается давно и учиться ему нечему.

Юрий Чернов, сыгравший роль двоечника и «будущего Юрия Никулина» Сыромятникова, был студентом эстрадно-циркового училища. О том, как попал в фильм рассказывает так: «Я снимался на студии Горького в эпизодической роли в фильме «Пароль не нужен». Играл красногвардейца, участвовавшего в самодеятельности. И вот прогуливался я при полном параде по коридорам: светлые волосы, чёрные приклеенные усы, борода: костюм красногвардейца. Там меня и встретила ассистент Ростоцкого и пригласила на пробы. Когда я вошёл в комнату, в которой сидели ребята, кто-то из них сразу сказал: «О, Сыромятников!». На меня надели школьную форму, но костюмерша сказала, что она слишком новая и её надо «обжить», поистрепать. Вот мы и пошли её трепать на футбольное поле. Мяча не было, поэтому играли моим портфелем, и тётки, которые сидели на лавочках, на меня все кричали: «Ты что, двоечник, портфель портишь? Мать покупает, а ты портишь!», а я бегаю в школьной форме и отвечаю им: «Мне, мамаши, это надо для работы».

Любимой сценой фильма Станислав Ростоцкий считал рассказ Ильи Семёновича Мельникова о лейтенанте Шмидте (15 строчек). О том, что «главный его дар – ощущать чужое страдание более остро, чем своё; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов». Он говорил: «Я считаю, что это надо написать красными буквами для всех, кто пытается заниматься всерьёз тем, чем мы занимаемся. Потому что, на мой взгляд, это и есть самое главное».

Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь № 1380, станция метро «Медведково», улица Тихомирова, д. 10). Фильм вышел на экраны Советского Союза 28 октября 1968 года и был тепло принят публикой. Несколько ранее состоялся закрытый показ в Доме кино делегатам II Всесоюзного съезда учителей, проходившего со 2 по 4 июля 1968 года в Москве. Когда фильм начался, в зале наступила какая-то очень тревожная тишина – никакой реакции. Съёмочная группа приняла это как провал. Потом вдруг в зале засмеялись, потом кто-то достал платок и стал вытирать слезы… Когда фильм закончился, зал встал и аплодировал минут десять, скандируя, как на хоккее: «Мо-лод-цы!». Всесоюзная премьера состоялась 15 августа 1968 года в новом кинотеатре «Факел» г. Комсомольска-на-Амуре (проспект Мира, 35), открытый показ – 16 августа в Доме молодёжи (проспект Мира, 2) и прокатная премьера – 18 сентября в кинотеатре «Комсомолец» (улица Кирова, 27), где сейчас располагается Краеведческий музей. Фильм принёс всем большую радость, и все его участники потом не раз встречались, как встречаются одноклассники. За весь период демонстрации фильма «Доживём до понедельника» его просмотрело более 31 миллиона зрителей.

 

Сюжеты фильма «Доживём до понедельника»

Три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы – четверг, пятница, суббота в середине осени.

В школу пришла преподавать английский язык недавняя выпускница школы Наташа – ныне Наталья Сергеевна Горелова (Ирина Печерникова). Историю в этой школе преподаёт бывший наставник Наташи – Илья Семёнович Мельников (Вячеслав Тихонов).

Любимец учеников и талантливый педагог, бывший офицер-фронтовик Илья Семёнович, несмотря на солидный возраст, холост, живёт с матерью (Ольга Жизнева). Ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. Он принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты. Так, в резкой форме он делает публичный выговор учительнице начальных классов Таисии Николаевне (Нина Емельянова) за её неграмотную речь («я им говорю не ложьте, а они ложат») и выговаривает матери двоечника Левикова (Любовь Соколова), которому вопреки совести «натянул» тройку и ученице за её отца, приславшего письмо с несогласием с выставляемыми его дочери оценками. В Мельникове зреет внутренний конфликт – ощущения возраста, невоплощённость идеалов молодости, несовершенство мира, слабая возможность изменить его, неблагодарность учеников, невозможность ответить на чувства молодой коллеги Наташи отзываются болью в его сердце.

Илью Семёновича окружают разные люди, у каждого из которых собственные сложности в жизни. Завуч Светлана Михайловна (Нина Меньшикова), преподаватель литературы с двадцатилетним стажем, назидательна, суха и строга, она страдает от несложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем, втайне даже от самой себя ревнует Мельникова и к работе, и к ученикам, а теперь и к Наташе Гореловой.

Девятиклассник Гена Шестопал (Валерий Зубарев) влюблён в одноклассницу Риту Черкасову (дебютная роль Ольги Остроумовой), но она не воспринимает его всерьёз, ей нравится циничный неформальный лидер класса – красавчик Костя Батищев (Игорь Старыгин).

Четверг.  В течение первого дня выясняется «расстановка сил». Общую ловлю полетевшей по классу вороны во время урока английского возглавила молодая учительница Наталья Сергеевна, но после неодобрительной оценки её поведения Мельниковым она занимает жёсткую позицию по отношению к ученикам. Поймав птицу, она неожиданно для всех выбрасывает её в форточку. Ученики в недоумении. И тут она выгоняет из класса одного, затем другого ученика. Вот уже первый конфликт. Ученики, будучи категорически против такой «подмены», бойкотируют её следующий урок. А сколько ещё таких случаев в школе…

Музицирующему после уроков в пустом полутёмном актовом зале Мельникову Светлана Михайловна, давно и безнадёжно влюблённая в коллегу-историка, пытается навязать беседу в свойственной ей назидательной манере, пеняет ему на изменившийся не в лучшую сторону характер, намекает, что, как и она, он тоже одинок, пытается петь (довольно неплохо) популярную песню «В нашем городе дождь…». Илья Семёнович, совершенно не понимающий истинных мотивов отношения к нему коллеги-завуча, отвечает неохотно, подлавливает собеседницу то на фальшивой ноте, то на незнакомстве со стихами Баратынского, и в конце «серьёзным тоном» сообщает ей о «новых оценках творчества поэта».

Случайно встретившийся Илье Семёновичу на улице бывший ученик, его любимец, одноклассник Наташи Гореловой Борис Рудницкий (Дальвин Щербаков), неприятно поражает его цинизмом – проезжая в служебном автомобиле, тот с оттенком превосходства обсуждает в том числе и работу Мельникова.

Мать безрезультатно пытается разговорить Илью Семёновича, из-за собственных переживаний он не в настроении разговаривать, но устраивает телефонный розыгрыш Наташе. Перезвонив, он советует не сильно переживать из-за детских выходок.

Пятница.  Утром в учительской Мельников устраивает разнос Таисии Николаевне за малограмотную речь. Девятый класс срывает урок английского – они объявили учительнице бойкот из-за происшествия с вороной. Мельников, как классный руководитель, выходит во двор и доказательно объясняет своим ученикам их неправоту, ссылаясь на возвышенные исторические примеры. Лекцию Мельникова класс выслушивает без эмоций, но тут прибегает Наташа и просто извиняется перед учениками. Её немедленно прощают и все дружно идут на урок, не обращая внимания на Мельникова.

Илья Семёнович заходит в свой кабинет, совмещённый со школьным музеем, и видит уборщицу (Валентина Телегина), «проводящую экскурсию» с первоклассниками. Это ученики Таисии Николаевны. Ей самой стало плохо после выговора, который ей устроил Мельников, и она ушла домой.

Девятиклассники пишут сочинение с темами на выбор: «Образ Катерины» (эту тему выбирают двое), «Базаров и Рахметов» (эту тему выбирает единственный человек из класса – Костя Батищев) или «Моё представление о счастье». Большинство выбирает последнюю, «вольную» тему. Откровенное и искреннее сочинение о том, что радость материнства и есть для нее счастье, написанное ученицей Надей Огарышевой, вызывает негодование Светланы Михайловны. Сочинение читают вслух, и класс вовсе не разделяет возмущение учительницы.

Шестопал весь сдвоенный урок украдкой смотрит на Риту Черкасову. В результате его сочинение так и остаётся состоящим из одной фразы: «Счастье, по-моему, это когда тебя понимают». «По-моему» Гена в итоге зачёркивает, а в конце ставит восклицательный знак.

Илья Семёнович идет к директору школы Николаю Борисовичу (Михаил Зимин), своему старому другу, однокурснику и однополчанину-фронтовику. Происходит тяжёлый разговор. Мельников просит о внеочередном отпуске: он неспособен дальше работать в обстановке беспринципности и лицемерия, нарастающих в обществе, он готов даже вовсе уйти с учительской работы. Между делом выясняется, что и директор когда-то пострадал от принципиальности Мельникова – тот не пощадил даже лучшего друга. Скрепя сердце Николай Борисович соглашается дать Мельникову отпуск во время учебного года. Обрывки разговора слышит задержавшийся в приёмной директора двоечник Сыромятников (Юрий Чернов).

В классе на комсомольском собрании обсуждают сочинение Нади. Гена Шестопал резко высказывается о «принципе У-2», на котором построены отношения учеников с учителем: «первое У – угадать, второе У – угодить».

После собрания Гена и Рита в спортзале школы рассуждают о любви. Черкасова говорит, что с ней Генка не может рассчитывать на взаимность, на что Шестопал отвечает, что главное – самому находиться в состоянии влюблённости.

Поздно вечером, когда в школе кроме сторожа не было ни души, Генка Шестопал крадучись проникает в учительскую и похищает с полки сочинения своих одноклассников…

Суббота.  Наталья Сергеевна просит разрешения присутствовать на уроке Ильи Семёновича в 9-ом «В», темой которого выступает революция 1905 года, восстание на крейсере «Очаков», личность и трагическая судьба его руководителя лейтенанта Шмидта. Илья Семёнович ведёт урок в присущей ему неформальной манере, открывая ученикам смысл исторических событий и мотивы поступков их участников. Его страстный рассказ ярко контрастирует и с дремучим невежеством главного двоечника Сыромятникова, и с демонстративным цинизмом гордости класса Кости Батищева.

В учительской Светлана Михайловна обнаруживает пепел от сожжённых тетрадей с сочинениями 9-го «В» и пояснительную записку язвительного содержания в стихах:

 

Но недаром птица в небе крепла!
Дураки остались в дураках…
Сломанная клетка – горстка пепла,
А журавлик – снова в облаках!

/ Георгий Полонский

Шестопал сознаётся в содеянном, и директор приказывает ему следовать за ним. Илья Семёнович прерывает урок и уходит, чтобы защитить своего ученика, а класс обсуждает пущенный Сыромятниковым слух, что Мельников собирается уйти из школы.

Сумевший отстоять Шестопала Илья Семёнович, вернувшись в класс одновременно со звонком, произносит: «А теперь мы должны проститься…», при этом весь класс буквально замирает от этой фразы, полагая, что любимый учитель от них все же уходит. Но, после паузы, Мельников уточняет, что прощается до понедельника.

 

Музыка и песни в фильме «Доживём до понедельника»

Песню «В нашем городе дождь» (стихи Евгения Евтушенко – музыка Эдуарда Колмановского) напевает Светлана Михайловна. Песня «Иволга» («В этой роще берёзовой…» – музыка Кирилла Молчанова на стихи Николая Заболоцкого) звучит в исполнении Вячеслава Тихонова. Романс «Я ехала домой…» напевает Рита Черкасова. К основной музыкальной теме фильма Георгий Полонский позже написал стихи, и «Журавлиная песня» стала школьным вальсом всех времен и поколений, которую с 1972 года часто исполнялась детскими хорами.

 

Съёмочная группа фильма «Доживём до понедельника»

Автор сценария: Георгий Исидорович Полонский (20.04.1939-21.09.2001, 13-й участок колумбария Донского) – выпускник Московского областного педагогического института (МОПИ) имени Н.К. Крупской, советский и российский сценарист, литератор, педагог, поэт, заслуженный деятель искусств РФ (1997), лауреат Государственной премии СССР (1970) за сценарий фильма «Доживём до понедельника». После окончания МОПИ имени Н.К. Крупской короткое время Г.И. Полонский преподавал в школе английский, а также русский язык и литературу. Оставил карьеру учителя в 1965 году и сосредоточился на драматургии: поступил на Высшие сценарные курсы в мастерскую одного из лучших драматургов советского кино Иосифа Григорьевича Ольшанского (22.12.1917-12.01.2004, Химкинское). Дипломная работа Г. Полонского – сценарий «Журавль в небе», по которому и был снят фильм «Доживём до понедельника», ставший впоследствии культовым.

Режиссёр: Станислав Иосифович Ростоцкий (21.04.1922-10.08.2001, Ваганьковское) – советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, публицист, народный артист СССР (1974), лауреат Ленинской премии (1980), двух Государственных премий СССР (1970, 1975) и премии Ленинского комсомола (1974). Участник Великой Отечественной войны (служил в звании гвардии рядового, в должности фотокорреспондента в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе, участвовал в боях, пройдя путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно, а войну закончил в Праге. 11 февраля 1944 года получил тяжёлое ранение в сражении 29-го гвардейского кавалерийского полка под Дубно, куда был направлен с заданием). В феврале 2002 года школе Высоцка Ленинградской области было присвоено имя режиссёра, который прожил в городе более 15 лет. В 2012 году Высоцкая средняя общеобразовательная школа имени С.И. Ростоцкого была реорганизована путём присоединения к МБОУ СОШ № 12 города Выборга, став структурным подразделением имени С.И. Ростоцкого.

Оператор: Вячеслав Михайлович Шумский (17.12.1921-23.01.2011, Перепечинское) – советский кинооператор, народный артист РСФСР (1982), лауреат Ленинской (1980) и трёх Государственных премий СССР (1970, 1975, 1985).

Композитор: Кирилл Владимирович Молчанов (07.09.1922-14.03.1982, Кунцевское) – советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1963).

Художник-постановщик: Борис Дмитриевич Дуленков (08.06.1918-30.05.1992, 23-й участок Введенского) – советский художник кино, народный художник РСФСР (1982), лауреат Государственной премии СССР (1970) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976), член Союза художников СССР, член Союза кинематографистов СССР.

 

В фильме «Доживём до понедельника»

– Илью Семёновича Мельникова, учителя истории сыграл Вячеслав Васильевич Тихонов (08.08.1928-04.12.2009, 10-й участок Новодевичьего) – советский и российский актёр кино и озвучания, Герой Социалистического Труда (1982), народный артист СССР (1974), лауреат Ленинской премии (1980), государственной премии СССР (1970), государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976), премии Ленинского комсомола (1979) и национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (1980). В.В. Тихонов вспоминал: «Эта картина была очень «острой» для того времени, и ее выпускали с трудом, она претерпела всевозможные нарекания. К чести Ростоцкого – он отстоял ее, не стал «резать по живому», и она вышла лишь с небольшими поправками. Самой лучшей моей партнершей там была Нина Евгеньевна Меньшикова, хотя она и играла роль как бы отрицательную. У нас был собран замечательный «класс», из которого вышли известные актеры: Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Юра Чернов. Замечательные ребята! С ними мне было легко работать… не знаю, как им со мной! Прошло время. Мы уже на пенсии. А оглядываешься назад – и возникает эта работа: дружба, сближение с молодыми людьми, репетиции, съемки… Самые светлые моменты!».

– Наталью Сергеевну Горелову, учительницу английского языка исполнила Ирина Викторовна Печерникова (02.09.1945-01.09.2020, 58-я секция закрытого колумбария Ваганьковского) – советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1988). И.В. Печерникова вспоминала: «Я всегда так не любила школу, что делала домашние задания прямо на переменах, чтобы после уроков быть свободной для всяких кружков и прочих занятий в свое удовольствие. И когда мне дали сценарий «Доживем до понедельника», я подумала: «Как же я буду сниматься в фильме про школу, когда я ее так ненавижу?!» А потом… Кроме доброжелательного отношения, юмора и любви, я ничего на съемках не чувствовала. Был, правда, момент обиды – уже после выхода картины. Я же снялась во многих фильмах, сыграла во многих спектаклях, а все равно была для всех «Печерниковой из «Доживем до понедельника». Но сейчас я благодарна за это – прошло 30 лет, а меня все еще любят за этот фильм! После выхода картины на экраны я получала каждую неделю буквально коробки писем от зрителей! И, как ни странно, мне пишут до сих пор. Вообще «Доживем до понедельника» – самая светлая страничка из всех моих съемок. Я безумно любила и люблю Ростоцкого, Тихонова и всех ребят. Вероятно, если бы мне в жизни в свое время попался такой учитель, как Мельников – Тихонов, я совсем иначе относилась бы к школе – я бы ее любила… Да и вся моя судьба, может быть, сложилась бы иначе!».

– Светлану Михайловну, завуча школы, учителя русского языка и литературы сыграла Нина Евгеньевна Меньшикова (08.08.1928-26.12.2007, Ваганьковское) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советская и российская киноактриса, народная артистка РСФСР (1977), лауреат Государственной премии СССР (1970). Н.Е. Меньшикова признавалась: «Если бы не Ростоцкий – у меня бы не было этой роли. Я все время играла только положительных и очень плаксивых женщин, и ни один режиссер не взял бы меня на «отрицательную» роль – даже не попробовал бы! А тут у Ростоцкого я попросила сама, чтобы он сделал со мной пробу. Проба оказалась удачной, и он меня взял. Правда, потом были неприятности – ему казалось, что я играю хуже, чем на пробах. Я плакала, пила валерьянку, но все-таки отснялась. И это, в общем-то, одна из самых интересных моих ролей! После выхода на экраны «Доживем до понедельника» был такой случай. Однажды ко мне после просмотра подошел мужчина-учитель и стал горячо благодарить за мою роль. Я говорю: «Да что вы мне это говорите? Вы благодарите Тихонова – это же он сыграл прекрасного педагога-мужчину!» А он отвечает: «Да нет, вы не поняли! Это же я – Светлана Михайловна, которую вы сыграли!..» А потом нам рассказывали еще одну замечательную историю, как в одной школе ребята сбежали с урока, чтобы посмотреть «Доживем до понедельника». За ними картину посмотрели учителя, после чего попросили одну молодую учительницу сменить прическу и переодеться, чтобы не потерять авторитет: она была очень хорошей учительницей, но причесывалась и одевалась, как моя Светлана Михайловна!».

– Николая Борисовича, директора школы исполнил Михаил Николаевич Зимин (05.08.1930-30.12.1991, Востряковское) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1991).

– Полину Андреевну, мать И.С. Мельникова сыграла Ольга Андреевна Жизнева (05/17.04.1899-10.11.1972, 29-й участок Введенского (Немецкого) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1969). Лауреат Сталинской премии (1949).

– Борю Рудницкого, бывшего ученика Мельникова исполнил Дальвин Александрович Щербаков (26.08.1938) – советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РФ (1995).

– Ученицу Надю Огарышеву сыграла Людмила Дмитриевна Архарова (15.04.1949-30.09.2012, Дементьево в Раменском районе) – советская и российская актриса театра и кино. Именно её героиня фильма написала в сочинении такие строчки: «Я, например, хочу встретить такого человека, который любил бы детей, потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой. Если не будет войны, я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек…». В 1970 году Л.Д. Архарова окончила Московское педагогическое училище № 2 (сейчас на месте училища находится Московский городской педагогический университет) и два года работала учительницей в школе города Раменское. После окончания факультета музыкальной комедии ГИТИСа выступала в концертном ансамбле Центрального дома Советской армии, занималась преподавательской деятельностью. В последний год своей жизни, перенося боли от неизлечимой болезни, Людмила Дмитриевна работала в храме святой Матроны Московской в Раменках.

– Генку Шестопала исполнил Валерий Александрович Зубарев (10.06.1951-25.06.2016) – советский актёр кино. C 7 лет снимался в фильмах для детей и юношества. После школы он пробовал поступить во ВГИК, однако его не приняли, якобы заявив, что ему нечему больше учиться, он и так всё знает. В итоге В.А. Зубарев окончил торговый техникум, после которого работал продавцом, заместителем директора, директором магазина. В последнее время руководил фирмой легко-грузовых перевозок. От предложений сниматься в кино категорически отказывался.

– Риту Черкасову сыграла Ольга Михайловна Остроумова (21.09.1947) – советская и российская актриса, мастер озвучания, народная артистка РФ (1993), лауреат Государственной премии (1979), премии имени Станиславского, золотой медали и премии имени А.П. Довженко (1978), почётный деятель искусств г. Москвы. В роду Остроумовых три поколения мужчин были священниками. Отец О.М. Остроумовой был школьным учителем физики и регентом в церковном хоре, мать – домохозяйкой, хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу.

– Костю Батищева исполнил Игорь Владимирович Старыгин (13.06.1946-08.11.2009, Троекуровское) – советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РФ (1992), лауреат премии КГБ СССР в области литературы и искусства (1981), премии «Золотой венец границы» (2002). И.В. Старыгин на вопрос, о чём идёт речь в фильме «Доживём до понедельника», отвечал: «Знаете, для меня… это фильм про историка, который больше не может преподавать эту историю. Он смертельно от нее устал. От того, что у него в классе сидят свои лейтенанты Шмидты и их будущие судьи. От того, что учебники переписываются – он директору про это говорит. От того, что его лучшие ученики вырастают карьеристами и пошляками. Про усталого идеалиста, так бы я сказал. И он не знает, стоит ли ему приходить в школу в следующий понедельник. Я это так сейчас понимаю, потому что тоже не уверен — стоит ли мне приходить в театр и в кино. И смотреть, и играть». А на вопрос о том, как он понимает название фильма «Доживем до понедельника», Игорь Владимирович признавался: «Взрослой публике мне проще было бы это объяснить. В России понедельник всегда очень тяжелый день. (Смех, аплодисменты.) Я рад, что вы понимаете. Но дело же не только в том, что людям тяжело вставать после пьянки или на работу идти не хочется. Понедельник – это время определенного разочарования. И сам фильм – он снимался в похожей ситуации. Были довольно веселые шестидесятые годы, потом все закончилось. Наступил тревожный и холодный понедельник. Что делать? Ничего не делать, снова идти в школу. Я не первое разочарование в своей жизни встречаю. Я доживаю уже примерно до третьего понедельника в общественном, так сказать, смысле, а сколько их было в частном, только моем… и в театре, и в кино… Ничего, дожили до понедельника, доживем и до воскресенья».

– Светлану Демидову, комсорга класса сыграла Роза Григорьева.

– Сыромятникова исполнил Юрий Николаевич Чернов (24.04.1949) – советский и российский актёр театра и кино, педагог, издатель, народный артист РФ (2008).

– Левикову, мать Вовы сыграла Любовь Сергеевна Соколова (31.07.1921-06.06.2001, 10-й участок Кунцевского) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советская и российская актриса, народная артистка СССР (1990). За долгие годы творческой деятельности сыграла более трёхсот пятидесяти ролей в фильмах. Часто исполняла роли матерей, за что неофициально именовалась «Всесоюзной киномамой». Почётный кинематографист России (1995).

– Вову Левикова исполнил Аркадий Листаров – учащийся циркового училища. Погиб молодым в автокатастрофе.

– Учительницу сыграла Виктория Леонидовна Чаева (3.06.1929-29.10.2006) – советская актриса театра и кино, режиссёр дубляжа, заслуженная артистка РФ (1999).

– Учительницу исполнила Р.А. Дуленкова – выпускница Ленинградского театрального института, жена художника Бориса Дуленкова.

– Игоря Степановича, учителя физкультуры сыграл Герман Николаевич Качин (29.11.1937-13.07.1996, Арское в Казани) – советский и российский актёр театра и кино, мастер озвучания, заслуженный артист РФ (1993).

– Клавдию Сергеевну, учителя исполнила Клавдия Сергеевна Лепанова (02.04.1923-23.02.1975, Калитниковское) – советская актриса театра и кино.

– Раису Павловну, учителя математики сыграла Софья Николаевна Гаррель (17.10.1904-16.01.1991, 10-й участок Введенского) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1979).

– Таисию Николаевну, учителя 1-го «А» исполнила Нина Васильевна Емельянова (19.03.1944-2005) – советская актриса театра.

– Школьную нянечку сыграла Валентина Петровна Телегина (10/23.02.1915-04.10.1979, 21-й участок Митинского) – советская актриса театра и кино, мастер озвучания, народная артистка РСФСР (1974). Во время Великой Отечественной войны выступала в составе фронтовых бригад в воинских частях, на кораблях и госпиталях.

– Аллочку, учителя химии исполнила Нина Павловна Гребенщикова (29.11.1930) – советская и российская актриса, мастер озвучания, заслуженная артистка РФ (2001), член Союза кинематографистов РФ; вдова кинорежиссёра, сценариста, актёра, народного артиста Леонида Иовича Гайдая (30.01.1923-19.11.1993).

– Учительницу сыграла Софья Станиславовна Пилявская (04/17.05.1911-21.01.2000, 2-й участок Новодевичьего) – советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1991), лауреат Сталинской премии (1951).

– Пожилого учителя географии исполнил Яков Моисеевич Ленц (25.12.1890/07.01.1891-09.01.1975, колумбарий Хованского) – еврейский и советский актёр театра и кино, театральный режиссёр.

– Учителя сыграл Виктор Григорьевич Маркин (21.02.1926-14.05.2009, Хованское) – советский актёр. За 34 года работы в кинематографе снялся более чем в ста фильмах. Основными его персонажами были врачи, учителя, руководящие работники, инженеры, военные.

– Секретаря директора школы исполнила Людмила Сафроновна Карауш (16.07.1937-31.10.2017) – советская актриса театра и кино, мастер дубляжа и озвучания.

– Телеведущего сыграл Надир Михайлович Малишевский (23.05.1918-06.12.1977, 37-й участок Ваганьковского) – ветеран-участник Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино.

 

Прошло 55 лет, но и сейчас фильм «Доживем до понедельника» зрители пересматривают с удовольствием, хотя окончили школу много – много лет назад…

 

Справочный материал:

1. 22 января 1968 года Советом Министров СССР принято постановление «О созыве Всесоюзного съезда учителей» в Кремлёвском Дворце съездов с числом делегатов 4.000 человек.

2. 26 января 1968 года принято решение Коллегии Министерства просвещения СССР и Президиума ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений о проведении в июне-июле 1968 года Всесоюзного съезда учителей с числом делегатов 4.000 человек.

3. 1 июля 1968 года подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда наиболее отличившимся учителям» за большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Среди 70-ти учителей, удостоенных высокой награды – Сухомлинский Василий Александрович, директор Павлышской средней школы, Онуфриевского района Кировоградской области.

4. В Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина состоялось заседание секции подготовки и повышения квалификации, в котором приняли участие 325 делегатов и гостей съезда.

Председатель бюро секции: Паначин Ф.Г. – заместитель министра просвещения СССР.

Центральной проблемой на заседании секции был вопрос об улучшении подготовки учительских кадров в педагогических институтах и педагогических училищах и о мерах по совершенствованию системы повышения квалификации учителей.

5. В рамках Всесоюзного съезда учителей в Доме кино состоялась встреча с деятелями литературы и искусства.

Руководитель встречи: Янушковская Т.П. – председатель ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. На встрече присутствовало свыше 200 человек.

Во встрече участвовали и выступали: писатели С.В. Михалков, Л.А. Кассиль, М.П. Прилежаева, А.Г. Алексин, С.А. Баруздин, М. Миршакаров, директор Центрального детского театра, президент Международной ассоциации детских театров К.Я. Шах-Азизов, композитор В.И. Мурадели, директор киностудии имени М. Горького Г.И. Бритиков, кинорежиссер С.И. Ростоцкий, художник Б.М. Неменский.

Д.Б. Кабалевский рассказал о том, какую шефскую работу проводит он в школе-интернате № 32 Москвы. IV съезд советских композиторов, сообщил Д.Б. Кабалевский, соберется в декабре 1968 года, будет обсуждать вопрос об эстетическом воспитании детей.

Б.М. Неменский заявил, что воспитанием художественного вкуса у школьников должны заниматься все учителя, независимо от того, какой предмет они преподают. Он отметил большие недостатки в преподавании рисования в школе. С искусством можно знакомить только по живым произведениям искусства, а не по фотографии или словесному описанию, иначе никакого восприятия не получится. У нас, к сожалению, в сельских районах еще мало музеев, картинных галерей, где можно было бы познакомиться с живыми произведениями искусства. Следовало бы создать в городах и селах музеи на общественных началах. Необходимо, чтобы уже с I класса уроки рисования в школе вели специалисты. Оформление наших школ, как правило, не способствует воспитанию художественного вкуса у учащихся. Здесь много поучительного можно позаимствовать в Прибалтике, где эстетическому воспитанию детей уделяется должное внимание. Там каждый член Союза художников шефствует над школой и помогает ее оформлять. Б.М. Неменский поставил вопрос о том, что школы должны оформляться только художниками-профессионалами, чтобы соблюдалось художественное единство.

С.И. Ростоцкий рассказал о проблемах и задачах, которые возникли в работе над фильмом «Доживем до понедельника».

6. В Доме кино экспонировалась выставка педагогического плаката и демонстрировался новый художественный фильм «Доживем до понедельника».

Источники:

Мультимедиа и тексты о фильме: https://chapaev.media/films/82

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1909/annot/

https://aif.ru/culture/movie/dozhivyom_do_ponedelnika_kak_sozdavalas_legendarnaya_sovetskaya_kartina

https://dzen.ru/a/XWpyEr9Q1QCuH9Gl

https://gdesnimalikino.livejournal.com/1713.html

http://elib.gnpbu.ru/text/vsesoyuzny-syezd-uchiteley_1969/go,0;fs,0/

https://www.kommersant.ru/doc/2297529

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.

 

 

15 / 08 / 2023

Показать обсуждение