Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Страницы истории МПГУ: основатель Дарвиновского музея А.Ф. Котс (1880-1964)

Новости

19 апреля 2021 г. исполнился 141 год со дня рождения видного российского и советского ученого-эволюциониста, доктора биологических наук, основателя и первого директора Дарвиновского музея, профессора МВЖК Александра Федоровича Котса.

Александр Котс родился 7 (19) апреля 1880 г. в уездном городе Борисоглебск Тамбовской губернии. Его отец, Федор Карлович Котс – немецкий эмигрант, уроженец Берлина, доктор философии Геттингенского университета, одаренный ботаник, филолог-лингвист и поэт-любитель. Мать, Евгения  Александровна Котс  – дочь лесничего и учительницы. Своего отца, который рано умер, Александр Федорович не помнил,

С раннего детства у Александра проявились интерес к животным и страсть к коллек­ционированию. В своих воспоминаниях А.Ф. Котс писал: «Науке о животных и любви к животным меня в детстве не учили… Тем не менее с трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти – музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относилось к животным… Эту мою любовь к природе… я считаю унаследованной от отца-ботаника и матери – энтузиастической любительницы цветов».

В связи со смертью старшего брата Александр занял его место в 1-й (потом 7-й) Московской классической прогимна­зии, выпускники которой имели право поступать в университет. В гимназии биологию не изучали, поэтому мальчику самому прихо­дилось добывать знания о животных. Больше всего его интересовали птицы. Первые уроки препарирования животных будущий биолог получил от знакомого охотника Ф.Ю. Фельмана. Материал он отыскивал на московских рынках и покупал на сэкономленные от завтра­ков деньги. Многие часы Котс проводил за изготовлением чучел животных, и его труды были замечены. Осенью 1896 г. шестнадцатилетнему гимназисту Александру Котсу за чучела, представленные на Птицеводческой выставке, была присуждена серебряная медаль Российского общества акклиматизации животных и растений. К этому же времени относится встреча Котса с профессором М.А. Мензбиром – автором его любимой книги «Птицы России».

Большую роль в успехах начинающего биолога сыграло также знакомство в 1896 г. с Фридрихом Карловичем Лоренцом – известным зоологом, художником, натуралистом, мастером пре­параторского искусства и владельцем лучшей таксидермической мастерской Москвы, снабжавшей чучелами животных рос­сийские и европейские музеи. Именно в мастерской Лоренца состоялось знакомство Александра Котса с В.Е. Федуловым – талантливым таксидермистом, которое переросло в дружбу и многолетнее сотрудничество. Котс не только учился у опытных препараторов, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. Конечно, тощий кошелек гимназиста был не в состоянии оплатить все желаемые приобретения, но Лоренц давал юному энтузиасту право вносить плату в рассрочку.

В 1899 г., при посредничестве Ф.К. Лоренца и М.А. Мензбира 19-летний гимназист отправился от Московского общества испытателей природы в свою первую научную экспедицию в Западную Сибирь. Экспедиция продолжалась пять месяцев. Более сотни чучел, изготовлен­ных Котсом во время экспедиции, были представлены на XIV выставку Российского общества акклиматизации животных и расте­ний и удостоены Большой серебряной медали. Это первое крупное собрание чучел послужило основой будущего Дарвиновского музея. В сборнике трудов Общества испытателей природы появилась первая научная статья А.Ф. Котса: «Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири».

После окончания гимназии в 1901 г. Александр Котс посту­пил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, где стал учеником знакомого ему с гимназических лет профессора М.А. Мензбира. Студент усердно зани­мался сравнительной анатомией позвоночных и быстро осваивал новый материал. Так как Александр хорошо рисовал, Мензбир познако­мил его с художником Н.А. Мартыновым, студию которого вместе с Котсом посещали М.Д. Езучевский и В.А. Ватагин – будущие известные художники. Дружба и сотрудничество с ними у Александра Федоровича продолжалась всю жизнь. Летом 1902 г. А.Ф. Котс принял участие в экспедиции П.П. Сушкина в Минусинский край, Западные Саяны и Урянхайскую землю, в которой были собраны многочисленные коллекции птиц, зверей и насекомых. Это была последняя дальняя экспедиционная поездка Котса. Он не чувство­вал интереса к полевой зоологической работе, его больше привлекала систематизация животных и музейное дело.

В 1905 г. студент Александр Котс выехал на практику по гидробиологии за границу. Его интересовала постановка курса дарвинизма в крупнейших университетах Европы. Личное знакомство со столпами эволюционного учения Гуго Де Фризом, Августом Вейсманом и Эрнстом Геккелем оказалось весьма полезным для студента-биолога, однако он обратил внимание, что отсутствие демонстрационных материалов в аудиториях делает лекции сухими и формальными.  Он без устали изучает естественнонаучные музеи Берлина, Мюнхена, Дрездена, Штутгарта, Йены, Брюсселя, Парижа, Лондона, но везде видит скучные ряды витрин, похожие друг на друга. В знаменитейшем Дарвиновском зале Британского музея его изумили «богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи». Александр загорелся мыслью создать у себя на родине музей, пропагандирующий основы эволюционного учения. Но кроме желания и энтузиазма не было ни средств, ни помещения для осуществления мечты. В 1906 г. университет был закончен. Александра Котса оставили на кафедре М.А. Мензбира для подго­товки к профессорскому званию. С этого времени началась активная работа А.Ф. Котса по подбору коллекций для доказательства эволюци­онного учения. Он восстановил связи с мастерской Ф.К. Лоренца, поддерживавшего начинания молодого ученого.

В 1907 г. известные ученые П.П. Сушкин и Н.К. Кольцов предложили Александру Котсу вести практические занятия по анатомии животных на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов (МВЖК). Как известно, МВЖК были очень серьезным вузом, где преподавали крупнейшие специалисты, в том числе профессора МГУ. Курс экспериментальной биологии читал сам Н.К. Кольцов. С осеннего семестра А.Ф. Котс начал проводить практические занятия по эволюционному учению, а позже молодому преподавателю доверили чтение лекций по дарвинизму. Молодая аудитория с вниманием и благодарностью встречала увлеченного лектора.

1907-й год стал поворотным и в судьбе будущего музея. А.Ф. Котс решил перенести свою разросшуюся коллекцию из тесной квартиры в помещение МВЖК в Мерзляковском переулке и исполь­зовать ее в учебном процессе. Умелое использование коллекций, которые размещались теперь в небольшой биб­лиотечной комнате зоологической лаборатории, способствовало успеху в занятиях: «…накануне лекций десятки препаратов извлекались из шкафов и располагались на столах в аудитории в порядке, предусмотренном ролью каждого объекта». В том же году по приказу директора МВЖК С.А. Чаплыгина был создан Дарвиновский музей. Александр Федорович вспоминал: «На последние рубли недоедающих хозяев в адрес курсов прибывали посылки с райскими птицами и прочими чужеземными редкостями».

Осенью 1909 г. скончался Ф.К. Лоренц. Уникальная зооло­гическая коллекция, которую он собирал более 50 лет, и мастерские остались без хозяина. Им грозила продажа с аукциона. Наследники и родственники Лоренца пригласили Александра Федоровича для коммерческого и научного заведования фирмой. А.Ф. Котс договорился, что плату за свою работу он будет получать исключительно чучелами животных. За три года сложной и изнурительной работы ему удалось получить чучела сотен зверей и птиц из личных сборов Лоренца и охотничьих трофеев, посту­павших в мастерские из разных уголков России. Прекрасная коллекция полностью переместилась на Высшие женские курсы. Это были самые крупные приоб­ретения Александра Федоровича. Определилось и новое направление комплектования музея. Котс писал, что коллекции «…объединялись по отдельным главам эволюционного учения: географическая, возрастная и персональная изменчивость, приспособления, менделизм, ламаркизм, происхождение человека…».  

А потом случилась встреча, которая могла бы стать сюжетом романа. Александр увидел красавицу с роскошной косой – студентку 3-го курса отделения естествозна­ния, старосту биологического кружка Надежду Ладыгину. Позже Александр Федорович напишет: «Появление этой девушки было решающим: „ОНА!“. Не обменявшись с ней дотоле ни одним глубоким словом, я всем существом оказался прикован к ней».

Надежда Николаевна Ладыгина родилась в Пензе 6 (19) мая 1889 г. Дед ее был крепостным крестьянином, но грамотным и предприимчивым человеком, сумевшим откупиться у помещика буквально за несколько дней до отмены крепостного права. Отец Надежды получил образование и преподавал музыку и пение в Пензенском художественном училище. В 1908 г. девушка с отличием окончила Пензенскую гимназию и поступила на зоологический цикл естественного отделения физико-математического факультета МВЖК. На Высших женских курсах ее поразили лекции по зоологии профессора Н.К. Кольцова и практические занятия по анатомии животных, которые вел молодой профессор А.Ф. Котс. Уже на первом курсе ярко проявился интерес Надежды Ладыгиной к проблемам развития психики и поведения животных, тесно связанным с эволюционным учением и дарвинизмом. Этому способствовали блестящие лекции молодого профессора-эволюциониста А.Ф. Котса.

В 1911 г. Александр Федорович и Надежда Николаевна поженились. Союз этих двух людей-единомышленников был счастливым и удачным. С этого же года началась музейная деятельность Надежды Николаевны, когда они с мужем приступили к систематизации собранных коллекций. Весь бюджет молодой семьи уходил на приобретение экспона­тов – даже деньги, собранные родственниками в подарок молодоженам, были потрачены на приобретение уникальных шкур волков-меланистов. К 1913 г. скромная коллекция Александра Федоровича Котса превратилась в уникальное собрание из нескольких тысяч ценнейших экспонатов. Ученый считал, что такие обширные и ценные коллекции не могут принадлежать одному человеку и принял непростое решение – подарить их МВЖК, оговорив в дарственном документе свое пожизненное заведование музеем. Коллекции, собранные А.Ф. Котсом, смонтированные и расположенные по его плану, были перевезены в новое здание на Девичьем Поле и с этого времени стали называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов. Поддерживали музей друзья и единомышленни­ки А.Ф. Котса. Постоянные пожертвования делала графиня M.А. Бобринская. Н.Н. Ладыгина-Котс в течение 12 лет проводила со слушательницами МВЖК занятия в музее.

В 1913 г. супруги Котс отправились за границу для пополнения коллекций и знакомства с лучшими музеями Западной Европы. Они совершили поездку по двадцати городам Европы. Александр сравнивал новые впечатления с воспоминаниями о поездке 1905-го года – ничего не изменилось, по-прежнему в музеях было скучно. Котсы наведывались в знаменитые фирмы, которые снабжали музеи зоологическими материалами. Из переписки с заказчиками: «Будьте любезны выслать парочку засоленных гиен!», «Какова теперь пометровая стоимость питонов и акул? Телеграфируйте!» И такие же ответы: «Имеются прекрасные засоленные сумчатые волки, крысы и куницы, но особенно рекомендуем квашеных морских слонов и замороженного бегемота!». Супругами на собственные средства было приобре­тено для музея множество чучел и гнезд тропических птиц – около тысячи экспонатов. В антиквар­ном магазине в Берлине А.Ф. Котс приобрел неопублико­ванные письма Ч. Дарвина, наиболее ценным из которых было последнее письмо, написанное незадолго до смерти. Александр Федорович и Надежда Николаевна и в дальнейшем продолжали пополнять коллекции на свои личные средства. Постепенно у музея установились связи с фирмами Германии, Франции, Англии.

Александр Федорович Котс привлек для создания музея лучших московских таксидермистов – отца и сына Ф.Е. и Д.Я. Федуловых, Филипп Евтихиевич Федулов, которого А.Ф. Котс называл сооснователем Дарвиновского музея, сделал для него за 40 лет работы несколько тысяч чучел. За свой самоотверженный труд в 1927 г. Ф.Е. Федулов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Вокруг музея и его директора всегда держалось много способных и увлеченных людей. Работали здесь ху­дожники-анималисты В.А. Ватагин, М.Д. Езучевский, А.Н. Комаров, В.В. Трофимов, ученый-палеонтолог и художник профессор К.К. Флеров. А.Ф. Котс умел находить и поддерживать талантливых молодых людей.

В период работы на МВЖК были опубликованы основные научные труды А.Ф. Котса: «Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев» (1913), «Этюды по теории эволюции» (1914), «Наука и мировоззрение в свете кризиса, переживаемого времени. Наука и война в их внешнем и духовно-внутреннем конфликте» (1915).

После революции Александр Федорович ценой неимоверных усилий добился разрешения разместить драгоценные коллекции в нескольких тесных комнатах в здании бывших Московских высших женских курсов на Малой Пироговке. В январе 1918 г. губернский комиссар и профессор МВЖК Павел Карлович Штернберг выдал охранное удостоверение на «представляющие большую научную ценность» коллекции, которое защитило музей от разграбления анархистски настроенными массами.

Даже в суровые годы Гражданской войны, полные смятения, террора, голода и холода, сотрудники музея не прерывали своей работы. В нетопленых музейных стенах создавались скульптуры, картины, чучела животных, велись научные исследования. Время было тяжелое. Котсу приходилось совмещать заботы директора с чтением лекций в МГУ, Военно-педагогической академии и других вузах Москвы. Кроме того, будучи блестящим лектором, он без устали читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах. И всегда почти все заработанные средства шли на покупку новых экспонатов для музея. В личности Александра Федоровича сочетались жизненная стойкость и бескорыстие, презрение к личной выгоде и благожелательное отношение к людям.

В 1920-е гг. А.Ф. Котс был назначен директором Московского зоопарка. Здесь он возобновил прерванную в годы революции экскурсионную и научно-исследовательскую работу – проводил экспериментальные исследования по зоопсихологии, генетике и межвидовой гибридизации.

В 1922 г. музей был признан самостоятельным научно-просвети­тельным государственным учреждением – Дарвиновским музеем. С момента получения музеем официального статуса Александр Федорович был одержим одной идеей – строительством здания для музея. Он ищет средства, обращается за поддержкой к Н.К. Крупской, В.И. Ленину. Надежда Николаевна в 1923 г. стала сотрудником музея и 20 лет проводила там экскурсии, не прекращая научной деятельности и чтения лекций в МГУ, в Институте психиатрии и неврологии. В 1925 г. у Котсов родился сын. Через два часа после его появления на свет Надежда начала диктовать няне описание поведения новорожденного. Семь лет она вела круглосуточные наблюдения за его психическим развитием. Эти дневники составили несколько тысяч страниц, проиллюстрированы тысячами фотографий и представляют собой беспрецедентное исследование. Его результаты были использованы в монографии «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях».

В 1931 г. на базе пушно-мехового синдиката создается Управление пушной промышленности «Союзпушнина» в системе Наркомата заготовок СССР, а затем в системе Наркомата внешней торговли СССР. Холодильник «Союзпушнины» назначается производственным шефом Государственного Дарвиновского музея. Многолетнее сотрудничество «было очень плодотворно. Дарвиновский музей приобрел для своих коллекций немало редких и даже уникальных экспонатов. Но и для «Союзпушнины» оно было не менее выгодно. С начала 1930 гг. русские меха становятся стратегическим товаром для советской власти, источником поступления конвертируемой валюты в страну. Для создания более эффектной обстановки, способствующей успешной торговле, аукционные залы украшались экспонатами и произведениями анималистического искусства Государственного Дарвиновского музея, одолженными на время проведения торгов. Александр Федорович любил собственноручно отбирать экспонаты для украшения очередного пушного аукциона и строго следил за сохранностью предметов. Для работников «Союзпушнины» организовывались лекции прямо на рабочих местах или экскурсии в музей. В 1935 г. музей помогал пушно-меховому холодильнику «Союзпушнины» с оформлением праздничных демонстрационных колонн. В результате колонна холодильника была признана самой красочной в оформлении на демонстрации на Красной площади и специально снята кинооператорами для показа в московских кинотеатрах.

Вся жизнь и деятельность Александра Федоровича Котса были связаны с Дарвиновским музеем, пропагандой эволюционного учения, экскурсиями с демонстрацией бесценных сокровищ, много­численными занятиями, лекциями, беседами. К началу Великой Отечественной войны, т.е. за 30 лет существования музея, он лично провел экскурсии для полумиллиона человек. Они не прекра­щались и в суровых условиях Великой Отечественной войны. Даже будучи уже всемирно известными учеными, супруги Котс водили экскурсии по музею для самой разной публики. Это могли быть крупные зарубежные ученые, обычные школьники или же раненые госпиталя, размещавшегося в здании музея во время Великой Отечественной войны.

В 1946 г. А.Ф. Котс был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В сентябре 1952 г. Александр Федорович и Надежда Николаевна отправили И.В. Сталину письмо с просьбой о строительстве здания для Дарвиновского музея. В августе 1953 г. вышло распоряжение Совета Министров РСФСР «О строительстве здания школьного типа для размещения Государственного Дарвиновского музея». Котс был разочарован – ведь в школьном здании невозможно разместить такой музей. И снова началась борьба, на которую уходили все силы. Наконец, весной 1955 г. вышло новое распоряжение правительства «О разработке специального проекта для строительства здания ГДМ». Котс упорно одолевал чиновников с просьбой начать работу над проектом. 1 июля 1962 г. музей был закрыт на неопределенный срок «из-за крайней запущенности и антисанитарного состояния помещений». Его практически перестали финансировать. А вскоре участок, выделенный для строительства музея, передали под строительство балетной школы Большого театра. А.Ф. Котсу было 82 года, и он отлично понимал, что уже не увидит свой музей в собственном здании.

1962 год был началом конца прекрасной плеяды основателей Дарвиновского музея.  В ноябре 1962 г. скончался Филипп Евтихиевич Федулов, в июне 1963 г. ушла из жизни после второго инфаркта любимая жена и верный друг Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, а 7 сентября 1964 г. не стало самого Александра Федеровича Котса – ученого, страстного коллекционера, ценителя искусства, талантливого руководителя и нежного супруга.

Строительство здания для музея, начатое в 1974 г, завершилось в 1994 г. 2 сентября 1995 г., Дарвиновский музей распахнул двери своего собственного здания – ждать этого события пришлось 88 лет.  Уникальные экспо­наты, скульптуры, картины, книги заняли свои места в прекрасно смонтированных экспозициях. Исполнились сло­ва известного английского биолога Джулиана Хаксли, сказанные им в 1945 г., что Дарвиновский музей находится в таком здании, какое заслуживают его бесценные коллекции. Сохранился письменный стол Александра Федоровича и рукописи Надежды Николаевны.

На протяжении многих лет поддерживаются постоянные творческие связи между МПГУ и Государственным Дарвиновским музеем. Педагоги Университета, работники Дирекции изучения истории МПГУ проводят совместные мероприятия, обмениваются документами и материалами о деятельности супругов Котс, жизнь и деятельность которых неразрывно связана с нашим Университетом.

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

19 / 04 / 2021

Показать обсуждение