5 марта 2025 года в рамках IX Международной межвузовской студенческой научной конференции «Современные социально-гуманитарные знания: взгляд молодых исследователей» состоялась секция «Историческая память как ядро образовательной системы России», организаторами которой выступила кафедра управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой (Козилова Лидия Васильевна, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, д.п.н., доцент, Медвецкая Алла Леонидовна, ассистент кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой). Модераторами секции (Корноварова Любовь Валерьевна, студентка 5 курса ИСГО МПГУ, Чумичев Никита Викторович, студент 5 курса ИСГО МПГУ) прекрасно составленный сценарий позволил организовать и провести секцию торжественно, четко, интересно. Модераторы начали работу секции с гимна РФ, представили бинарный доклад «Подвиг педагога в годы суровых испытаний», почтили память минутой молчания, логично выстроили работу докладчиков, участие гостей, подвели итоги, провели небольшой опрос о работе секции, организовали общее фотографирование, вручили значки участникам секции (символ Года Защитника Отечества и Победы Советского народа над фашизмом в период 1941-1945гг) и завершили секцию исполнением песни Олега Газманова «Россия!».
Секция прошла в смешанном формате. Приветственные слова прозвучали от наших постоянных гостей (Елены Вячеславовны Меркель, к.п.н., методиста Школы №2097, руководителя центра «Успех»; Прищепы Светланы Семеновны, доцента кафедры дошкольного образования, к.п.н., доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», члена президиума Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России», эксперта Всероссийского конкурса «Здоровый дошкольник»; Ждановой Светланы Николаевны, д.п.н., профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики Гжельского государственного университета; Дениса Алексеевича Баландина, заместителя директора по научной работе, к.ю.н., Покровского филиала МПГУ).
В работе секции были освещены вопросы патриотического воспитания, сохранения исторической памяти и культурного наследия ВОВ в образовательном процессе. О подвигах учителей, ученых, кто несмотря на все тяготы и невзгоды того времени старался делать все, чтобы для детей время не прошло впустую, чтобы они ходили в школу, получали необходимые знания.
Акцент на том, что с 2021 года Минобрнауки России проводит Всероссийскую акцию «Научный полк», которая призвана увековечить память ученых и преподавателей, которые внесли значительный вклад в Великую Победу.
О развитии нейропсихологии в России в годы ВОВ представила доклад Нестеренко Елизавета Андреевна, нейропсихолог Центра реабилитации Апрель, г. Москва.
Студентка 3 курса ИСГО МПГУ Морозова Олеся душевно рассказала об истории организации процесса обучения в период Великой Отечественной войны на примере МГПИ им. В.И. Ленина, назвала имена известных ученых, их огромный вклад в развитие системы высшего образования в России.
Чертков Алексей Сергеевич, к.и.н., председатель Совета Фонда культурного наследия А.С. Грибоедова, член Союза писателей России раскрыл вопросы дипломатической истории периода окончания Второй мировой войны и трансформации миропорядка.
О реализации инновационного опыта патриотического воспитания рассказал Чернай Роман Олегович, ГБОУ ДПО Московский центр воспитательных практик, отдел сопровождения военно-патриотических клубов и взаимодействия с общественными организациями.
Ларичева Анна Олеговна, магистрантка кафедры им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ (научный руководитель: профессор кафедры им. Т.И. Шамовой, к.пед.н., доцент Савенкова Елена Викторовна), учитель английского языка «Первого Московского кадетского корпуса», Сафаров Ренат Ростямович, учитель истории и обществознания ГБОУ города Москвы «Первый Московский кадетский корпус» поделились опытом организации эффективных воспитательных практик кадетских классов в современной школе.
Интересный педагогический проект «Креативность без границ: дивергентное мышление и отдалённые ассоциации в детской интерпретации стиля Гжель» представил магистрант Гжельского государственного университета – Ларроса Гонсалес Лесмес (кубинец) с научным руководителем: Ждановой Светланой Николаевной, д.п.н., профессором, заведующим кафедрой психологии и педагогики Гжельского государственного университета.
С том, как осуществлялось обеспечение школ педагогическими кадрами и как создавались условия для их работы в послевоенные годы, представила доклад Трубенкова Евгения Юрьевна, студентка 4 курса Покровского филиала МПГУ педагогического направления (с двумя профилями подготовки) Экономика и Право.
О сохранении исторической памяти, как ключа к патриотическому образованию в России осветила кратко в своем докладе Дуданец Анастасия Дмитриевна, студентка 2 курса ФГАОУ ВО «Московский Политехнический университет».
С докладом «Наследие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как квинтэссенция педагогического фундамента начальной школы» доложила Брянцева Марина Витальевна, к.и.н., доцент, доцент кафедры начального образования Государственного университета просвещения.
Об использовании технологии «Перевернутый класс» в патриотическом воспитании младших школьников поделилась на секции Питкина Ирина Сергеевна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Лицей №1» г. Пермь.
Вопросы нравственного воспитания младшего школьника как основы развития гражданского общества четко обозначила Коломиец Виктория Вадимовна, студентка 2 курса педагогического направления профиля «Начальное образование» факультета дошкольного, начального и специального образования, научный руководитель: Брянцева Марина Витальевна, к.и.н., доцент, доцент кафедры начального образования (Государственный университет просвещения).
Доклад на тему «Формирование национально-культурной языковой специфики обучающихся начальной школы с использованием идиоматических единиц на уроках русского языка», представила Зябирова Юлия Зиннятевна, магистрант 2 курса педагогического направления профиль подготовки «Языковое образование младших школьников», научный руководитель Брянцева Марина Витальевна, к.и.н. доцент, доцент кафедры начального образования (Государственный университет просвещения).
Об обучении русскому языку детей с нарушением опорно-двигательной системы со времен ВОВ и до настоящего времени кратко представила Аржанова Виктория Александровна, магистрант 2 курса педагогического направления профиль подготовки «Языковое образование младших школьников», научный руководитель Коренева Марьям Рашидовна, к.м.н., доцент, доцент кафедры начального образования Государственного университета просвещения. (Онлайн участие).
Расставила акценты о развитии значимых категорий универсальных компетенций в ходе подготовки современного педагога Филатова Кристина Валерьевна, аспирант кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, старший преподаватель кафедры УОС им. Т.И. Шамовой ИСГО ФГБОУ ВО МПГУ.
О коммуникативных и когнитивных компонентах языковых способностей детей с особыми образовательными потребностями рассказала Праницкая Анастасия Игоревна, магистрант 2 курса педагогического направления профиля подготовки «Языковое образование младших школьников», научный руководитель Коренева Марьям Рашидовна, к.м.н., доцент, доцент кафедры начального образования Государственного университета просвещения.
Секция прошла в доброжелательной рабочей научно-познавательной обстановке, на которой широко представлена заявленная тема секции. С конкретными примерами из трудовой, фронтовой, профессиональной жизни великого советского народа докладчики продемонстрировали всю мощь, силу, дух людей того времени. Наша задача сохранить историческую память нашего народа-Победителя, приумножать добрые традиции, богатства нашей великой России.
Благодарим всех участников за интересные выступления. Благодарим фотографа, аспиранта 1 курса ИСГО МПГУ Манжелий Александра Александровича за работу на секции. Уверены, что такие мероприятия позволяют каждому из нас пережить некоторые мгновения трагедии советских людей в жестокий период их судьбы, прикоснуться к памятным датам, понять смысл человеческой жизни – творить ДОБРО.
Профессор Козилова Лидия Васильевна
Ассистент Медвецкая Алла Леонидовна