Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Святые воины Земли Русской

Новости МПГУ
«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь»

/ Молитва 1-я великомученику Георгию Победоносцу

 
«Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов, верою, и мучителей обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси, темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение»

/ Тропарь великому Георгию Победоносцу, Глас 4

 

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Святые воины Земли Русской», посвящённая святым воинам, жертвенно послужившим Богу, ратному делу и Отечеству.

Очередной материал рубрики «Святые воины Земли Русской» посвящается святому великомученику Георгию Победоносцу – покровителю русского воинства.

При упоминании святого Георгия Победоносца сразу всплывает образ воина на коне, пронзающего копьем змия. Тем более, что такое изображение Георгия Победоносца присутствует на древнем гербе Москвы. Но есть и другие его иконы. На одних он в доспехах, с копьем и мечом предстает как мужественный воитель и праведник. На других воинских атрибутов уже нет, это красивый молодой человек с тонкими аристократическими чертами. Его лицо выражает уверенность в однажды избранном пути, достоинство и спокойствие. Георгий Победоносец иногда изображается на иконах вместе с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским. Образ святого Георгия следует воспринимать не только как буквального победителя дракона, а как духовный прообраз вечной борьбы добра и зла, которая ведётся в душе каждого человека. Все плохие привычки, злые помыслы, нехорошие поступки по отношению к другим людям – это и есть тот самый дракон, которого должен одолеть каждый человек, кто называет себя христианином. Если в нём действительно живёт Христос. Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов и всех, кто оказался в зоне боевых действий и подвергается опасности. А также заступник для родных и близких тех, кто служит в Вооружённых Силах России. 

Святой великомученик Георгий Победоносец (Святой Георгий, Георгий Каппадокийский, Георгий Лиддский) – христианский святой, великомученик, особо почитаемый святой с таким именем и один из наиболее известных святых в христианском мире.

День святого великомученика Георгия Победоносца Русская Православная Церковь отмечает несколько раз: 6 мая (23 апреля по старому стилю) – в день мученической кончины святого; 16 ноября (3 ноября по старому стилю) в день обновления (освящения) храма Святого Георгия в Лидде (ныне город Лод, Израиль), в котором хранятся мощи святого Георгия Победоносца; 23 ноября (10 ноября по старому стилю) – колесование великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября по старому стилю) – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование, известное в народе как осенний Юрьев день).

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в Палестине у подножия Ливанских гор, по одним сведениям, в городе Берите (ныне Бейрут), по другим – в Лидде.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь святого Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь – удав, крокодил или большая ящерица – неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

 

Празднование памяти святого великомученика Георгия Победоносца.

Христианская церковь 23 ноября (10 ноября по старому стилю) отмечает «День колесования святого великомученика Георгия». Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303, память 23 апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября – в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.

Русская Православная Церковь 16 ноября (3 ноября по старому стилю) отмечает «День освящения храма святого великомученика Георгия в Лидде». Святой великомученик Георгий был римским воином, пострадал он при императоре Диоклетиане в Никомидии в начале IV века. Мощи его христиане перенесли на родину, в Лидду, и здесь он был погребен. Гробница, в которой были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православного храма, посвященного великомученику Георгию. В самом храме имеется частица мощей святого Георгия, а также цепь, которой был скован великомученик. Первую церковь здесь возвели в VI веке. Храм несколько раз разрушался и в своем нынешнем виде был восстановлен лишь в 1872 году благодаря пожертвованиям из России. Освящение обновленного храма состоялось 16 ноября (3 ноября по старому стилю) 1872 года, в годовщину того дня, в который он был освящен впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская Православная Церковь совершает в этот день и до настоящего времени; этот праздник внесен в месяцеслов, в честь сего торжества на Руси строились храмы. Также в Лидде апостол Петр исцелил Энея, восемь лет лежавшего в расслаблении (Деяния 9:32-35).

Русская Православная Церковь 9 декабря (26 ноября по старому стилю) празднует «Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве в 1051 году». На Руси с древних времён святой Георгий Победоносец широко почитался под именем Юрия или Егория. Его именем святого крестились многие князья и вельможи. У русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов Хранителей. Так, равноапостольный Владимир, в Святом Крещении Василий, построил в Киеве и Вышгороде храмы во имя святителя Василия Великого, князь Изяслав I (1054-1068), в Крещении Димитрий, построил в Киеве храм и монастырь во имя святого великомученика Димитрия (память 26 октября), князь Ярослав Мудрый (1019-1054), во Святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего небесного покровителя – великомученика Георгия (память 23 апреля), а также построил храм во имя великомученицы Ирины (память 5 мая), Ангела Хранителя своей супруги. Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским (память 21 октября), и установлено ежегодное празднование в честь этого события.

 

Почитание памяти святого великомученика Георгия Победоносца.

День великомученика Георгия в русском народе называли «Юрьев день». В этот день до XV века крестьяне могли свободно переходить от феодала к феодалу в поисках более сытной и комфортной жизни. Однако с началом закрепощения крестьян Юрьев день стал символом несвободы простых тружеников. В 1497 году Московский князь Иван III принял судебник, согласно которому крестьяне могли переходить от одного помещика к другому строго в течение недели до Юрьева дня и в течение семи дней после. Позже судебник Ивана Грозного 1550 года подтвердил это правило, а с конца XVI века крестьянам и вовсе запретили уходить от своих помещиков. В 1597 году был издан указ об урочных летах, закрепивший пятилетний срок сыска сбежавших крестьян. В 1649-м Юрьев день отменили – и помещики получили право бессрочного сыска своих работников.

Особо памятен ещё один правитель, носивший имя святого Георгия – основатель Москвы Юрий Долгорукий. Именно при нём будущая столица русского государства впервые упоминается в летописях. В княжение Великого князя Димитрия Донского святой Георгий выступил как покровитель Москвы, его изображение стало гербом государей московских, а позже вошло в состав русского государственного герба. Изображение Святого Георгия запечатлевали на иконах, наносили на княжеской атрибутике, чеканили на московских монетах с XV века.

В первой трети XVI века, при Василии III, появился герб Москвы с Георгием, поражающим змея. Позднее изображение несколько раз трансформировалось, пока 20 декабря 1781 года императрица Екатерина II не утвердила первый официальный герб Москвы, на котором «в червлёном поле святой великомученик Георгий Победоносец на белом коне поражает копьём чёрного дракона». В 1856 году был учрежден герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца. Скульптурный рельеф с изображением Георгия Победоносца украшал когда-то и Фроловскую (ныне Спасскую) башню Кремля. В 1883 году на гербе появились украшения, за щитом были изображены золотые скипетры, соединенные голубой Андреевской лентой. В советские годы от герба с изображением святого Георгия и вовсе отказались, на его месте появились пятиконечная звезда, серп, молот и другие атрибуты новой власти.

Исторический вид гербу вернули лишь в 1993 году распоряжением мэра столицы Юрия Лужкова, а 1 февраля 1995 года герб российской столицы восстановлен Законом Москвы. В его основу был положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника – святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного змея.

Святого великомученика Георгия Победоносца чтят как воплощение воинской доблести и преданности долгу. Его символами украшали Боевые Знамёна. Его образ на протяжении всей русской истории был покровителем русского воинства, вдохновлял защитников Отечества. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием» (Откровение 12:3, 20:2). Высшей военной наградой в Российской империи был орден Святого Георгия, который с 2002 года вновь вручают героям России.

Явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

 

Подвиг святого великомученика Георгия Победоносца и по сей день остаётся для нас поучительным.

Обратите внимание на то, что мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И всего-то они хотели от него одного – подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено: есть некий порядок, и чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Так вот и сделай условный жест, прославь этого императора как бога, не надо даже в это верить. И ты спасешь свою жизнь, будешь успешен, будешь благонадежен в глазах всего общества.

И юный красавец-офицер вдруг отказывается это сделать и соглашается на все пытки, положенные в таких случаях, законные пытки. И расстается с жизнью. Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон. И по человеческому рассуждению понять это очень сложно. А по Божьей правде все очень ясно. Чтобы жить целостной жизнью, нужно быть до конца последовательным, как настоящий свидетель правды и истины. Нужно всего лишь набраться мужества, чтобы эту целостность, это целомудрие своей души, своей жизни пронести до конца, не оглядываясь назад, чтобы ценности мира сего поставить хотя бы на второе место, а на первом сохранить Господа Бога. У христианина на первом месте всегда должен стоять Христос. Если мы потеряем Христа, мы потеряем дар Духа Святого, мы потеряем Отца Небесного, путь к Нему, потеряем Церковь, потеряем себя и Отечество.

Это так ясно, когда мы смотрим на все глазами веры, и так трудно, когда мы смотрим глазами людей мира сего. Жизнь великомученика Георгия дает повод задуматься над тем свидетельством, которое мы должны нести в этот мир. Хорошо, если каждый поймет, что значит жизнью своей проповедовать Христа, чего мы стоим со Христом и чего без Христа. Сегодня быть свидетелем Христовым стало снова опасно и для благополучия, и для сохранения своей жизни, но и снова, как в древние времена, необходимо. При всей простоте веры Христовой оказывается, что немногие люди постигают ее, немногие могут вместить ее в свое сердце, немногие могут ее возвещать. И надо иметь большое вдохновение, чтобы открыть уста перед современными неверующими людьми, перед скептиками, перед людьми, которым кажется, что они все знают, и что нет ничего нового под солнцем, и что наш Бог такой же, как боги других народов. Сейчас много таких людей, и они бывают довольно агрессивны в своих воззрениях, сознательно нападая на христиан – кто лично, кто через интернет, кто как. Истинные христиане сами не должны молчать и на слово и действие Божье в своей жизни должны всегда отвечать действием, а не просто принимать его к сведению. Великомученик – это не тот, кто вышел из какой-то элиты. Это тот, кто больше других донес весть о Боге и его действии до людей. И Церковь прославляла мучеников потому, что видела в них победу жизни и победу Христовой Любви.

Источники:

– Великомученик Георгий Победоносец: https://azbyka.ru/days/sv-georgij-pobedonosec

– Православная энциклопедия. Георгий: https://www.pravenc.ru/text/162188.html?ysclid=lvruf6qfyt989462722

– Святитель Димитрий Ростовский. Страдания и чудеса святого великомученика Георгия Победоносца:

https://pravoslavie.ru/61361.html?ysclid=lvrrzvmqfq511784728

– Церковь вспоминает великомученика Георгия Победоносца:

https://foma.ru/cerkov-vspominaet-velikomuchenika-georgija-pobedonosca.html?ysclid=lvrs47wawe492820942

– Георгий великомученик // Православная энциклопедия. – М., 2005. – Т.10. – С.665-692.

– Ковалёв-Случевский К.П. Георгий Победоносец. Жизнеописание и деяния (Серия ЖЗЛ). – М., 2020.

– Чудеса святого Георгия (Текст VII-IX вв.) // Жития византийских святых. – СПб, 1995. – С.112-125.

– Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Образ святого Георгия Победоносца в России. – СПб, 1995.

– Святой великомученик Георгий Победоносец. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011.

– Соболева Н.А. Образ святого Георгия в атрибутике Российского государства // Проблема святых и святости в истории России: Материалы ХХ Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». – М., 2006.

 

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;

С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.

06 / 05 / 2024

Показать обсуждение