31 января 2024 года зам. директора ИСГО МПГУ, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Елена Омельченко приняла участие в заседании рабочей группы при Комитете по делам национальностей ГД РФ по законодательному обеспечению этнокультурного развития народов России и совершенствованию языковой политики РФ. В повестке дня стояли вопросы развития воскресных школ и других организаций дополнительного образования как инструмента сохранения этнокультурных традиций.
В заседании рабочей группы приняли участие депутаты Государственной Думы Ильдар Гильмутдинов, Елена Евтюхова, Лариса Буранова; представители вузовского и научного сообщества (МПГУ, РАНХиГС, Институт языкознания РАН, Дальневосточный федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Федеральный институт родных языков и др..); руководство Ассамблеи народов России и ФГБУ «Дом народов России». Среди участников было немало представителей субъектов РФ, в том числе национальных республик (Татарстан, Башкортостан, Коми и др., а также Московская область).
На основе обобщения опыта образовательных и научных учреждений состоялось обсуждение законодательных аспектов организации воскресных школ. Выступавшие обращали внимание на отсутствие нормативного определения воскресных школ и то, что работающие в этом формате кружки далеко не всегда имеют статус образовательных организаций дополнительного образования, что создает сложности как для педагогов, так и для обучающихся и их родителей. С другой стороны, воскресные школы часто возникают в ответ на «точечные» запросы семей, желающих углубленно познакомиться с религиозной культурой или сохранить родной язык, учеников в них может быть совсем немного, занятия нередко проходят на дому у педагогов, а также на территории национально-культурных и религиозных объединений. Это не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, и выполнить эти требования в условиях функционирования конкретных воскресных школ часто не представляется возможным хотя бы из-за небольшого количества учеников.
В фокусе внимания на дискуссии были также вопросы методической поддержки изучения языков в формате дополнительного образования и пути распространения эффективных региональных практик.
О работе МПГУ по поддержке многоязычия и поликультурного образования можно больше узнать на странице Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО: это проекты «Москва многоликая и разноязычная», «Международный конкурс «Билинга», «День родного языка в МПГУ», «Этнокультурный компонент в современном российском обществе и образовании» и другие. http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-sotsiolno-gumanitarnogo-obrazovania/struktura/fakultet-regionovedenija-i-jetnokulturnogo-obrazovanija/