22–23 марта 2018 года в Институте филологии Московского педагогического государственного университета прошла Международная научно-практическая конференция «Учитель-словесник и ученик в образовательном пространстве информационной эпохи» (XXVI Голубковские чтения), которая была организована кафедрой методики преподавания литературы.
Конференция по традиции собрала учёных, преподавателей высших учебных заведений и институтов повышения квалификации, учителей средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, докторантов и аспирантов, представляющих около 30 регионов Российской Федерации, а также университеты Испании, Латвии, Казахстана и Беларуси.
С приветственными словами перед участниками конференции выступили: ректор МПГУ, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор А. В. Лубков, проректор МПГУ, кандидат филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы Л. В. Дудова.
На пленарном заседании обсуждались методологические вопросы современной теории и методики обучения литературе; анализировалось научно-методическое наследие и педагогический опыт как ресурс литературного образования и методической науки; рассматривались проблемы профессиональной подготовки учителя-словесника в контексте современной социокультурной и информационно-образовательной среды. Работа конференции была продолжена на заседаниях трёх секций, посвящённых актуальным проблемам современной методики преподавания литературы.
В заключительный день конференции её участники, среди которых были и члены Научно-методического совета при Ассоциации учителей литературы и русского языка, совместно с участниками проводившейся в эти же дни Международной научно-практической конференции «Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева)» обсудили проект Федерального государственного образовательного стандарта основной школы по литературе и приняли следующее решение:
- В целом одобрить проект стандарта, в котором представлено содержание образования и предусмотрено распределение основного перечня литературных произведений и направлений работы с ними по классам с учётом традиции их изучения в отечественной школе.
- Рекомендовать сокращение перечня обязательных для изучения литературных произведений и предоставить более широкие возможности для вариативного изучения литературных произведений, не имеющих традиции их школьного изучения, в том числе произведений современной литературы для детей и подростков, с учётом возраста школьников, их интересов, особенностей чтения и восприятия литературы в информационном обществе.
Председатель Оргкомитета Международной научно-практической конференции «Учитель-словесник и ученик в образовательном пространстве информационной эпохи» (XXVI Голубковские чтения), доктор педагогических наук, профессор В.Ф.Чертов
Председатель Оргкомитета Международной научно-практической конференции «Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева)», доктор филологических наук, профессор Е.Г.Чернышева