Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Институте детства прошла научно-практическая конференция «Современные методические подходы и приемы обучения детей с особыми образовательными потребностями»

Новости МПГУ

23 апреля 2021 г. состоялась научно-практическая конференция «Современные методические подходы и приемы обучения детей с особыми образовательными потребностями», которая проводилась в дистанционной форме кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики дефектологического факультета Института совместно со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ «Школа № 1998» г. Москвы.

В сообщениях участников конференции рассматривались вопросы использования современных методов и приемов учебной и воспитательной работы в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделялось индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, изучению моделей образования лиц с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, нарушениями слуха и зрения.

В докладе председателя оргкомитета конференции, профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Виктора Владимировича Линькова подчеркивалась необходимость сотрудничества представителей научных и образовательных учреждений для развития комплексной подготовки педагогических кадров к проведению организационно-методической и учебно-воспитательной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Также в конференции приняли участие представители факультета начального образования — Мироненко Ю.С., Соболева Е.А., Иевлева В.Л., Карпова А.И., Шевлякова Н.А. и др.; и дефектологического факультета — Бенеш М.Д., Дубровская О.А., Воробьева Л.А. От Института филологии свои доклады зачитали Панагина Н.А., Смыкова А.Н., Исаева Ю.Э. и др.

Гостем конференции стал представитель ООО «Мобильное электронное образование» Игорь Сергеевич Горностаев с докладом, посвященным организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в эпоху цифровизации. Большое практическое значение имели представленные в докладе модератора конференции Ильи Александровича Каташева материалы по проектированию индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных потребностей.

Материалы докладов вызвали у участников конференции большой интерес, содействовали комплексному осмыслению методических условий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Иевлева Влада Леонидовна, Институт детства: «Мне понравился один из первых докладов про специально-адаптированную образовательную площадку. Замечательная идея, очень бы хотелось получить ссылку на данный ресурс. В целом конференция очень интересная, удалось узнать много нового для себя.

Спасибо оргкомитету конференции за приглашение на неё!»

Панагина Наталия Александровна, Институт филологии: «Темы, затронутые сегодня на конференции, безусловно, являются очень актуальными для нас как для педагогов, которым предстоит реализовать эффективное обучение в рамках инклюзивного образования.

Из всех докладов, представленных сегодня на конференции, наиболее интересным для меня является доклад про ЗПР. В нем освещались такие аспекты, как причины возникновения ЗПР, подробная классификация, а также подробная характеристика каждой группы (вида).

Все, что было продемонстрировано при презентации доклада, вызывало у меня исключительно положительный отклик. Это очень полезный материал, которым в дальнейшем можно руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Кроме того, можно развить данную мысль и дополнить тот теоретический блок, который был представлен, уже в своих исследовательских работах и методической базе.

Также меня очень впечатлил доклад о платформе МЭО (мобильное электронное образование). В реалиях современного мира (с учетом также эпидемиологической ситуации) подобные технические разработки не только очень удобны, но еще и чрезвычайно востребованы.

Хотелось бы отметить, что данная платформа очень мобильна и адаптивна: она позволяет учащимся с ОВЗ (различных категорий: ЗПР, РАС, ТНР и другие) выполнять задания в дистанционном формате. Также из преимуществ – очень содержательная методическая база для педагогов.

Единственный недостаток, который я могу выделить, это ограничения в возрастной категории детей (платформа предназначена для обучающихся средней школы – в рамках ООП). И, пожалуй, с точки зрения технологии здоровьесбережения постоянно пользоваться мобильными устройствами – небезопасно. Стоит использовать все дистанционные образовательные платформы очень дозированно (вопрос о цифровизации образовательной среды).

Я для себя на конференции открыла очень много интересного и познавательного, большое спасибо!»

Исаева Юлия Эдуардовна, Институт филологии: «Из всех докладов на конференции мне больше всего понравился доклад о платформе МЭО (мобильное электронное образование). Это связано с тем, что вопрос о доступности образования детям с ОВЗ (ООП) крайне актуален ввиду изменчивости системы образования, а также событий 2020 г. (пандемия).

Данная платформа позволяет детям разных нозологических групп выполнять задания в дистанционном формате в соответствии с имеющимся у них нарушением (АОПы для детей с нарушениями речи, с ТНР, ЗПР, легкой УО и т. д.). В том числе это огромная поддержка и значительная методическая база для учителей.

К сожалению, насколько я поняла, на данный момент платформа не подразумевает обучение детей с ОВЗ в средней школе. Возможно, данный формат будет реализован в МЭО позже (уверена, что школы нуждаются в этом).

Кроме того, я задавала вопрос относительно реализации вспомогательных функций платформы (голосовые помощники, озвучки задания и т. д.) на мобильных устройствах – ответ подразумевал то, что по нормам САНПИНа школьникам не рекомендуется пользоваться телефоном длительное время. Соглашусь, это действительно так – однако дети в начальной школе так или иначе сильно зависят от мобильных устройств и было бы здорово “подменить” обычные игры на телефоне специальными заданиями в игровом формате (которое будет направлено на развитие тех или иных навыков). Например, формирование устной речи – повторять какие-либо слова / предложения за голосом в приложении (в качестве мотивирования ребенка можно продумать систему баллов для того, чтобы ребенок продолжал заниматься). Другое задание (например, для детей с ЗПР) – запоминать предметы на картинках и потом их воспроизводить (писать слово, нажимать на картинку).

В целом, конференция замечательная, было интересно, спасибо большое!»

 

 

 

26 / 04 / 2021

Показать обсуждение