Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Волшебница монтажного стола» Эсфирь Шуб

Новости МПГУ

История нашего Университета тесно связана с историей отечественного кинематографа. Интерьеры Главного корпуса МПГУ десятки раз становились съемочной площадкой фильмов, ставших признанной классикой отечественного киноискусства; наш вуз неоднократно посещали прославленные актеры и режиссеры. Долгие годы в Университете преподавал профессор Леонид Аркадьевич Довлатов (1920—2012) – мастер эпизодических ролей, хорошо знакомый зрителям по всенародно любимым лентам «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Тегеран-43» и др. Довлатов возглавлял созданную им в 1952 г. Театральную студию МГПИ им. В.И. Ленина, был деканом факультета общественных профессий.

Сегодня МПГУ является активным проводником новейшей отрасли научного знания – кинопедагогики, и учредителем Ассоциации кинопедагогов России «Образ» (президент – ректор МПГУ Алексей Лубков). Площадки вуза стали местом регулярного проведения Фестиваля «Кинопедагогика» и Педагогического кинофорума. С 2020 г. активно развивается Киношкола МПГУ под руководством профессора МПГУ и ВГИК Евгения Жаринова и режиссера Сергея Заркова.

Поэтому не вызывает удивления и тот факт, что история зарождения принципиально нового направления кинематографа первой четверти ХХ в. – документально-исторического кино – также связана с нашим Университетом.

Илья Вениаминович Вайсфельд (1909—2003), киновед, кинокритик, редактор, педагог; доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР: «Когда надо назвать пионеров документального фильма, которые открыли в кинематографии новые пути, освоили её новую, дотоле неведомою область и оказали влияние на творческую практику многих передовых мастеров кино и у нас, и за рубежом, мы в первую очередь произносим имена Дзиги Вертова и Эсфири Шуб…»

В 1911 г., после окончания с отличием женской гимназии в г. Новозыбков, на историко-филологический факультет Московских высших женских курсов поступила Эсфирь Ильинична Шуб (урожденная Рошаль) – будущий советский кинорежиссер, Заслуженная артистка РСФСР, одна из основоположников советского неигрового кино.

Специализируясь во время обучения на русской литературе и искусстве, в 1917 г. Эсфирь защитила дипломную работу на тему «Пушкинская плеяда». Научным руководителем ее исследовательской работы был Алексей Николаевич Веселовский – крупный литературовед, профессор МВЖК, ординарный профессор Императорского Московского университета, почетный академик Санкт-Петербургской АН по разряду изящной словесности. В 1918 г. А.Н. Веселовский скончался, в связи с чем можно предположить, что Эсфирь была одной из последних его «дипломниц».

После окончания Курсов Эсфирь Ильинична занимала различные должности в секретариате Театрального отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР, позже став личным секретарем заведующего отделом, знаменитого отечественного театрального режиссера, актера и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

С 1922 г. Эсфирь Ильинична работает монтажером игровых фильмов на фабрике «Госкино», занимаясь перемонтажем зарубежных фильмов для советского проката и исследованием русской дореволюционной хроники. В 1927 г. она дебютирует в качестве режиссера: собрав в различных киноархивах и дворцовом киноархиве императора Николая II массу исторических кинодокументов дореволюционного периода, и просмотрев шестьдесят тысяч метров пленки за два месяца, Эсфирь Ильинична создает документальное полотно, состоявшее исключительно из хроникальных кадров – фильм «Падение династии Романовых», положивший начало новому направлению в советской документальной кинематографии – документально-историческому кино.

В течение следующих полутора лет Эсфирь Ильинична выпускает еще два фильма, смонтированных на основе архивных хроникальных кадров: «Великий путь» (1927) и «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928), вместе с «Падением» составивших монументальную трилогию. В рамках создания этих картин Шуб «разработала принципы монтажа исторической картины, выработала свой режиссерский стиль, характерными чертами которого были простота и смысловая ясность построения фильма, умение воссоздать историческую атмосферу, сохранить целостную картину действительности».

Друг Эсфири Ильиничны, прославленный поэт-футурист Владимир Маяковский писал в одной из своих статей: «Самое большое пожелание для советского кино на десятый год Октябрьской революции — это отказаться от гадостей постановочных «Поэт и царь» и дать средства, зря растрачиваемые на такого рода картины, на снимание нашей трудовой революционной хроники. Это обеспечит делание таких прекрасных картин, как «Падение династии Романовых», «Великий путь» и т.д.»

С этого времени Эсфирь Ильинична окончательно связывает свою жизнь с режиссерской работой в жанре документального кино. К завершению профессиональной деятельности Шуб ее фильмография насчитывала 16 фильмов, причем обращалась она не только к архивной хронике, но и к современным той эпохе материалам: в 1934 г. ею был снят фильм «Москва строит метро», в 1937 г. работала по контракту с Турцией над фильмом «Турция на подъеме», в 1939 г. на основе кадров, снятых во время Гражданской войны Испании советскими операторами Романом Карменом и Борисом Макасеевым, создала кинопоэму «Испания» и др.

Эсфирь Ильинична дружила с именитыми деятелями советской культуры, в числе которых режиссер Сергей Эйзенштейн, писатель и журналист Петр Павленко, режиссер Александр Довженко, режиссер Всеволод Пудовкин, писатель Александр Фадеев и многие другие. Режиссеры Георгий и Сергей Васильевы, известные под творческим псевдонимом «Братья Васильевы» и снявшие легендарный кинофильм «Чапаев», считали себя учениками Эсфири Шуб.

В 1926-1942 гг. Эсфирь Ильинична работала режиссером на киностудии «Мосфильм», в 1943-1953 гг. – на Центральной студии документальных фильмов. Также преподавала монтаж во ВГИКе. Среди званий и наград Эсфири Ильиничны: Заслуженная артистка РСФСР (1935), орден «Знак Почета» (1941), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), медаль «В память 800-летия Москвы» (1948), Почетная грамота Министерства культуры СССР за работу на Центральной студии документальных фильмов (1956).

Эсфирь Ильинична Шуб скончалась 21 сентября 1959 г. в возрасте 65 лет и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Незадолго до смерти была опубликована книга ее воспоминаний «Крупным планом». В 1972 г. на киностудии «Центрнаучфильм» вышел биографический фильм-посвящение «Эсфирь Шуб — крупным планом».

Э.Р. Аширов,

А.Е. Хлудов

 

Использованные материалы:

https://csdfmuseum.ru/names/9-эсфирь-шуб

https://chapaev.media/articles/7403

https://ar.culture.ru/ru/subject/portret-esfir-shub

 https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19505656

29 / 03 / 2022

Показать обсуждение