Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Вопросы развития многоязычия и этнокультурного образования обсуждают на Международном форуме, посвященном Году языков коренных народов в России

Новости образования

Форум проходит в Ханты-Мансийском автономном округе с участием более 500 человек – представителей органов власти, науки, образования и культуры, учителей родных языков, международных экспертов и представителей ООН. Приветственный адрес участникам, организаторам и гостям международного форума, официально открывающему «Год языков коренных народов в России» в Ханты-Мансийске, направил президент России Владимир Путин.

«Проблема сбережения языков коренных народов имеет важное, без преувеличения, общемировое значение, – отметил глава государства. – Мы по праву гордимся статусом одной из крупнейших держав, где в мире и согласии проживают представители около 200 национальностей». Как отметил президент в приветствии, язык, самобытные традиции, обычаи, хозяйственный уклад коренных жителей являются общим достоянием, формируют культурное, этническое многообразие и истинное богатство России.

На пленарном заседании Форума выступили руководитель Федерального агентства по делам национальностей РФ И.А. Баринов, губернатор ХМАО-Югры Н.В. Комарова, советник Министра просвещения РФ А.Е. Петров, председатель Комитета по делам национальностей Государственной Думы И.И. Гильмутдинов и другие высокие должностные лица. Прозвучали доклады международных экспертов: эксперта-члена Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Жервэ Нзоа (Камерун), исполнительного президента международной сети коренных народов Азии, эксперта в области языков коренных народов Чаудхари Пхулман (Непал), заместителя председателя Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Сяоань Чжан (Китай).

Секционные заседания Форума посвящены обсуждению следующих тем: «Языки коренных малочисленных народов в системе образования», «Лучшие практики и проекты по поддержке родных языков», «Русский язык, как язык межнационального общения», «Роль науки в сохранении и развитии языков коренных малочисленных народов», «Роль информационных технологий и СМИ в популяризации изучения родных языков», «Культурно-образовательные условия сохранения языков коренных народов». Представители коренных народов и ученые говорят, например, о необходимости законодательного введения экзаменов по родному языку и литературе для их дальнейшего возможного учета в качестве индивидуальных достижений при поступлении в вузы: это может стать дополнительной мотивацией к изучению и сохранению родного языка для семей из числа малых народов. Как всегда, очень оживленное обсуждение разворачивается вокруг проблем методического сопровождения преподавания родного языка и культуры, отсутствия у педагогов учебных пособий, рекомендаций, методических материалов. Отмечается проблема нехватки учителей родного языка и литературы в начальной и средней школе, а также на дошкольном уровне образования. Острая необходимость есть и в разработке и методическом сопровождении электронных образовательных курсов по родному языку и литературе для детей и взрослых.

В работе Международного форума в Ханты-Мансийске в качестве спикеров принимают участие два представителя Московского педагогического государственного университета: зав. Кафедрой русского языка как иностранного Института филологии Е.А. Хамраева и и.о. декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Е.А. Омельченко.

2019 год объявлен ЮНЕСКО Международным годом языков коренных народов. Его главная цель заключается в привлечении внимания к возможной утрате родных языков и необходимости их поддержки и активизации. План проведения Года языков коренных народов в России включает более 700 мероприятий. В России, по оценке Института языкознания РАН, насчитывается около 150 языков коренных народов.

Елена Омельченко

22 / 03 / 2019

Показать обсуждение