Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Гуманистическая педагогика Януша Корчака» прошла в Институте детства

Новости образования

20 марта 2024 г. в Институте детства прошла Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Гуманистическая педагогика Януша Корчака». Конференция состоялась благодаря синергии двух кафедр Института детства: кафедры психологической антропологии (заведующий  – Луиза Игоревна Адамян) и кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова (заведующий – Марина Викторовна Каравашкина). Также участие в работе приняли коллеги-корчаковцы из числа партнёров Конференции, среди которых Казанский федеральный университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Председателем оргкомитета конференции выступила Ирина Дмитриевна Демакова,  д.пед.наук, профессор кафедры психологической антропологии, известная в корчаковской среде как рыцарь Ордена улыбки.

Пленарное заседание было открыто приветственным словом директора Института детства Анны Алексеевны Алмазовой, отметившей, что ценностное основа педагогики Я. Корчака тесна переплетена с гуманистической направленностью отечественного дефектологического образования. Затем выступила Роза Алексеевна Валеева,  президент Российского общества Януша Корчака и Казанского молодёжного корчаковского общества «Солнце детям». Роза Алексеевна подчеркнула значимость наследия Я. Корчака в воспитании молодежи в настоящее время. В своём приветствии Екатерина Александровна Александрова, профессор, заведующий кафедрой методологии   образования   Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского подчеркнула значимость темы детско-родительских отношениях в трудах Я. Корчака, это особенно актуально сегодня в свете объявленного года Семьи. Нина Григорьевна Липкина, доцент   кафедры   педагогики   и   психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета сказала: «Гуманистическая педагогика Януша Корчака, его идеи и опыт – фундамент для развития образования и педагогики в целом».

Затем участниками конференции были заслушаны пленарные доклады. Открыла Р.А. Валеева с докладом «Гуманистическая концепция воспитания Януша Корчака». После прозвучал доклад «Януш Корчак о детско-родительских отношениях» Е.А. Александровой. Далее слово было передано Н.Г. Липкиной, которая представила доклад «Этический кодекс педагога в аспекте идей гуманистической педагогики Януша Корчака».

Каждое выступление был значимым и интересным. Были подняты такие темы, как гуманистическая концепция воспитания Януша Корчака, самоценность детства, права ребенка, кодекс педагога и другие аспекты гуманной педагогики. В конце пленарной части выступила И.Д. Демакова с рассказом о корчаковском движении в мире и выдающихся деятелях международного корчаковского движения. Был представлен фильм, посвящённый Тео Каппоне,  известному «корчаку» из Нидерландов, посетившему несколько лет тому назад лагерь «Наш дом». Завершающей частью пленарного заседания стало представление дискуссионных площадок и Круглых столов, которые работали в гибридном формате в Москве, Казани, Саратове и Перми.

В Институте детства проходило сразу несколько дискуссионных площадок, в которых участвовали преподаватели, студенты, выпускники МПГУ и приглашенные гости.

Круглый стол «Реализация идей Януша Корчака в подготовке будущих педагогов-дефектологов» модерировала Л.И. Адамян, зав.кафедрой психологической антропологии. Вместе со студентами Луиза Игоревна обсуждала, что быть педагогом – это трудный путь, в котором каждый решает сам, каким именно педагогом ему быть, и это трудный путь к себе, к своей профессии.

Круглый стол «Идеи Я. Корчака и подготовка педагогов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» вели Е.И. Адамян, доцент кафедры психологической антропологии и Е.Б. Колосова, ст.преподаватель кафедры. В игровом формате участники выявили современные образовательные ресурсы, которые помогут студентам освоить содержание корчаковской педагогики и впоследствии воплотить ее идеи в собственной профессиональной деятельности.

Круглый стол «Когда я снова стану маленьким». Януш Корчак как писатель» модерировали М. В. Каравашкина, зав. кафедрой начального филологического образования им. М. Р. Львова,  И. Л. Масандилова доцент кафедры. В формате импровизационной игры участники обсудили литературные произведения Януша Корчака, отметили, как важно бережно относиться к внутреннему миру ребенка и к ребенку, который живет в каждом, и как важно сохранять конструктивный диалог с ним.

Круглый стол «Современное прочтение и применение гуманистических идей Януша Корчака» был подготовлена Молодежным корчаковским центром, вожатыми и детьми Международного интеграционного корчаковского лагеря «НАШ ДОМ». Модераторами стали В.В. Денисова, член правления Российского общества Януша Корчака, А.А. Шевцова, выпускница МПГУ, А. Ванчикова, студентка 4 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ. На дискуссионной площадке обсуждалась   уникальная практика социальной инклюзии в особой педагогической среде, созданной в детском лагере, через который за  30 с лишним  лет прошло около 4000 детей и было подготовлено 400 корчаковских вожатых из 9-ти стран мира.

Круглый стол «Этический кодекс педагога в аспекте гуманистических идей Януша Корчака» проходил в Перми. Вели работу круглого стола Н.Г.  Липкина и А.Г. Радостева. На нем  обсуждались такие вопросы, как: что можно взять из проекта этического кодекса в свою педагогическую копилку? Какие положения из кодекса актуальны для педагогов завтрашнего дня? Чем можно дополнить правила кодекса? и др.

Работу конференции завершил просмотр и обсуждение радиоспектакля о Корчаке (главный редактор Е. Зубаркина). Вела дискуссию Елена Станиславовна Зубаркина, к.филол.н., доцент, и.о. заведующий кафедрой журналистики и медиакоммуникаций.

Из студенческих отзывов:

Сабина Курмаева, группа 501 факультета начального образования: «Замечательно, что есть связь с университетами из разных регионов: можно поделиться друг с другом важной информацией».

Арина Чернова, группа 204 факультета начального образования: «Игра по мотивам книги Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» стала не просто развлечением, а настоящим инструментом для исследования собственной личности, детской психологии и литературного произведения… <> Радиоспектакль о Януше Корчаке превзошел все мои ожидания. Он навсегда изменил мое понимание педагогики».

Кочкаева Ольга, группа 307 факультета начального образования: «Если мы будем придерживаться, или хотя бы пытаться придерживаться идей, которые предложил нам Януш Корчак, то совсем скоро увидим, что перед нами – совершенно другие дети, уверенные в себе и своих силах, готовые к самопознанию, самосовершенствованию и совершенствованию окружающего мира».

Семенова Виталия, группа 307 факультета начального образования: «Большое впечатление на меня произвел взгляд Януша Корчака на права детей: право ребёнка быть тем, кто он есть, право на уважение его усилий, право на внимательное отношение к его проблемам, право на протест, право на использование своих достоинств и сокрытия недостатков…<> Я узнала много нового о гуманистических идеях воспитания детей, которые в дальнейшем смогу применять в своей работе педагогом-психологом».

В своей книге «Как любить ребенка» Януш Корчак писал: «Сто детей – сто людей, которые не когда-то там, не ещё… не завтра, а уже… сейчас… люди». Его последователи – это люди, которые принимают детей такими, какие они есть, находятся с ними на одном уровне, уважают личность ребенка. Наша конференция призвана распространить подходы и принципы корчаковской педагогики, познакомить с ними молодых педагогов и сохранить наследие знаменитого педагога, писателя и гуманиста.

Текст подготовлен:

Софья Шустова – представитель научного сектора

студенческого совета Института детства;

Оргкомитет Конференции 

Фотографии:

Сергей Савин

и Анна Курочкина (студентка 307 группы факультета начальногообразовани)

27 / 03 / 2024

Показать обсуждение