Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Ивана Фомича Свадковского (08/20.01.1895 – 24.09.1977)

Новости МПГУ

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины
были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,
предметом собственных стремлений и личного счастья»

/ И.Ф. Свадковский

Иван Фомич Свадковский – участник Гражданской войны, ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, учёный-педагог, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РСФСР, заведующий кафедрой педагогики МГПИ имени В.И. Ленина.

И.Ф. Свадковский родился 20 января 1895 года в деревне Глупики Чериковского уезда Могилёвской губернии (до 1964 года – Глупики, затем – Мирная в Кричевском районе Могилёвской области Белоруссии, входит в состав Молятичского сельского совета).

Начало жизненного пути Ивана Фомича было непростым. Бедная крестьянская семья с большим трудом пробивала дорогу к образованию. В 1914 году он окончил Рогачёвскую учительскую семинарию. В этом же году начал педагогическую деятельность, став учителем начальной школы в г. Черикове (БССР). Стремился воплотить идеи Л.Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо о развитии у школьников познавательных интересов и творческих способностей, ратовал за гуманный подход к детям, связывал обучение с трудом в условиях сельской жизни.

Однако в 1915 году И.Ф. Свадковский был призван в царскую армию солдатом, через некоторое время был послан в школу прапорщиков, а уже через год был на Западном фронте младшим офицером. Вёл просветительную и политическую работу среди солдат. В 1917 году был выбран членом Военно-революционного комитета 3-й армии, редактором армейской газеты, а в октябрьские дни солдатами полка был избран делегатом на Чрезвычайный съезд 11-й армии. После демобилизации, с марта 1918 года, был участником Гражданской войны. В качестве члена коллегии Нижегородского губвоенкомата вёл работу по формированию первых полков Красной Армии. Во время служебной командировки на фронт вместе с группой военных работников в Казани был захвачен белогвардейцами в плен и посажен в тюрьму, откуда бежал. С конца 1918 года и до сентября 1919 – вёл революционную работу в тылу у Колчака на нелегальном положении, занимая должность учителя в селе Веселовское Петропавловского уезда Акмолинской области. Позже перешёл фронт и вновь включился в политическую работу в Красной Армии в качестве начальника просветительского отдела Сиббюро ЦК РКП(б) Западно – Сибирского военного округа.

С 1924 года, после окончания Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, Иван Фомич занимался историко-педагогическими исследованиями. Самостоятельно изучил английский, немецкий и французский языки. В 1926 году прошёл годичную стажировку в США в Колумбийском университете для изучения школьного дела в Америке. С 1927 года вёл как преподавательскую, так и научно-исследовательскую работу в АКВ, НИИ планирования и организации народного образования Наркомпроса РСФСР (в 1931-1932 годах – его директор), в МГПИ имени В.И. Ленина (начало 30-х годов), в Институте научной педагогики в Ленинграде (в 1936-1938 годах – директор).

В 1942 году во время Великой Отечественной войны И.Ф. Свадковский по собственной просьбе становится директором трёх детских домов в селе Екатерининском, расположенном в глухой тайге, более чем в трёхстах километрах к северу от Омска. Причем, это были детские дома, находившиеся в крайне плачевном состоянии. Нельзя не удивиться и вместе с тем не испытать уважение перед таким прямо скажем неординарным поступком. Все военные годы не только заведовал данными детскими домами, но и вёл экспериментальную деятельность. Этот опыт изложен в книге «Записки воспитателя».

С 1944 по 1946 годы Иван Фомич был первым директором НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. Создатель новой, психологически ориентированной педагогики, идеи которой прочно вошли в теорию и практику современного образования. Развивая взгляд К.Д. Ушинского на учение как труд, усиливал психологический анализ личности и деятельности ученика, ставил вопрос о развитии у детей в процессе обучения совокупности нравственных качеств, психологических свойств и процессов (трудолюбия, воли, внимания, эмоций и т.д.). Ученик рассматривался И.Ф. Свадковским как субъект познания реальной действительности с психической готовностью к такому познанию. В его трудах была поставлена новая проблема отыскания закономерностей процесса обучения, которые определяются психическим развитием человека. Ведущим социальным институтом воспитания, по мысли Ивана Фомича, должна была выступать школа. Отстаивая этот взгляд, он вступил в дискуссию с Виктором Николаевичем Шульгиным (10/22.06.1894-27.10.1965, Новодевичье, 6 участок) и М.В. Крупениной (07.11.1892-18.12.1950, г. Петропавловск), которые пропагандировали «метод проектов», получивший широкое распространение как «школоцентризм», так и фетишизация социума, по мнению учёного, были решительно противопоказаны воспитанию, социализации и развитию личности. В послевоенные годы И.Ф. Свадковский выступил против релятивизма в педагогике, в частности против утверждения И.К. Гончарова о невозможности существования единой науки о воспитании – педагогики. Доказал, что отрицание общих законов науки равносильно отрицанию самой науки как обобщенного исторического опыта, как концентрированного выражения результатов познавательной деятельности человечества. Педагогика, подготовка кадров учителей начальных классов стали делом жизни Ивана Фомича Свадковского.

В 1946-1950 годах Иван Фомич Свадковский был президентом АПН РСФСР.

В 1953 году под редакцией И.Ф. Свадковского вышел основательно переработанный букварь Сергея Поликарповича Редозубова (06.10.1891-1957, Ваганьковское, 15 участок). В 1960-1964 годы он становится ответственным редактором журнала «Семья и школа». В 1960-1970-х годах разрабатывал вопросы подготовки учителя начальных классов, был одним из инициаторов создания в МГПИ имени В.И. Ленина кафедры педагогики начального обучения, составлял программы нового курса подготовки учителей начальных классов с высшим образованием.

Основные сочинения И.Ф. Свадковского: Методология, основы марксистско-ленинской педагогики. – М., 1931; Дальтон-план в применении к советской школе. – М., 1935; Хрестоматия по истории педагогики. – М., 1938; Воспитание правдивости и честности у детей. – M., 1956; О культуре поведения советской молодежи. – M., 1958; Воспитание трудолюбия у детей. – M., 1959; О культуре поведения советской молодёжи. – М., 1959; Букварь. – М., 1959; Записки воспитателя. – M., 1963; Нравственное воспитание в семье. – M., 1977.

Иван Фомич был награждён орденами Ленина и «Знак Почёта».

И.Ф. Свадковский скончался 24 сентября 1977 года в Москве. Согласно завещанию, на его могильной плите высечена короткая надпись: «Учитель И.Ф. Свадковский».

Источники:

https://mpgu.su/scientists/svadkovskiy-ivan-fomich/

http://naukarao.narod.ru/svadkovskiy.html

http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek42/1942-l.htm

http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s02/e0002166/index.shtml

https://krichev.gov.by/region/zemlaki

Материал подготовил: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

24 / 09 / 2022

Показать обсуждение