Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Альфреда Мартиновича Мирека (21.11.1922 – 28.06.2009)

Новости МПГУ

Альфред Мартинович Мирек – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, учёный, инструментовед, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов, преподаватель и педагог-аккордеонист Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ), основатель Музея русской гармоники А.М. Мирека, член культурной ассоциации «Дом Польский», почётный член Всемирной организации кнопочных аккордеонистов (США), академик АТИ, Лауреат Артиады народов России, член президиума и главный эксперт Российской Ассоциации музыкальных мастеров.

А.М. Мирек родился в Ташкенте 21 ноября 1922 года в семье чешского происхождения. Его мать – Ольга Георгиевна Катилова. Отец – Мартин Михайлович Мирек, инженер-строитель. Образование получил в Германии. Занимался руководством возведения многих важных государственных объектов в СССР – на Кавказе, Украине, Дальнем Востоке (строительство мельничного комбината в Хабаровске (1932–1935). Работал руководителем строительства и архитектурно-отделочных работ Химкинского речного вокзала (1935–1937; Главное строительное управление НКВД СССР). По воспоминаниям ветеранов строительства, идею установки «бесхозной звёздочки» со Спасской башни Кремля на центральный шпиль Северного речного вокзала, высказал прораб Мартин Мирек. Через своих знакомых, которые имели доступ в Кремль, он сумел добиться желаемого результата, и опальная Спасская звезда перекочевала на север Первопрестольной. 16 ноября 1937 года после сдачи строительства с отличной оценкой и вручением почётного знака «Ударник Москва-Волго-Строя», Мартин Михайлович Мирек был арестован по статьям 58-10 и отправлен в концентрационный лагерь № 3 (Вишера под Соликамском, Северный Урал, 5 лет ИТЛ). В конце 1938 года его навестила Ольга Григорьевна. Мирек М.М. погиб там же 25 июля 1942 в возрасте 54 лет. Первый брак Альфреда Мартиновича (с 1945 по 1982 год): жена – Лидия Владимировна Елховская (9.03.1924-3.03.2000; дочь священника Владимира Евгеньевича Елховского (16.07.1896-31.07.1977; фото из альбома Ольги Фёдоровны Терёшкиной); вторая жена – Наталия Александровна Мирек (Вороненко; 27.03.1965) – с 2000 года заведует Музеем русской гармоники А.М. Мирека (музей был присоединён в 2017 году к «Мемориальному музею А.Н. Скрябина).

В начале 1923 года вместе с семьёй Альфред переезжает в Одессу, где с пятилетнего возраста обучался игре на фортепиано, учился у Елены Фабиановны Гнесиной (30.05.1874-4.06.1967, Новодевичье кладбище, участок 2). В 1930 году в Москве он поступил в школу Е.Ф. Гнесиной. В 1936 году Альфред был покорён мастерством аккордеониста Игоря Ивановича Гладкова (4.02.1908-27.07.1978) в фильме «Девушка спешит на свидание». Необычные музыкальные возможности инструмента заворожили его. Вероятно, именно это впечатление во многом и определило его профессиональную привязанность, ставшую делом всей жизни. Но свой собственный первый аккордеон у Мирека появился лишь после войны, когда возвращавшиеся из Германии солдаты привозили эти красивые музыкальные игрушки, исполненные с немецкой тщательностью и старанием. В 1937 году окончил школу Е.Ф. Гнесиной (класс Алексея Алексеевича Чичкина (15.10.1904-23.11.1963). После получения профессии электромонтажника, с 1938 года Альфред начинает работать на стройках. По вечерам подрабатывает как пианист-аккомпаниатор. С 1938 по 1941 год – учёба в фабрично-заводском училище (ФЗУ), работа на стройках. В 1940 году Альфред вступает в ряды комсомола. С первых дней Великой Отечественной войны Альфред Мартинович дежурит на крышах домов. Делает попытку через военкомат уйти на фронт. В 1942 году А.М. Мирек работает в мастерской комендатуры Министерства связи.

29 августа 1942 года Альфред Мартинович был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, отбывал заключение в тюрьмах (Лубянская, Бутырская), был отправлен в исправительно-трудовой лагерь Ужлаг на лесозаготовки на 7 лет (ИТЛ, статья 58-10). Через два года пребывания в нём, из-за тяжёлых заболеваний и получения инвалидности, его досрочно освободили в 1944 году. Проживал в Кимрах под надзором, переезд в Переяславль, затем в Борисоглебск.

Весной 1945 года Альфред Мартинович начинает самостоятельно осваивать игру на аккордеоне. Давал сольные выступления, работал концертмейстером на эстраде и сопровождал постановки в Борисоглебском театре имени Н.Г. Чернышевского, в том числе и своими сочинениями и обработками. Возвратился в Москву осенью 1946 года, и в 1950 году окончил Московское музыкальное педагогическое училище по классу аккордеона (класс Виктора Глебовича Горохова (22.12.1915-2.10.1960).

С 1947 года А.М. Мирек занимался историей гармоники, собирал старинные инструменты, проводя полевую поисковую работу в различных регионах страны, ведя обширную переписку, разыскивая старых мастеров и их потомков. Было разослано более 4000 писем и к началу 1970-х годов им был собран огромный научный исторический материал: афиши, грамзаписи, фотографии, биографические сведения, а также более двухсот уникальных моделей гармоник, баянов и аккордеонов.

С 1947 года публикуются статьи Альфреда Мартиновича в газетах и журналах, касающиеся истории и методики игры на аккордеоне и баяне. С 1947 до 1965 года он являлся педагогом музыкальной школы и руководителем оркестра аккордеонистов, ставшего в 1958 году Лауреатом Московского конкурса за выступления со своим ансамблем аккордеонистов и диплом 2-й степени и выступившего в заключительном концерте в Колонном зале Дома Союзов. С 1950 по 1960 год преподавал во Всесоюзном заочном университете искусств.

С 1952 по 1956 год Альфред Мартинович строит двухэтажный дом-музей в Посёлке научных работников (43 км. Софрино). Музей сразу же завоевал признание. Посещение шло по записи, которая велась за два месяца вперёд. Кроме групп из музыкальных школ и училищ музей посещали видные учёные и специалисты из различных городов нашей страны и из других стран мира: Румынии, Чехословакии, Болгарии, Германии, Польши, Голландии, и даже из Африки. С 1955 года выходит целая серия сборников, хрестоматий, более ста переложений для аккордеона и баяна. Альфред Мартинович был реабилитирован в 1956 году.

В 1962 году по направлению начальника музыкальных вузов СССР Л.Г. Ильиной принимал участие в Международном симпозиуме в Праге (ЧССР), проводимом в рамках Международного конкурса баянистов и аккордеонистов. Альфред Мартинович в 1962 году вступил в ряды КПСС. В этом же году выходит из печати его «Самоучитель игры на аккордеоне», а затем «Школа игры на аккордеоне», которые переиздавались ежегодно тиражом по 100 тысяч экземпляров (в 1968 году, а затем в 1982 году им написаны новые варианты этих учебников). Всего разошлось около 4 млн. экземпляров.

С 1963 по 1966 год занимался преподавательской деятельностью по классу баяна и аккордеона в институте культуры, получил диплом дирижёра оркестра. В эти же годы А.М. Мирек входил от СССР в состав редколлегии международного журнала «Аккордеон-Мюзик» (Париж). Во время учёбы был приглашён на работу в институте по классу аккордеона и баяна. С 1966 по 1970 год Альфред Мартинович преподавал в музыкальном училище.

В 1967 году окончил Московский институт культуры, в котором обучался на факультете баяна-аккордеона. В 1967 году издается книга «Из истории аккордеона и баяна», а в 1968 году «Справочник по гармоникам». В 1969 году издается методическая разработка «Баян». Он – организатор, с 1969 года – директор Всероссийских курсов повышения квалификации работников культуры и искусств.

С 1968 по 1971 год Альфред Мартинович сдаёт кандидатские экзамены в аспирантуре музыкально-педагогического института имени Гнесиных, а затем аспирантские экзамены в аспирантуре Киевской консерватории. В 1972 году на Учёном совете успешно защищает диссертацию по истории аккордеона и баяна. В 1972 году издаются «Основы постановки аккордеониста» (на украинском языке), первый «Самоучитель игры на мелодике», по которому впервые стало возможным организация ансамблей игры на мелодиках в общеобразовательных школах. В 1973 году Высшая аттестационная комиссия СССР (ВАК СССР) вручила ему диплом учёной степени кандидата искусствоведения. Это была первая учёная степень, присвоенная в нашей стране по этой теме. С 1973 года – директор Московского областного музыкального училища. В 1970-1980-е годы – старший научный сотрудник Института театра, музыки и кинематографии в Ленинграде.

В 1975 году Альфред Мартинович по конкурсу прошёл на должность старшего научного сотрудника в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии и по направлению Министерства культуры РСФСР поступил в докторантуру, где подготовил фундаментальную научную работу «История гармонно-баянной культуры в России с 1800 по 1941 год», которая была утверждена большим учёным советом института и стала докторской диссертацией Мирека. Защита состоялась в 1983 году на Учёном совете Научно-исследовательского института (НИИ) искусствоведения Министерства культуры СССР и получила единогласно высокое признание. Однако присуждение учёной степени и вручение диплома доктора искусствоведения в ВАКе СССР состоялось лишь в 1987 году, так как после защиты 15 марта 1984 года Альфред Мартинович был вызван в УБХСС Ленинграда в качестве свидетеля по делу о продаже коллекции гармоник Ленинградскому институту театра, музыки и кинематографии. Допрос следователем С.В. Анисимовым. Обыск в московской квартире. В декабре 1984 года – повторный вызов в Ленинград в качестве свидетеля. 13 декабря 1984 года по 11 сентября 1985 года – арест, тюрьма «Кресты». После отбывания срока, возвращение в Москву. В конце 1986 года по постановлению Прокуратуры РСФСР дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Прокуратура компенсировала нанесённый ущерб – виновники из следственного отдела были строго наказаны.

В 1977 году Альфред Мартинович вносит коллекцию в «Международный каталог коллекций музыкальных инструментов» Международного совета музеев при ЮНЕСКО. В 1977-1980 годах А.М. Мирек по приказу Министерства культуры СССР был назначен главным экспертом таможни по клавишным инструментам, вывозимым за рубеж. В 1979 году выходит книга «И звучит гармоника», являющаяся частью основных положений докторской диссертации. С 1980 по 1996 год Альфред Мартинович был преподавателем кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов МГГУ имени М.А. Шолохова, где ведёт спецкласс аккордеона и баяна, ансамбль, читает лекции по методике. В 1980 году, скомплектовав и систематизировав по историческим и конструкторским признакам коллекцию из ста инструментов, он передал её Ленинградскому театральному музыкальному музею. В 1980-е годы профессор А.М. Мирек продолжает активный поиск по стране. К 1994 году ему удалось собрать ещё около ста уникальных образцов инструментов и увеличить своё научное собрание на несколько тысяч страниц архивных документов. Всё это помогало ему с ещё большим успехом заниматься научно-исследовательской деятельностью и популяризовать результаты своих открытий. В течение четверти века он со своим неизменным проекционным аппаратом и большим набором слайдов проводит лекции от Центрального научно-методического кабинета культуры и искусства РСФСР по городам Центральной России, Сибири, Урала, средней Азии, Поволжья, Прибалтики, Украины и за рубежом.

В 1989 году ему было присуждено учёное звание профессора истории и теории музыки и музыкальных инструментов. Его студенты систематически участвуют в концертах, и сам он принял участие в большой поездке с дуэтом и с лекциями по городам Сибири. А.М. Мирек – большой мастер по организации, концертной подготовке и сценической постановке дуэтов. Он создал много обработок, переложений и оригинальных сочинений для них. Является дипломантом международных фестивалей, где они выступали. В 1989 году им создана «Схема возникновения и классификации основных моделей гармоник в мире (1700-2000)», иллюстрированная 198-ю моделями. Она является первой сложнейшей таблицей такого плана и получила высшее признание у специалистов на международных симпозиумах в Амстердаме (апрель 1990 год), затем в Варшаве (март 1991 года, издана в 1992 году). В этот период издаётся брошюра «Основы постановки аккордеониста» (переработанный вариант на русском языке).

В 1990 году Министерством культуры России по вызову фирмы «Де Эйсбрекер» на Международном фестивале в Амстердаме была проведена выставка коллекций гармоник, баянов и аккордеонов, собранных профессором А.М. Миреком, где он сам и проводил экскурсии. На научном семинаре, в рамках фестиваля, он прочёл на немецком языке лекцию «История гармоники в России», сопровождавшуюся показом 100 редких слайдов. Его коллекции являются существенным вкладом не только в отечественную, но и в мировую науку и культуру.

В 1994 году вышла из печати его новая капитальная работа – энциклопедия «Гармоника. Прошлое и настоящее». Крупнейшие специалисты в области гармонной культуры отмечали, что столь полной, систематизированной научно-исторической энциклопедической книги на эту тему ещё никогда не издавалось. Материал для неё собирался более чем за 40 лет (180 редких инструментов, более 900 афиш, более 1000 фотографий, документы, ноты, награды, прейскуранты, инструменты и детали гармоник – всего более 10000 единиц). В 1995 году издано новое учебное пособие, в котором в значительной мере прослеживается совершенствование и обновление методических процессов – «Курс эстрадной игры на аккордеоне». Эта работа предназначена для подготовки высококвалифицированного солиста и ансамблиста эстрады.

В 1996 году при поддержке известных деятелей культуры и личной помощи Народного артиста России, Героя Социалистического Труда Юрия Владимировича Никулина (18.12.1921-21.08.1997, Новодевичье кладбище, участок 5), с которым А.М. Мирека связывала многолетняя дружба, мэру города Москвы были поданы документы о необходимости создания уникального музея «Международного музея русской гармоники». Правительством Москвы были выделены помещение и средства на создание музея, и он был открыт для посетителей. В 1997 году к 850-летию Москвы музей был подарен столице и стал государственным «Музеем русской гармоники Альфреда Мирека». Новая экспозиция музея, оснащённая самым современным оборудованием и средствами озвучивания, была открыта для посетителей в 2000 году. Музей пользовался большой популярностью не только у специалистов, но и у самых широких слоёв населения, прививая любовь у подрастающего поколения к жемчужинам русской национальной культуры. Ежемесячно музей посещали более 2000 человек. С музеем сотрудничали многие туристические агентства, знакомя с экспозициями гостей из США, Европейских стран, Израиля, Южной Кореи, Японии, Тайваня и многих других уголков мира. В музее проводились уникальные музыкально-исторические программы для детей и взрослых, музыкальные вечера, фестивали, лекции-концерты. К 1995 году издано около 200 статей, из них 20 опубликовано за рубежом (во Франции, Польше, Швеции, Японии, Дании, Чехословакии, Голландии, Финляндии).

В 2003 году А.М. Мирек организовал и провёл впервые Московский фестиваль «Гармоника – душа России». Заключительный концерт фестиваля прошёл в Государственном концертном зале имени П.И. Чайковского. С 2004 по 2008 год под его художественным руководством состоялись II-VI Московские международные фестивали «Гармоника – душа России», на котором выступали лучшие российские и зарубежные исполнители. Фестиваль получил широкой признание и международную известность и стал большим событием в культурной жизни столицы.

Одно из творений профессора, о котором мы не могли умолчать – книга «Красный мираж. Крах могучей России». Эта книга является исследованием и анализом истории становления, существования и разложения коммунизма в России. Для написания книги А.М. Миреку потребовалось более 10 лет. Информация собиралась из архивов разных стран, сам автор был свидетелем многих событий, начиная с 1917 по 1990-е годы. Книга Альфреда Мартиновича содержит множество данных. О её историчности и ценности, судить вам.

Альфред Мартинович был удостоен высокого звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» Указом Президента РФ №411 от 25.04.1995 за заслуги в области искусства; награждён медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За выдающиеся заслуги перед Отечеством», «Ветеран труда», юбилейными медалями; международными орденами «Святого Константина», «Святого Станислава», «Живая Легенда» (2004; орден был вручен в  Концертном зале имени П.И. Чайковского Народным артистом России, депутатом Государственной думы Иосифом Давыдовичем Кобзоном (11.09.1937-30.08.2018, Востряковское кладбище), орденом Николая II второй степени; почётным знаком  Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1965); «Серебряным диском» за заслуги в развитии баянного искусства (2001) Российской академией музыки имени Гнесиных; благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2002), почётной грамотой Правительства Москвы «За активное участие в сохранении исторического и культурного наследия столицы» (№598, 15.04.2003).

А.М. Мирек скончался 28 июня 2009 года. Отпевание Альфреда Мартиновича проходило в Переделкинском храме. Похоронен в Москве на Щербинском кладбище.

Источники:

https://www.livelib.ru/author/191773-alfred-mirek; –https://www.epochtimes.ru/content/view/1784/34/

https://scriabinmuseum.ru/pages/mireka/about-alfred/

https://www.nkj.ru/archive/articles/4389/; –http://docs.cntd.ru/document/3644359

https://nashenasledie.livejournal.com/180489.html; –https://ria.ru/20130321/928198781.html

https://www.nkj.ru/archive/articles/4389/https://www.nkj.ru/archive/articles/4389/

https://www.mk.ru/editions/daily/article/2002/11/19/131076-stolichnyie-pribambasyi.html

https://www.geni.com/people; –http://40s.pereslavl.ru/40/?page_id=983

-Фильм «Музей русской гармоники Альфреда Мирека» (Студия «Молох», 2008).

-Мирек А.М. Тюремный реквием: Записки заключённого /Предисловие Г.Е. Логвиновой. – М.: Права человека.

 

От души благодарим Наталию Александровну Мирек – жену и соратника Альфреда Мартиновича, директора Музея русской гармоники А.М. Мирека, за содействие в подготовке данного материала.

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;

Фото: С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.

28 / 06 / 2021

Показать обсуждение