«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Бориса Александровича Воронцова-Вельяминова (01/14.02.1904 – 27.01.1994)

…Итак, хотим вам пожелать
Вперед стремиться непреклонно,
Сверхновых звезд открыть законы,
Рожденья тайну их узнать…
И, мрачных мыслей вкруг не сея,
Комету славную Галлея
В конце столетья наблюдать!

/ Б.А. Воронцов-Вельяминов

Борис Александрович Воронцов-Вельяминов – астроном, Заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, доктор физико-математических наук, профессор Московского городского педагогического института (МГПИ) имени В.П. Потёмкина.

Б.А. Воронцов-Вельяминов родился 14 февраля 1904 года в городе Екатеринослав (Первоначальное название – Екатеринослав, в честь святой Екатерины, небесной покровительницы императрицы Екатерины II, по предложению Г.А. Потёмкина, город назывался так в 1776-1796 и 1802-1926 годах; с 1796 по 1802 год – Новороссийск, а с 1926 по 2016 год – Днепропетровск; 19 мая 2016 года Верховная рада Украины в рамках процесса декоммунизации переименовала город Днепропетровск в Днепр по названию реки).

Борис Александрович происходил из древнего русского рода Воронцовых-Вельяминовых. Род внесён в Бархатную книгу (родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России). При подаче документов (29 марта 1686), для внесения рода в Бархатную книгу была предоставлена родословная роспись Воронцовых-Вельяминовых. В Гербовник были внесены фамилии: Воронцовы (сюда принадлежат графы Воронцовы-Дашковы и светлейшие князья Воронцовы), потомство Симона Африкановича, выехавшего из варяжской земли (1027); Воронцовы-Вельяминовы – того же происхождения; Вельяминовы – того же происхождения; Вельяминовы-Зерновы, потомство Чета, принявшего крещение (1330). Род Воронцовых-Вельяминовых внесён в VI часть родословной книги Тульской губернии. Однородцами являются дворянские роды: Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы, Соловцовы, Исленьевы и Башмаковы.

Б.А. Воронцов-Вельяминов знал свою родословную на несколько десятков поколений вглубь веков, вплоть до XI века. Воронцовы-Вельяминовы (а сначала это были просто Вельяминовы) засветились в истории еще при Ярославе Мудром. Когда Москва с легкой руки Долгорукого стала городом, Вельяминов был при нем тысяцким. Вторая фамилия – Воронцов – прикрепилась к Вельяминову в правление царя Михаила Фёдоровича, чтобы не забылась ветвь Воронцовых, именитых бояр, которые все были перебиты в боях. Так появился род Воронцовых-Вельяминовых.

Отец Бориса Александровича – с техническим образованием, служил инженером на железной дороге Южной, мать получила гуманитарно-художественное образование, прекрасно играла на рояле. До 1920 года семья жила в Екатеринославе, где ей пришлось после революций 1917 года испытать многократную смену властей и времена безвластия, город переходил из рук в руки, его занимали то белые войска, то красные. Белые как-то чуть не расстреляли Бориса, приняв его любительский телескоп на балконе за пулемет. Борис учился во 2-й Екатеринославской гимназии, посещал астрономический кружок физика и астронома Александра Андриановича Аленича (07.04.1890-24.04.1923, Каменец-Подольский), затем в Севастополе, в 1920 году окончил среднюю школу в Омске, наконец, после очередного назначения отца, в 1921 году оказался в Москве. В 1920-1921 годы жизнь проходила «на колесах»: поначалу жили в вагоне на путях у станции Каланчёвская, потом в коммунальной квартире в центре Москвы, в 20-30-е годы жили на Солянке.

В 1921 году, преодолев множество формальных препятствий (из-за дворянского происхождения), поступил на физико-математический факультет Московского университета. Деканом физмата тогда был известный астрофизик В.В. Стратонов. Заочным руководителем будущего ученого еще до университета стал работавший в Пулково видный астроном и популяризатор К.Д. Покровский, с которым Борис вел переписку. В Москве он познакомился с Э.Ю. Эпиком и легендарным народовольцем и ученым Н.А. Морозовым, с которым даже поспорил на счет его своеобразной теории, отрицавшей реальность всех наших исторических сведений о древней истории человечества…

Будучи студентом, организовал в 1921 году коллектив наблюдателей «Колнаб», в который входили П.П. Паренаго, Э.Р. Мустель, В.В. Федынский, С.К. Всехсвятский и др. С 1924 года работал в Астрофизическом институте (в 1931 году переименован в Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга – ГАИШ). В 1925 году Борис Александрович окончил МГУ. Запись об окончании университета завершает юношеский дневник «Через тернии к звездам» будущего знаменитого ученого фразой-апофеозом: «25 ноября 1925 года … Величайшее событие в моей жизни, окончил МГУ по моей любимой специальности…».

Начиная с 1931 года, наряду с научной работой Борис Александрович более 30 лет проводил большую педагогическую работу по подготовке кадров учителей астрономии.

Б.А. Воронцов-Вельяминов – один из пионеров отечественной астрофизики, а в некоторых областях – и мировой. В 1932 году в личном письме к Борису Александровичу знаменитый физик Э. Резерфорд высоко оценил его первые работы по физике планетарных туманностей. Увлекшись астрономией, будущий ученый переписывался с Камиллом Фламмарионом – известным популяризатором астрономии.

В апреле 1933 года по ложному доносу Б.А. Воронцов-Вельяминов был арестован вместе с группой московских астрономов и два месяца провел в Бутырке. Молодых астрономов обвинили в «антисоветских» настроениях и, в частности, в выступлениях против вмешательства партии в научную работу. Это в дальнейшем сказалось на карьере Бориса Александровича. Арест, хотя и кратковременный, навсегда остался глубокой травмой для Бориса Александровича и отразился на его здоровье. Но уже в 1934 году Б.А. Воронцов-Вельяминов получил звание профессора, а в 1935 году без защиты диссертации стал доктором физико-математических наук.

В начале Великой Отечественной войны Борис Александрович вместе с другими сотрудниками ГАИШ вступил добровольцем в Московское народное ополчение, но вскоре был отчислен по состоянию здоровья. В сентябре 1941 года он участвовал в экспедиции по наблюдению солнечного затмения в Алма-Ате. В годы эвакуации, с 1941 по 1943 год Б.А. Воронцов-Вельяминов возглавлял отдел Института физики и астрономии, организованного в Алма-Ате академиком В.Г. Фесенковым и местными физиками. А после выделения из него Астрофизического института, близ в Алма-Аты на высокогорном Каменском плато была заложена новая Астрофизическая обсерватория, и первый маленький служебный домик там, сооруженный Борисом Александровичем, так и называли «Хижина дяди Бори».

С 1947 года Б.А. Воронцов-Вельяминов – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1974 года – заслуженный деятель науки РСФСР.

В ГАИШ с 1950 по 1953 года он руководил Отделом звездной астрономии, а с 1953 года созданным по его инициативе Отделом новых звезд и газовых туманностей (ныне – физики эмиссионных звезд и галактик). В течение многих лет был председателем и членом научно-методического совета общества «Знание». Одновременно вёл педагогическую деятельность в МГПИ имени В.П. Потёмкина и Московском областном педагогическом институте. С конца 1950-х Борис Александрович проживал в Москве на улице Черняховского, дом 5.

Всего по различным вопросам астрономии Б.А. Воронцовым-Вельяминовым было опубликовано около 600 научных работ. Борис Александрович – автор ряда учебных пособий по астрономии, учебника по астрономии для средней школы (издававшегося на протяжении более 30 лет в издательстве «Просвещение»), трудов по истории астрономии в России и СССР, монографии «Очерки истории астрономии в России», а также биографии Лапласа, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в 1937 году. Борис Александрович вёл большую педагогическую и популяризаторскую деятельность. Его перу принадлежит одна из наиболее известных научно-популярных книг по астрономии в СССР – «Очерки о Вселенной», выдержавшая с 1950 по 1980 год восемь изданий. В 1959 году опубликовал атлас и каталог 355 взаимодействующих галактик; объяснил образование волокон в перемычках галактик движением газа вдоль силовых линий магнитных полей: обнаружил много новых морфологических признаков галактик; показал неудовлетворительность классификации Хаббла. В 1961, 1972 и 1974 годах издал Морфологический каталог 30 000 галактик. Полагал, что для объяснения разнообразия форм галактик недостаточно гравитации и необходимо привлечение неизвестных современной физике сил. В 1973 году опубликовал монографию «Внегалактическая астрономия». В Академии педагогических наук Борис Александрович возглавлял работу большого авторского коллектива над Методикой преподавания астрономии в средней школе (два издания ее вышли в 1973 и в 1985гг.). Трудно себе представить, но в 1979 году Б.А. Воронцов-Вельяминов вышел на пенсию.

Помимо астрономии, Борис Александрович увлекался историей, туризмом, путешествиями, фотографией. Ему принадлежит первое описание маршрута и открытие ледника на Кавказе в районе Архыза, носящего его имя. Он был еще и чрезвычайно ярким поэтом. Его стихи охватывали и тему Вселенной и блистали виртуозными литературными каламбурами. Наконец, особая заслуга Б.А. Воронцова-Вельяминова перед историей астрономии – оставленные им воспоминания о своем жизненном пути: «Через тернии к звездам». Он живо интересовался генеалогией рода Воронцовых и Вельяминовых. Им подготовлена рукопись, хранящаяся в фондах библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, где детально прослежена история его предков.

Почти 90 лет продолжалась яркая, трудная и счастливая жизнь Бориса Александровича Воронцова-Вельяминова, наполненная не только строгой наукой, но и многочисленными его увлечениями-хобби – в технике (он сам сделал хороший рефлектор и монтировку к нему), фотографии и кинематографии (многим были известны его любительские фильмы), в спорте (он любил лошадей и прекрасно ездил верхом), наконец, в искусстве: живописи, даже в игре на фортепиано и гитаре, когда он, аккомпанируя себе, неплохо пел в кругу друзей. Его особой чертой была удивительная собранность, самодисциплина, быстрота в реализации задуманного.

Б.А. Воронцов-Вельяминов был удостоен звания «Заслуженный деятель науки РСФСР» (1974); за заслуги в науке и образовании награжден орденом Ленина (1954), премией имени Ф.А. Бредихина АН СССР (1963); медалью «За обнаружение новых астрономических объектов» №1 Астрономического совета АН СССР; многими грамотами министерства просвещения России. К 80-летию прославленного учёного 8 ноября 1984 года малая планета №9216 была названа в его честь Воронвелия (Voronveliy), открытый 8 августа 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории Н.М. Черных.

Борис Александрович скончался 27 января 1994 года. Покоится на Ваганьковском кладбище.

Материал подготовил:

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

14 / 02 / 2022