Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Михаила Максимовича Кукунова (24.01.1918 – 21.09.1998)

Новости МПГУ

Михаил Максимович Кукунов – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, художник-анималист, педагог, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории художественной культуры Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина. 

М.М. Кукунов родился 24 января 1921 года в Шацком районе Рязанской области. 

С 1935 по 1937 год Михаил Максимович обучался в студии МИИТ у художника Аникиты Петровича Хотулева (1871-1942), ученика И.Е. Репина. С 1937 по 1941 год году учился у художника Василия Николаевича Бакшеева (12/24.12.1862-28.09.1958, Новодевичье кладбище, участок 3) в Московском художественном училище имени 1905 года. С 1941 по 1943 год, во время Великой Отечественной войны, Михаил Максимович Кукунов учился на художественно-графическом факультете Московского городского педагогического института (впоследствии имени В.П. Потёмкина).

Михаил Максимович Кукунов работал также для газет и журналов, рисовал шаржи и карикатуры. В 1950 году поступил на работу в МГПИ имени В.И. Ленина на факультативные курсы рисования (они были образованы в 1948 году), а в 1954 году возглавил их и стал бессменным руководителем. С 1960 года Михаил Максимович Кукунов был руководителем художественно-графического факультета. Этот факультет появился после объединения двух педагогических институтов: имени В.П. Потёмкина и имени В.И. Ленина. В 1964 году курсы рисования вошли во вновь образованный факультет общественных профессий (ФОП) и стали отделением рисунка, живописи и истории искусств. В 1995 году ФОП переименовали в открытый факультет культуры (ОФК). За годы своего преподавания М.М. Кукунов воспитал более 1000 учеников, студия которого недаром носила название «Парнас».

В одном из немногочисленных интервью Михаил Максимович так отзывался о работе в «Парнасе»: «Занятия начал вести с 49-го. А до этого в Потёмкинском работал, на худграфе, потом по издательствам, а потом уж сюда пришёл. Мы долго не имели своего угла. Идёшь, куда прогонят. Рисовали на балконе. А потом сюда перебрались, перегородили, забор поставили. Ректор Поликарпов увидел: «Убрать!». Мы уговорили, и нас оставили в покое. В 52-м году был очень трудный период – нас сняли со штата. Предупредили весной: всё, вас больше нет. Пришлось к Поликарпову ходить, бумаги собирать, воевать. Тут всё время воевать приходится… Раньше на этом месте оркестр репетировал. Потом был деканат заочного обучения. Слепые сюда часто ходили – недалеко, на улице Россолимо общество слепых было, замухрыжное такое помещение. Мы стенгазету им делали. Придут, бывало, почтительные такие, по-старинному раскланяются… Студенты наши только тогда поняли, что в жизни всё не так-то просто, что кому-то ещё хуже живётся. А то они всё писали в свои стенгазеты: и то у них плохо, и это… Михаил Андрианович Богданов, который в профкоме работал, приглашал духовой оркестр слепых. Здесь, на балконе, играли на вечерах вальсы, «На сопках Маньчжурии» … Народ постоянно приходил: то им бумагу дай, то ещё что-нибудь… Был такой Боря Горбунов, у Довлатова в театре играл. Всё на демонстрациях флагом размахивал… Были знаменитые в институте испанцы, Анхель и Люсино. Там, где сейчас вьетнамское посольство, был Испанский детский дом, где они сначала жили. Туда в 37-м году привозили детей из Испании. А потом сюда пристроились и работали – один шофёром, а другой – на все руки мастером. Замечала, что над фонтаном выбита стена? Там окна были. Надо было новую надпись сделать, что здесь Ленин выступал. Заказали в Новодевичьем доску, Люсино выбил все рамы, хорошие, старинные, заложил кирпичами дыру. Повесили надпись, а ничего не видно! А денег заплатили за неё много. Пришлось заново писать текст на бумаге, вставлять в раму и закрывать это всё. Зря только архитектуру испортили. И ступенек, которые в девятую аудиторию ведут, не было – это ненормальное явление. Сколько раз профессора с непривычки падали! Смех и грех. Решили во всех аудиториях сделать сцену, поднять пол и спилили скамеек знаешь сколько!.. Видишь большие глубокие шкафы в стене? Это старинные шкафы. А их покрасили, испортили… Филологи особой усидчивостью не отличались. Да, ругаешь, ругаешь их… Это уже закон такой: у филологов, историков, когда те ещё здесь учились, всё под рукой. Вот они то и дело бегают куда-то. А если человек с биологизма какого-нибудь, то приедет и сидит, работает – по аудиториям бегать некогда. Галя Эйдельман и Марик Харитонов тут познакомились, потом поженились».

Наталия Морозова, вспоминая студенческие годы и «Парнас», писала: «Я училась на биолого-химическом факультете. На занятиях по зоологии, ботанике и других нас не спрашивали, умеем ли мы рисовать или нет, просто сказали: кроме тетради для записей приносить альбом и карандаши и давали задание: зарисовать. Мало было тех, кто совсем не справлялся, большинство старались как могли, а некоторые любили рисовать и у них хорошо получалось. Я оказалась среди последних, меня всегда привлекало это занятие. На третьем курсе Илья Лерман сказал, что он ходит учиться рисовать на факультет общественных профессий в главном корпусе и предложил мне тоже поучиться там. Предложение было заманчиво, но идти было страшновато. А через месяц другой студент из нашей группы Володя Бабенко сказал, что он тоже хочет пойти туда учиться, но побаивается и предложил пойти вместе с ним и его другом Мишей Гараевым – втроем не страшно. 16 октября 1968 года часов в 6 вечера мы встретились у метро «Фрунзенская» и пошли к главному корпусу под холодным осенним дождем. Михаил Максимович встретил нас приветливо и предложил заполнить анкету и сделать рисунки – типа вступительного экзамена. Надо было нарисовать идущего, стоящего и бегущего человека, перспективу улицы и что-то еще. Мы сдали задания – нас всех приняли.  Я стала ходить туда после занятий, некоторое время ходил рисовать Мишка, Володя. Сначала рисовала очень простые вещи – куб, конус, которые оказались очень сложными. ММ подходил, объяснял, подбадривал, шутил. Было тихо, светло, тепло и уютно, на стенах висели рисунки и картины выпускников, стояли натюрморты. Иногда встречала Илью, он занимался уже второй год и рисовал очень хорошо. К ММ все время приходили какие-то люди, бывшие ученики, многие показывали свои работы, ММ звал нас всех посмотреть, мы смотрели с тихой завистью и восторгом. ММ говорил мало и коротко, объяснялся какими-то загадочными словечками, жестами и все тут понимали друг друга. Постепенно и мы, новички, стали понимать его и прониклись этой атмосферой-критика была весьма доброжелательной, часто смеялись, он никогда не повышал голоса, не раздражался, никого не выгонял и сам в каждую свободную минуту рисовал. То зверей, то нас и отдавал нам свои наброски. ММ тогда готовился стать доцентом, для этого делал альбом фотографий своих рисунков в фотолаборатории института, у него на столе лежали горы забракованных фотографий его работ-набросков из зоопарка, он нам раздавал их. Просто дух захватывало от виртуозных рисунков, мы все тащили их домой. Еще он делал гравюры на оргстекле и бракованные тоже нам доставались. Мы учились на них и бережно хранили. Говорили, что доцентом он собирался стать уже давно, но все некогда было оформить все бумаги, написать труд, поэтому студенты ему дали кличку «доцент» с ударением на первом слоге.

Кроме занятий рисунков раз или два в неделю мы обязательно должны были посещать лекции по истории искусства, которые проходили в маленькой круглой аудитории. С показом диапозитивов, большей частью в темноте записывали мы лекции и должны были в конце года сдавать экзамен лектору. Лекции были очень хорошие, из лекторов помню только Лаврова, приятеля ММ, он часто заходил к нему поболтать после лекции, смотрел наши работы, общался со студентами, обсуждал выставки. Студенты часто приносили альбомы по искусству, журналы, редкие книги, нам тоже удавалось посмотреть. ММ собирал библиотеку книг по искусству, ему дарили книги, их можно было тут у него за столом полистать и почитать. Один раз мы все вместе читали «Дневник Марии Башкирцевой», снятый в Ленинской библиотеке на черно-белую пленку, читали с экрана, через диапроектор.  Ее не издавали тогда, по моему, это Иришка приносила пленку. Вскоре нам выдали студенческие билеты ФОП, которые давали право бесплатно ходить в музеи и на выставки. Моя подруга Ира Парамонова слушала лекции по истории искусства, позже, работая в Твери в мединституте, она сама читала студентам лекции, собирая большие аудитории любителей искусства, она тоже получила такой билет и наши походы в музеи участились. В Третьяковке мы все мечтали поселиться насовсем.

Рисование гипсов меня не очень увлекало, а больше нравились наброски, которые устраивались примерно раз в неделю. Там мы рисовали друг друга, позируя на столе по нескольку минут. Было очень интересно, я ходила на наброски и после окончания института, ММ часто тоже с нами рисовал. А еще он устраивал рисование обнаженной натуры все в той же маленькой круглой аудитории. Все устраивалось как в настоящей мастерской: подиум, подсветка, обогреватели для натурщиц. Студентов набиралось много, были наброски и длительное позирование. Натурщицы были профессиональные, он все жаловался, как трудно пробить им оплату у начальства. С четвертого курса я стала писать маслом. Так как для этого нужен был дневной свет, на занятия живописью мы приходили в воскресенье. Располагались иногда на лестничных площадках, там были большие окна, иногда в свободных маленьких аудиториях, рядом с Парнасом, сооружали натюрморты, которые потом становились обедом, приносили свои этюдники, краски и писали. Потом ставили все работы у стены и обсуждали. Потом пили чай, едва отмывшись от растворителя и красок, ели любимое лакомство – черный бородинский хлеб «черныш» с солью и брат-сырок (плавленый). …Вечно голодные и безденежные студенты налетали на торты, если случался торт по случаю прихода какого-нибудь уже работающего выпускника, и на плюшки, бутерброды резались на 2-3части и делились на всех. Потом мы убирали все, ММ связывал мусор в пакеты, мы собирались и шли все вместе на остановку троллейбуса (ММ на метро старался не ездить). Он прощался со всеми уборщицами, вахтерами в институте, потом здоровался со всеми водителями троллейбусов, пропускал всегда вперед девушек и часто как джентльмен отказывался садиться, если дамы стояли в троллейбусе. И никогда не жаловался на больные ноги и усталость. Только иногда положит руку на колено и скажет: «Колеса! Колеса берегите!».  Так он называл ноги. У него были проблемы со слухом, я его помню еще без слухового аппарата, с зубами всю жизнь мучился и сердце поглаживал иногда, но не жаловался. Жил он тогда на улице Усиевича в маленькой комнате с соседями. Я один раз была у него дома. Комната была вся заставлена самодельными полками с книгами, на столе – подарки учеников. Он угощал нас селедкой с черным хлебом и пением Марии Каллос, мы смотрели альбомы, его рисунки. Мастерская какая-то у него была маленькая, холодная каморка, он там почти не работал. И все мечтал об отдельной квартире, а когда получил, устроил на кухне мастерскую и стал больше писать маслом. И большие работы стал делать».

Михаил Максимович любил рисовать в Московском Зоопарке, из всех жанров изобразительного искусства он предпочитал анималистический. Сотни эскизов, набросков и зарисовок, тщательное изучение окраски, поз, повадок животных легли в основу его виртуозных произведений. М.М. Кукунов свободно владел разнообразными графическими приёмами, использовал тушь, сангину, бистр, гуашь и акварель. В своих работах художник периодически применял обратную перспективу, характерную для восточного искусства. Здесь объекты изображения распределяются с постоянным повышением по мере удаления, приближаясь к линии горизонта, расположенной у верхнего края, при этом размеры отдаленных объектов почти не уменьшаются. Такое изображение пространства весьма характерно для живописи Индии и Ирана, где поверхность пола даётся в чертежном виде сверху, в плане. Звонкая, яркая палитра мастера отражала его жизнерадостное мироощущение, а также восхищение многообразным животным миром.

Михаил Кукунов участвовал во многих российских и зарубежных выставках, его работы хранятся в собраниях Дарвиновского музея и Московского Зоопарка, у десятков его учеников, в частных коллекциях в России и за рубежом, в том числе в учебниках по рисунку и живописи.

Куликова Анастасия, одна из учениц М.М. Кукунова вспоминала: «Михаил Максимович всегда учил нас замечать и передавать на бумаге яркие образы, «типажи», постоянно ждал от нас новых рисунков. Даже просто идя по улице, он показывал столько интересного, чего мы сами никогда не замечали: старое покосившееся дерево он сразу подмечал – «Характер!», а играющих детей в парке – «Композиция!». Большой радостью было показывать ему свои наброски собак и кошек: он сразу замечал, где рисунок получился живой и яркий, а где мешают лишние детали или штриховка. Когда Михаила Максимовича не стало, сразу погас целый мир, радостный, интересный, полный душевного тепла … На долгое время потерялся смысл рисовать. Многие так и не вернулись к этому занятию. Но я уверена, что когда все, кто когда-либо учился у Михаила Максимовича, а таких людей несколько поколений, пойдут в зоопарк или поведут туда своих детей, внуков, или просто полюбуются на своих домашних любимцев – обязательно с улыбкой вспомнят, что в их жизни был чудесный художник и светлый человек Михаил Максимович Кукунов».

Михаил Максимович Кукунов был награждён медалями «За трудовую доблесть» СССР, «Ветеран труда», медалью К.Д. Ушинского.

М.М. Кукунов проживал в Москве в доме №95 по улице Вавилова.

Михаил Максимович Кукунов скончался в 21 сентября 1998 года. В 2018 году Московский зоопарк организовал тематическую выставку «Живые образы: птицы и звери Московского зоопарка», которая была посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося художника-анималиста М.М. Кукунова (куратор – Заслуженный художник РФ Маковеева И.П.). В рамках церемонии открытия выставки состоялась презентация альбома «Художник Михаил Максимович Кукунов (1918-1998). К 100-летию со дня рождения» / Составители – Ирина Маковеева, Лариса Гущина. – М., 2018.

 

Источники:

http://cultobzor.ru/2018/01/ne-stoyte-slishkom-blizko-mihail-kukunov-100/

https://mpgu.su/graduates/kukunov-mihail-maksimovich/

http://www.animalist.ru/?action=show_article&article=kukunov

https://je-nny.livejournal.com/2477859.html

https://np-morozova.livejournal.com/14793.html

https://www.facebook.com/ParnasMaksimich/

https://kukunov.livejournal.com/

https://artchive.ru/artists/56475~Mikhail_Maksimovich_Kukunov/biography

http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Kukunov.htm

https://persons-info.com/persons/KUKUNOV_Mikhail_Maksimovich

https://moskv.ru/articles/fulltext/show/id/8020/

https://uchebana5.ru/cont/3843319-p3.html

http://museum.ru/N70838

 

Материал подготовил: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий; Адрес ЭП: berezin@mosk.ru

24 / 01 / 2022

Показать обсуждение