Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«А – черно, бело – Е, У – зелено, О – сине, И – красно…»: День синестезии чувств

Новости МПГУ

Синестезия – «единство чувств» – феномен, о котором поэты и художники говорят испокон веков, и который стал объектом пристального внимания психологов, физиологов и педагогов совсем недавно, – был темой дня, замыкавшего Неделю чувств.
Как показывают современные исследования, не всем, но какому-то проценту людей присуща способность ассоциировать слова, звуки, цвета, ощущения. Услышанное сочетание звуков может стать триггером и привести к отклику той области мозга, которая отвечает за распознавание цвета, и тогда каждое слово приобретает свой оттенок.
Замечали ли мы за собой такую способность? Врожденная ли она или ее можно развить? В каких областях человеческой деятельности мы чаще всего сталкиваемся со синестетами? Первокурсники имели возможность не только познакомиться с теоретическими разработками, отвечающими на эти вопросы, но и приобщиться к практике исследований.
Визуализация звуков была предложена студентами художественно-графического факультета: под живую скрипичную музыку пришедшие на семинар выражали свои ощущения на бумаге. Под руководством С.Н. Сидоркиной (преподаватель живописи в университетах США) можно было попробовать превратить музыку в цвет. С помощью кистей и красок магистранты кафедры психологической антропологии А. Белина и С. Данильчева учили выходить за рамки привычного. О феноменологии чувств разговор велся в рамках мастер-классов М.Г. Варламовой (преподаватель вальфдорской школы), а также преподавателей МИОО Е.И. Косинец и А.Н. Андреева. Синтез слова и ощущения – тема мастер-классов Д. Никитиной (специалист в области социокультурной антропологии) и гештальт-терапевтов А. Звонаревой и С. Прониной. С фотоаппаратами в руках под руководством преподавателя кафедры психологической антропологии Н.И. Антоновой студенты проводили полевую исследовательскую работу: фиксировали архитектурные объекты и пытались ответить на вопрос, как форма влияет на ощущения. Работа мозга – как она отражается на экране компьютера можно было узнать на мастер-классе к.психол.н. А.В. Михальского, а как в электронную коммуникацию будут в ближайшем будущем включаться тело и психика (и чем это нам грозит) желающие могли узнать из семинара руководителя проекта «Суперобучение» Д. Орлова. Синестезия, безусловно, основана на опыте: чтобы свести звук и цвет, мы должны быть с ними знакомы. Какую роль в этом процессе играет память – тема семинара профессора кафедры психологической антропологии А.Н. Фоминовой. А как с помощью арт-терапии объединить свои ощущения говорили на семинаре к.психол.н., доцентов кафедры психологической антропологии Н.М. Мякишевой и О.Я. Киричек. О темпе в жизни на сцене и жизни вообще студенты говорили в рамках семинара режиссера, преподавателя МИОО А.Н. Андреева («Темп и ритм в жизни и на сцене») и к.психол.н., доцента кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой («Понимание неизвестного. Сценарии жизни»). Примеры психотехники работы с чувствами можно было получить на семинаре научного сотрудника ФИРО Т.А. Климовой. А о способах передачи синтеза переживаний наиболее любопытные узнали из семинара преподавателя кафедры информационных технологий Е.Г. Кабакова.
«Чувствовать, думать, помнить… Как мир представлен нам, а мы миру» – установочная лекция Дня, прочитанная профессором, заведующим кафедрой психологической антропологии А.С. Обуховым, ставила перед слушателями вопросы о способах переживания ощущений и их влиянии на личный выбор – стиля поведения, выбора профессии и отношения к тому, что нас окружает. А о чувственном опыте в искусстве говорилось в лекции выпускницы аспирантуры МГХПА им. С.Г. Строганова А. Прониной: «Синестезия в искусстве: кто и как?»
Но общение на тему чувств и их развития было бы неполным без обсуждения проблемы ограниченных возможностей переживать те или иные ощущения некоторыми категориям людей: сотрудниками Центра толерантности была подготовлена программа «Неравные старты», в рамках которой студенты примеряли новые роли – жизнь за границей зоны комфорта.
Все сегодняшние мастер-классы были не только примерами развивающих уроков с детьми, которые будущие учителя могут применить в своей работе, но и способами обратиться к своими ощущениям, чтобы подобно лирическому герою стихотворения Артюра Рембо почувствовать «… О – звона медного глухое окончанье…» и поверить в свой творческий потенциал, который, безусловно, есть в любом, кто осознано пришел в педагогическую профессию.

18 / 09 / 2015

Показать обсуждение