Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Научные школы Института педагогики и психологии

Теория и технология контекстного образования

Научно-педагогическая школа контекстного образования основана в начале 1980-х годов Андреем Александровичем Вербицким, ныне доктором  педагогических наук, кандидатом психологических наук, профессором по специальности «Педагогическая и возрастная психология», академиком Российской академии образования. Он выпускник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1969 г.), аспирант НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (1969-1972 гг.). В 1978 году – стажер ЮНЕСКО в США и Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования. С 2018 года – почетный...
Читать далее
профессор Воронежского государственного технического опорного университета. Защита его докторской диссертации  по двум  специальностям (13.00.01 и 19.00.07) на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе» проходила в 1991-м году в  диссертационном совете, возглавляемом профессором  В.А. Сластениным. С 2015 года А.А. Вербицкий – профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии МПГУ. Является также главным редактором рецензируемого журнала МПГУ «Педагогика и психология образования», членом редакционных советов ряда  ВАКовских журналов. А.А. Вербицкий – крупный специалист в области педагогических  и психолого-педагогических проблем образования, автор широко известной в России и за рубежом  психолого-педагогической теории и технологий контекстного образования, основатель и бессменный руководитель одноименной научно-педагогической школы, исследования и разработки в которой ведутся в течение 37 лет.   Под  его научным руководством защищено 26  канди­датских, а при научном консультировании – 12 докторских диссертаций по педагогике и психологии. Теория контекстного образования имеет в своей основе три взаимосвязанные составные части: 1) инновационный эмпирический опыт, широко представленный в современной образовательной практике; 2) несколько переосмысленная психологическая теория деятельности, с позиций которой системно анализируется этот  опыт; 3) категория «контекст» – внутренний (психо-физиологические и психологические особенности, сложившиеся у человека представления о мире и о себе) и внешний (отраженные в сознании компоненты и условия образовательной среды),– взаимодействие которых обусловливает значение и личностный смысл  выполняемой обучающимся образовательной и предстоящей социо-практической или профессиональной деятельности. Сущность контекстного образования состоит в последовательном динамическом моделировании в адекватных его целям и  содержанию формах учебной деятельности обучающихся (школьников, студентов, слушателей) предметного, социального и морально-нравственного содержания их будущей социальной жизни и  профессиональной деятельности. В таком типе образования преодолевается основное и многие противоречия образования, состоящие в том, что посредством     учебной   деятельности необходимо сформировать принципиально иную – социально-практическую или профессиональную деятельность. Кроме того, достигается единство обучения и воспитания, в одном потоке образовательной деятельности, что не представлено ни в одной известной отечественной или зарубежной психолого-педагогической теории. Первоначально теория контекстного образования развивалась А.А. Вербицким применительно в основном к проблемам высшей школы и называлась теорией контекстного обучения. В последние годы получены теоретические и экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что эта  теория и соответствующие педагогические технологии активно проникают в общеобразовательную школу и могут рассматриваться в качестве  концептуальной основы реализации компетентностного подхода, достижения при этом единства обучения и воспитания на всех уровнях непрерывного образования. Кроме того, А.А. Вербицкий научно  обосновал необходимость введения в категориальный строй психологической и педагогической науки  смыслообразующую категорию «контекст». Он одним из первых писал о необходимости развития психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватно, чем психология обучения, объясняющей закономерности современного обучения и воспитания; о понимании категории «поступок», а не «предметное действие», как  единицы образовательной и любой другой деятельности, обеспечивающей уже упомянутое единство обучения и воспитания. Развиваемая А.А. Вербицким, его учениками и последователями психолого-педагогическая теория контекстного образования позиционируется им как концептуальная основа современного практикоориентированного непрерывного образования, опирающегося на фундаментальное научное содержание. Сам контекстный подход и педагогические технологии контекстного образования находят все более широкое применение на всех  уровнях системы непрерывного образования. А.А. Вербицкий, его докторанты, аспиранты и соискатели вели и ведут опытно-экспериментальную работу в сфере теории и технологий контекстного образования в разных организациях и во многих вузах страны: в НИИ проблем высшей школы, Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, МВТУ им. Н.Э. Баумана,  МПГУ (Москва), Астраханском ГТУ,  Братском ГУ, Волгоградском ГТУ, Вологодском ГПУ, Липецком ГПУ, Мордовском ГПИ,  МИРЭА, МГГУ им. М.А. Шолохова, МГИМО, Нижнетагильском ГПУ,   Новороссийской морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Санкт-Петербургском Военном  инженерном строительном институте,   Серпуховском военном институте ракетных войск, Старо-Оскольском филиале МИСиС, Стерлитамакской государственной педагогической академии (Башкирия),  «Центре развития образования городского округа Самара» и семи общеобразовательных школах Самарского региона, Сахалинском государственном университете. Экспериментальные площадки по реализации теории и технологий контекстного образования возникли в г. Смоленске (школа № 33)  и в школе № 9  г. Мегиона Ханты-Мансийского национального округа. Резуль­таты исследований А.А. Вербицкого получили отражение  в нескольких сотнях публикаций, в том числе совместных с его учениками – докторами и кандидатами педагогических и психологических наук – монографиях, коллективных монографиях  учебных  пособиях, научных и словарных статьях, сборниках материалов научных конференций. О востребованности идей контекстного образования можно судить по одному из самых высоких индексов цитирования его научных и научно-методических публикаций среди педагогов и психологов России. На период 1 июля 2018 года в наукометрической базе Web of Science содержится одна его статья, в  Scopus – 6, индекс Хирша равен 29, РИНЦ – 15463; за два неполных года последний вырос на две тысячи пунктов. Первое системное изложение психолого-педагогических основ контекстного образования (тогда еще обучения) было представлено в книге А.А. Вербицкого «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход»  (1991 год), затем – в небольшой  монографии «Новая образовательная парадигма и контекстное обучение» (1999). В числе монографий, подготовленных А.А. Вербицким совместно со своими учениками – докторами и кандидатами наук: «Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции» (2009, 2017), «Категория «контекст» в психологии и педагогике» (2010), «Инварианты профессионализма: проблемы формирования» (2011), «Новое направление лингводидактики: контекстное обучение иностранному языку специальности» (2015), «Конфликтологическая культура личности: технологии формирования» (2016). Особо значимой является коллективная монография «Психология и педагогика контекстного образования», изданная в 2018 году по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Прикладные моменты контекстного образования и его некоторые технологии, отражены в ряде совместных учебных  пособий: «Психология мотивации студентов» (2006, 2016), «Контекстное обучение иностранному языку специальности» (2015), «Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. Часть 1, Часть 2 (2017). В 2017 году в Издательстве МПГУ опубликовано авторское научно-учебное пособие А.А. Вербицкого «Теория и технологии контекстного образования», обобщающее психолого-педагогические основы такого образования, содержащее методические рекомендации по разработке и использованию некоторых педагогических технологий и включающее глоссарий более 70 терминов и понятий, введенных в педагогику и психологию или по-новому осмысленных автором с позиций психолого-педагогической теории контекстного образования. Много статей автора опубликовано в журналах ВАК, а также за рубежом (Австрия, Болгария, Германия, Израиль, Казахстан, Приднестровская Молдавская Республика). А.А. Вербицкий активно участвует, преимущественно с пленарными докладами,   по проблемам контекстного образования на  многих международных конференциях, проводимых в России и за рубежом (Англия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирак, Испания, Канада, Казахстан, Китай, Португалия, Финляндия, Черногория. Югославия). Провел много выездных школ-семинаров по проблемам практической  реализации теории и технологий контекстного образования для преподавателей вузов, колледжей и учителей школ в Москве и региональ­ных образовательных центрах: Абакане, Волгограде,  Воронеже, Георгиевске, Екатеринбурге, Ижевске, Липецке, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле, Омске, Перми, Рязани, Санкт-Петербурге, Туле, Улан-Уде, Хабаровске, Якутске,  а также в Минске (Белоруссия). Награды А.А. Вербицкого: Серебряная медаль ВДНХ за разработку концепции последипломного образования; Нагрудный значок «За отличные успехи в работе» Гособразования СССР; Почетный работник высшего профессионального образования; Золотая медаль РАО «За достижения в науке»; Медаль К.Д. Ушинского, Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За выдающиеся профессиональные достижения».

Личностно-ориентированное профессиональное образование

Формирование научной школы в области педагогики было начато академиком РАО, профессором, заведующим кафедрой педагогики высшей школы, основателем факультета педагогики и психологии МПГУ Виталием Александровичем Сластениным более 25 лет назад (1980 г.). За этот период научная школа проделала большой путь: от официального признания «школы В.А. Сластенина» в прежней академической науке и структуре педагогического образования, интенсивно проявляющегося на рубеже 1989-1990 гг., до овладения этой школой стратегическими высотами в разработке проблем трансформации высшего институтского...
Читать далее
педагогического образования в университетское. Научная школа в настоящее время объединяет свыше 60 докторов и 170 кандидатов наук, работающих в 50 учреждениях высшего и среднего профессионального образования страны.14 июня 2010 года ушел из жизни Виталий Александрович Сластенин, но его научная школа активно продолжает развиваться. Им были заложены мощные научные основания для дальнейшего развития науки и самой практики построения личностно-ориентированного профессионального образования.

Феноменология развития и бытия личности

Основатель и руководитель научной школы – Валерия Сергеевна Мухина. В.С. Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем; действительный член РАО и РАЕН; член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, награждена Золотой медалью РАО за вклад в науку; заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета; основатель, учредитель и главный редактор журнала...
Читать далее
«Развитие личности» (основан в 1997 г.); ряд лет была членом Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ; председатель диссертационного совета Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук; председатель научной секции «Развитие личности» Российского психологического общества и научно-практической секции «Психология развития личности» Федерации психологов образования России; член Союза писателей России, член Московского союза журналистов; член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». К числу основных направлений научной школы относятся: «Самосознание личности, его структура»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы (идентификация-обособление) формирования и развития человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность в условиях интернализации и глобальной аккультурации»; «Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций в XXI в.». Научная школа исходит из следующих теоретических позиций. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренней позиции личности, выходящей за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 – генотипа (врожденных особенностей); 2 – внешних условий; 3 – внутренней позиции самого человека. Феноменология развития и бытия личности на этапах онтогенеза рассматривается в контексте особенностей социальной ситуации. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: 1 – предметный мир; 2 – природа; 3 – образно-знаковые системы; 4 – социально-нормативное пространство. В названные реалии, как априорно данные, человек входит с момента рождения и осваивает их в процессе своего развития и бытия. Реалии существования определяют особенности развития самосознания и внутренней позиции человека на всех этапах его развития.Механизмы развития и бытия человека как личности –идентификация и обособление. Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций. Звенья самосознания, сложившиеся в истории человечества, по своей структуре остаются неизменными, однако их сущностное наполнение обусловлено историческим развитием этносов, к которым принадлежат поколения людей. Структуру самосознания выстраивают следующие пять звеньев самосознания: 1 – имя как социальный знак и как кристалл личности; 2 – притязание за признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время личности; 5 – социально-нормативные ориентации самого человека. В.С. Мухина – главный редактор и автор концепции журнала «Развитие личности» (входит в перечень ВАК) , в котором публикуются основные идеи научной школы. В.С. Мухина выпустила 20 докторов и 70 кандидатов наук, которые работают в регионах России и за рубежом. К представителям научной школы в России относятся следующие ученые. Доктора наук: д.психол.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета Р.В. Овчарова, г. Курган; д.психол.н., профессор Института развития личности РАО, профессор МГСУ, консультант по проблемам семьи В.А. Горянина, г.Москва; д.психол.н., профессор, первый проректор Института современных технологий и экономики А.А. Симанкова (министр образования Краснодарского края 2001 – 2003 гг.), г. Краснодар; д.психол.н., зав. кафедрой психологии развития и возрастной психологии ЮФУ А.В. Черная, г. Ростов-на-Дону; к.психол.н. (министр образования Красноярского края 1996 – 1998 гг.), д.п.н., профессор кафедры психологии развития МПГУ А.А. Ярулов, г. Москва; д.психол.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии ПГУ Р.И. Цветкова, г. Комсомольск-на-Амуре; д.психол.н., профессор, член-корреспондент РАЕН, зав. лабораторией управления социальными системами защиты детства Столичной финансово-гуманитарной академии, сопредседатель экспертного совета Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей,член Совета Министерства образования и науки РФ по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Г.В. Семья, г. Москва; д.психол.н., доцент, зав. кафедрой практической психологии Вятского государственного гуманитарного университета Н.А. Низовских, г. Киров; д.психол.н., доцент, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии, директор Институтапсихолого-педагогических проблем Бурятского государственного университета Т.Ц. Дугарова, г. Улан-Удэ и др. Кандидаты наук: к.психол.н., докторант кафедры психологии развития МПГУ (министр образования Иркутской области 2009 – 2013 гг.), зам. президента РАО В.С. Басюк; к.психол.н., главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир, г. Москва; к.психол.н., работает в Министерстве образования и науки в аппарате ВАКа, занимая должности от гл. специалиста до зам. нач. отдела гуманитарных и общественных наук (2001 – 2014 гг.),проректор по учебно-методической работе Университета РАО, Ф.А. Сидоришин; к.психол.н., профессор кафедры психологии образования МПГУ З.И. Айгумова, г. Москва; к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологической антропологии МПГУ А.С. Обухов, г. Москва; к.психол.н., доцент кафедры психологии развития МПГУ Л.М. Проценко, г. Москва; к.психол.н., и.о. декана факультета педагогики и психологии МПГУ, профессор кафедры психологии развития МПГУ Т.Н. Сахарова, г. Москва; к.психол.н., гл. редактор издательства «Рама Паблишинг» С.Е. Сапожникова, г. Екатеринбург; к.психол.н., доцент кафедры психологии развития МПГУ С.В. Мелков, г. Москва и др. Зарубежные ученикиВ.С. Мухиной представляют научную школу в следующих странах. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны Европы: Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия,Мальта, Польша.Страны Африки: Ангола, Бенин, Габон, Ганна, Египет, Кабо-Верде, Конго, Мали, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Эфиопия.Страны Северной Америки: США и Мексика. Страны Южной Америки: Колумбия, Уругвай. Страны Центральной Америки: Куба. Страны Азии: Вьетнам, Израиль, Индия, Китай, Корея (Северная), Корея (Южная), Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия.

Социализация и воспитание

На факультете педагогики и психологии с конца 1980-х годов существует научная школа «Социализация и воспитание», созданная и поныне возглавляемая доктором педагогических наук, профессором кафедры социальной педагогики и психологии, членом-корреспондентом Российской академии образования Анатолием Викторовичем Мудриком. Научная школа сформировалось на базе исследований различных социально-педагогических и социально-психологических аспектов воспитания учащихся, которые велись А.В. Мудриком и его аспирантами в лаборатории «Научно-исследовательского» НИИ общих проблем воспитания академии...
Читать далее
педагогических наук СССР. Исследование проблем общения, а затем изучение социальных факторов, влияющих на воспитание, нашли свое отражение в книгах «О воспитании старшеклассников» (1976 – 1 изд.; 1982 – 2-е изд.), «Современный старшеклассник: проблемы самоопределения» (1977), «Личность школьника и ее воспитание в коллективе» (1983), «Общение как фактор воспитания школьников» (1984), а также в диссертациях А.В. Мудрика (кандидатской – 1970, докторской – 1981), И. Захаровой, М. Смаиловой, В. Полукарова, В. Ижицкого.Эти работы стали основанием для формулирования проблемы «Социализация и воспитание» к середине 1980-х годов, концептуальное отражение которой было опубликовано в 1991 году в работе А.В. Мудрика «Социализация и смутное время», а потом нашли развернутое отражение в книгах и учебниках того же автора «Введение в социальную педагогику» (1994), «Введение в социальную педагогику» (1997, 2009), «Социальная педагогика» (1999, 2001, 2003, 2004, 2005, 2007, 2009), «Социализация человека» (2004, 2007, 2011).Перспективы развития научной школы «Социализация и воспитание» связаны с углублением исследований аспектов и способов педагогического влияния на позитивную социализацию человека в воспитательных организациях различного типа, а так же с совершенствованием содержания подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в том числе благодаря разработке магистерских программ и программ бакалавриата.

Каузальная диагностика

Ануфриев Александр Федорович – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования. Объектом исследования научной школы каузальной диагностики, нашедшей выражение в концепции решения причинно-следственных диагностических задач, являются психологические закономерности протекания и формирования распознавания как особого вида познавательно-практической мыслительной деятельности (распознавание как деятельность) в различных видах диагностики, Распознавание как деятельность охватывает диагностический цикл в целом и представляет собой...
Читать далее
сложный многоэтапный процесс, включающий ряд этапов (анализ запроса, анамнестической информации, выдвижения гипотез о причинах имеющейся феноменологии, их проверку, построение диагностического заключения, формулирование мероприятий по оказанию психологической помощи, проверка заключения по результату воздействия). В настоящее время в научной школе каузальной психодиагностики проводится изучение психологических закономерностей процесса решения диагностических задач, а также разработка новой автоматизированной экспертной системы с сетевым размещением на основе интернет технологий. Практическая значимость проводимых исследований состоит в том, что на их основе их результатов возможно наметить пути разработки технологии формирования диагностического деятельности специалиста (независимо от области диагностики) и повысить ее эффективность. В настоящее время в школе каузальной диагностики на основе концепции решения диагностических задач разработана новая автоматизированная экспертная система с сетевым размещением (на основе интернет технологий). Система предназначена для формирования и развития диагностических навыков психолога при решении причинно-следственных диагностических задач, для оценки его диагностических возможностей, а также для проведения когнитивных исследований диагностической деятельности. Ее уникальность и отличие от других аналогичных систем заключается в том, что она не дает подсказок, а только предоставляет условия для решения задач, обеспечивая развитие диагностических навыков у пользователя путем решения серии задач при взаимодействии его с системой в автоматическом режиме. Перспективные направления научно-исследовательской работы Изучение психологических закономерностей формирования диагностических навыков решения причинно-следственных в различных областях применения психодиагностики  клинической, психолого-педагогической, психологии труда, консультативной, семейной и т.п. Изучение психологических закономерностей формирования диагностических навыков решения причинно-следственных задач в различных видах диагностики − медицинской, технической, юридической, экономической и т.п., при подготовке специалистов по менеджменту, маркетингу, политическим наукам. Разработка технологии формирования профессиональной диагностической компетенции (психолога, педагога-психолога, специалистов системы образования, выполняющих психодиагностическую функцию). Разработка методики оценки профессиональной диагностической компетенции психолога, педагога-психолога, специалистов системы образования, выполняющих психодиагностическую функцию (построение репрезентативных норм, проверка валидности и надежности методики). Разработка диагностических задач и методики формирования и развития диагностического навыка на основе моделирования причинно-следственных диагностических задач с помощью технологий виртуальной реальности (при наличии соответствующих технических возможностей). Разработка прибора-тренажера «Диагностический поиск» в 3д технологии. Совершенствование развивающих экспертных систем принятия диагностического решения в области психологии (с элементами искусственного интеллекта), модернизация системы путем добавления в нее большего количества задач, видео и аудио материалов. разработка аналогичных развивающих экспертных систем не только в различных отраслях психологии, но и в различных сферах общественной практики (на производстве, в управлении, в различных видах отраслевых диагностик – медицинской, технической, педагогической, криминалистической, экономической и др.) Внедрение в практику автоматизированной системы. Предполагается, что разработанная компьютерная программа с сетевым размещением на основе интернет технологий представляет интерес для: вузов, обеспечивающих подготовку психологов и педагогов-психологов, специалистов, выполняющих психодиагностическую функцию, а также для специалистов, проводящих дополнительное образование по этим направлениям; учителей и других работников школ, лицеев, колледжей, поскольку автоматизированные системы содержат задачи, связанные с трудностями с обучения, отклонениями поведения школьников; оценки способностей к диагностике трудностей в обучении, отклонений в поведении учителей, школьных психологов и других работниками среднего образования; самостоятельной тренировки и развития диагностических навыков всеми заинтересованными.

Инновационная педагогика и психология

Подымова Людмила Степановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования (1999 г.). Формирование научной школы в области инновационной педагогики и психологии было начато профессором, заведующим кафедрой психологии образования МПГУ, Людмилой Степановной Подымовой в 1993 году в рамках методологии личностно-ориентированного профессионального образования академика В.А. Сластенина. В настоящее время в научной школе Л.С. Подымовой ведутся исследования готовности педагогов к восприятию и внедрению новшеств...
Читать далее
в педагогический процесс, стратегий самореализации педагогов в инновационной образовательной среде, взаимодействия субъектов образования в ситуации освоения новшеств и развития их инновативных качеств, сопровождения личности в инновационной образовательной среде. В рамках этого направления выполняются исследования, посвященные: – личностных характеристик и инновативных качеств педагогов разных профессиональных групп (Л.А. Долинская, О.Н. Ермакова, Л.Н. Борисова, И.В. Миронова); – формированию психолого-педагогической готовности педагогов к работе в ситуации неопределенности (Бариушанов Номин, М.М. Карикина, М.С. Сотникова). Исследования проводятся также в рамках реализации магистерских программ: «Инновационная деятельность в образовании» и «Психолого-педагогическая инноватика», где осуществляются исследования самоопределения педагогов в ситуации неопределенности, технологий сопровождения инновационной деятельности педагогов в условиях внедрения новых образовательных стандартов, развития инновационной восприимчивости педагогов, инновационной позиции педагогов-психологов и инновационного потенциала преподавателя высшей школы (исследования, Раеда Суфиаха, Ю.В. Зиборовой, Баасунхуу Энхмаа). В настоящее время в научной школе Л.С. Подымовой также проводятся исследования по разработке персонифицированной модели психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности молодого учителя (М.С. Сотникова, Е.Н. Корнева, Л.А. Долинская, А.В. Лукинова). Осуществляется реализация проекта «Молодой учитель в инновационной образовательной среде» (http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/18-4.pdf).

Психология самопознания в обучении

Сорокоумова Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования. В настоящее время в научной школе «Психология самопознания в обучении» проводятся исследования по разработке социально-психологической концепции становления экопрофессионального сознания будущих специалистов. Экопрофессиональное сознание рассматривается как интегральная профессионально-личностная характеристика, психологическая составляющая которой включает в себя следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, ориентационный,...
Читать далее
конативный. Основные задачи исследования включают в себя: – определение содержания базовых составляющих понятия экопрофессиональное сознание (индивидуальное, групповое, общественное экологическое сознание, профессиональное сознание) как многоуровневой и полифункциональной инновационной социально-психологической парадигмы; – выделение структурных компонентов экопрофессионального сознания и раскрыть их содержание; – определение социально-психологических факторов, препятствующих и способствующих становлению экопрофессионального сознания; – выявление социально-психологических условий становления экопрофессионального сознания студентов вузов в процессе профессиональной подготовки в целях устойчивого развития общества; – разработка социально-психологической модель интеграции экологической и профессиональной подготовки специалистов в вузе; – разработка психо-диагностического комплекса для изучения сформированности экопрофессионального сознания в соответствии со структурными компонентами; – разработка социально-психологической концепции становления экоппрофессионального сознания студентов; – определение специфики, уровней становления экопрофессионального сознания у студентов с разным профилем обучения. В исследовании решается научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение, открывающее направление научных исследований, связанных с теоретико-методологическим обеспечением интеграции экологической и профессиональной подготовки с целью становления экопрофессионального сознания студентов, способствующее коэволюции человека и природы. Современные исследования ориентированы на: – обоснование процесса интеграции экологической и профессиональной подготовки, структуры понятия «экопрофессиональное сознание» и определение функций его структурных компонентов, что составит основу для новых научных представлений о феномене экопрофессиональное сознания студентов; – выявление состояния экопрофессионального сознания студентов составит основу для широких теоретических представлений о стратегии деятельности преподавателей вузов и месте этой деятельности в целях устойчивого развития; – концепция становления экопрофессионального сознания, определяющая способ построения социально-психологической модели интеграции экологической и профессиональной подготовки, функционирование которой достигается за счет обеспечения связей между компонентами сознания, способствует обогащению социально-психологической теории в части, относящейся к определению подходов, принципов, видов и уровней интеграции. Результаты исследования позволят осуществлять выбор способов решения «открытых проблем» средствами социально-психологического обучения, а также будут способствовать разработке вопросов эколого-ориентированного содержания профессиональной подготовки будущего специалиста в целях устойчивого развития общества. Предложенная социально-психологическая интегративная модель обеспечивает целостность и целесообразность образовательного процесса для становления экопрофессионального сознания во всей совокупности составляющих его компонентов, что отвечает общим целям экопрофессиональной подготовки как фактора перехода к устойчивому развитию. Проводимое исследование имеет практическую значимость: – оно направлено на совершенствование процесса вузовского обучения на основе интеграции экологической и профессиональной подготовки с целью становления и формирования экопрофессионального сознания студентов вузов; – в определении методов социально-психологического исследования, с помощью которых выявляется уровень развития экопрофессионального сознания студентов; – в определении социально-психологических средств реализации концепции становления экопрофессионального сознания студентов. В возможности конструирования на базе полученных данных различных социально-психологических средств организации процесса экопрофессионального образования студентов, позволяющих целенаправленно управлять процессом становления экопрофессионального сознания, а также в возможности проектирования развивающих экологических социально-психологических сред на базе высших учебных заведений.

История образования и педагогической мысли (существует с 1923 года)

Общепризнано, что современная педагогическая теория и практика, профессиональная деятельность в сфере образования должны учитывать историю развития тех или иных тенденций в образовании и педагогической мысли. Подобный взгляд определяет ведущие направления разработок данной Научной школы: историко-педагогическая библиография, передовой педагогический опыт в различные периоды истории российского и зарубежного образования, история образовательных реформ, история и современное состояние педагогической терминологии, становление и развитие общественно-государственного управления в образовании и ряд...
Читать далее
других направлений. Важнейшей составляющей традиций научной школы является концентрация исследовательских усилий не на рассмотрении педагогических взглядов того или иного педагога прошлого, а на узловых проблемах истории педагогической науки, отечественного и зарубежного образования. Научная школа кафедры педагогики МПГУ по исследованию проблем истории образования и педагогической мысли начала формироваться в 20-е гг. XX столетия, и была связана с именем профессора Евгения Николаевича Медынского (1885-1957). Известный ученый, действительный член Академии Педагогических Наук СССР, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медынский отдал службе на кафедре педагогики 2-го МГУ – МГПИ более 25 лет (1922-1948) и оставил богатейшее научное наследие, которое продолжают развивать и отстаивать его единомышленники и ученики. Евгений Николаевич Медынский Евгений Николаевич Медынский родился 11 марта в 1885 году в г. Ялте. Окончил в 1903 г. Симферопольскую гим­назию с золотой медалью, Харьковский технологический институт, юридический факуль­тет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1914-17 гг. занимал должность заведующего от­делом народного образования Царскосель­ской земской управы. С 1915 года читал лекции на Петербургских высших (бывших Фребелевских) курсах. В 1918-1920 гг. E.H. Медынский – преподаватель Нижегородского института народного об­разования, а в 1920-22 гг. член правле­ния Уральского университе­та (Екатеринбург) и декан педагогиче­ского факультета. Там он чи­тал ряд лекционных курсов, среди которых ведущее место занимал курс «История педагогики». В Уральском университе­те было положено начало серьезным ис­следованиям ученого в области истории педагогики, продолжавшимся до конца жизни ученого. В 1922 г. E.H. Медынский переехал в Москву, где возглавил отдел статистики Политпросвета Наркомпроса и одновре­менно был назначен на должность преподавателя педагогики во 2-й Московский государ­ственный университет, преобразо­ванный в 1930 году в Московский Педагогический институт. В результате научной деятельности во 2-м МГУ-МГПИ E.H. Медынским на основе разработанного им курса лекций был написан первый в советский период учебник по исто­рии педагогики в трех томах. Характерной особенностью этого труда стала попытка соединения идей так называемой «марксистской педагогики» с классическим подходом к историко-педагогическим процессам. В 1930-е гг. вышел ряд новых учебников и учебных программ по истории педагогики, возрождавших классические традиции дореволюционного курса педагогики. На протяжении двух десятилетий все программы по истории педа­гогики для педагогических институтов стра­ны были составлены при участии Е.Н. Медынского или под его непосредствен­ным руководством. Также профессором Е.Н. Медынским был подготовлен целый ряд, бесспорно, ценных для науки работ, посвященных деятельности выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого (Я.А. Коменского, И.Ф. Герберта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.); истории образования в Российском государстве XVII в.;  учебника по общей педагогике и др. В 1944 году профессор кафедры педагогики МГПИ E.H. Медынский стал действительным членом Академии Педагогических Наук РСФСР и принял участие в организации НИИ теории и истории педагогики. В НИИ он возглавил отдел истории педагогики, совмещая эту деятельность со службой на посту директора Государственной биб­лиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского. В 1947 г. E.H. Медын­ский был избран членом Президиума АПН РСФСР. Научно-педагогическое на­следие академика E.H. Медынского включает в себя около 30 научных и учебных трудов и около 400 статей по различным теоретическим и историко-педагогическим проблемам. Алексей Иванович Пискунов Традиции в разработке проблем истории педагогики были продолжены целым рядом более молодых сотрудников Е.Н. Медынского. На протяжении 35 лет (1969 – 2005 гг.) научную школу истории педагогики в МГПИ-МПГУ возглавлял А.И. Пискунов – действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор, являвшийся в 1980-1992 гг. руководителем кафедры педагогики, а затем до 2005 года остававшийся профессором кафедры. А.И. Пискуновым были подготовлены такие фундаментальные труды, как систематический указатель советской историко-педагогической литературы (1917-1957 гг.), комплекс научных изданий, посвященных наследию выдающегося педагога Я.А. Коменского, учебника по педагогике совместно с учеными ГДР, учебный комплект по истории педагогики: программа, учебник и хрестоматия в 3-х тт. и др.   Маргарита Григорьевна Плохова Маргарита Григорьевна Плохова родилась 1 сентября 1937 года в г. Иркутске, в 1960 г. закончила с отличием Южно-Сахалинский государственный педагогический институт. В 1989 году Маргарита Григорьевна успешно защитила докторскую диссертацию по теме: «Становление и развитие теории и практики эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917 – 1967 гг.)», а в 1990 г. ей было присуждено ученое звание профессора. На кафедре педагогики МПГУ работала более 25 лет – с 1991 года в должности профессора. Маргарита Григорьевна с 1991 года являлась заместителем председателя диссертационного совета 212.154.21 по присуждению ученой степени доктора наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, а в последние годы и по 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (история). Под ее руководством было подготовлено и защищено свыше 40 диссертаций, в том числе 6 докторских диссертаций. В течение многих лет работы на кафедре педагогики Маргаритой Григорьевной было опубликовано свыше 100 научных работ в журналах перечня ВАК, центральных периодических педагогических журналах, сборниках научных трудов и др. Она являлась активным участником международных научно-практических конференций. М.Г. Плохова являлась соавтором широко известного и издающегося с 1991 по настоящее время учебника “Истории педагогики и образования”. В рамках научной школы истории образования и педагогической мысли, которую возглавляла профессор М.Г. Плохова, известный ученый в области истории педагогики советского периода, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, вели научно-исследовательскую деятельность доктора педагогических наук В.И. Блинов, А.Н. Рыжов, М.А. Гончаров, доцент Н.Н. Баркова, ст. преподаватель Т.Б. Фейзрахманова и др. За последние годы в рамках научной школы было подготовлено 7 кандидатов и 2 доктора наук, представителями школы опубликовано более 10 монографий, 5 учебных пособий и около 100 статей. Аспирантами кафедры ведется разработка ряда важных проблем отечественной и зарубежной истории педагогики и образования.  Список учебных трудов научной школы «История образования и педагогической мысли» История педагогики в связи с экономическим развитием общества. – Т.1: От первобытной родовой общины до эпохи промышленного капитализма. / Проф. Е.Н. Медынский. – М.: Работник просвещения, 1925. – 312 с.   История педагогики в связи с экономическим развитием общества. – Т.2: Эпоха промышленного капитализма. / Проф. Е.Н. Медынский. – М.: Работник просвещения, 1926. – 336 с.     История педагогики в связи с экономическим развитием общества. – Т.3: Русская педагогика. / Проф. Е.Н. Медынский . – М.: Работник просвещения, 1929. – 548 с. Марксистская педагогическая хрестоматия XIX-XX вв. / А.П. Пинкевич. – М.-Л.: Гос. изд-во, 1926-1928. – Ч. 1. – 1926. – 488 с. Марксистская педагогическая хрестоматия XIX-XX вв. / А.П. Пинкевич. – М.-Л.: Гос. изд-во, 1926-1928. – Ч. 2. – 1928. – 302 с. Краткий очерк истории педагогики / А.П. Пинкевич. – Харьков: Пролетарий, 1927. – 298 с. Основы педагогики / В.А. Вейкшан, А.П. Пинкевич. – М.: Работник просвещения, 1929. – 96 с. История русской педагогики: С древнейших времен до Великой пролетарской революции: Пособие для аспирантов и преподавателей истории педагогики в педвузах и педтехникумах. / Проф. Е.Н. Медынский. – М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. – 470 с. Хрестоматия по истории педагогики. – Т. IV. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции: Для высших пед. уч. завед. / Автор-сост. Н. А. Желваков. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1936. – 516 с.Имен. алф. указатель: с. 421-6 RuMoRGB Хранение: KB КБ; Хранение: FB W 232/558; Хранение: FB W 452/205; Хранение: KB КБ; История педагогики: Утв. Ком-том по делам высшей школы при СНК СССР в качестве учебника для педагог. высших учеб. заведений / Проф. Е.Н. Медынский. – М.: Учпедгиз, 1938. – 1 т. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции: Допущено Ком-том по делам высшей школы при СНК СССР в качестве учеб. пособия для педагог. вузов / Проф. Е. Н. Медынский д-р педагог. наук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Учпедгиз, 1938. – 512 с. Напеч. в Ленинграде RuMoRGB Хранение: FB C 65/402; Хранение: FB Кл 18/305; Хранение: MFK 801-17/3278; Хранение: FB W 135/237; Хранение: CSB ЦСБ; Хранение: FB Я 112/665; Хранение: FB Я 83/1102; Хранение: FB Я 83/1103; Хранение: FB Я 125/1273; Хранение: FB Арх; Хранение: FB Кл 13/43; История педагогики. Ч. I. Всеобщая история педагогики / проф. Е.Н. Медынский. – 2-е изд., испр. и доп. / Утв. НКП РСФСР в качестве учебника для высших пед. учеб. заведений. – М.: Учпедгиз, 1941. – 428 с. История педагогики: Учебник для пед. ин-тов / Е.Н. Медынский, действ. чл. Акад. пед. наук РСФСР. – М.: Учпедгиз, 1947. – 580 с.Педагогика – Учебники и пособия Хранение: FB Я 306/321; Хранение: FB K 126/94; Хранение: FB K 126/95; Хранение: FB Кл 14/17; Хранение: FB Арх; Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: [Для пед. ин-тов] / Сост. и авт. вводных статей чл.-кор. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971. – 560 с. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобыт. о-ве до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Творч. Центр Сфера, 2001. – 509 с. Хрестоматия по истории педагогики. / Под ред. А.И. Пискунова. Т. 1: Античность. Средневековье. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 507 с. Хрестоматия по истории педагогики. / Под ред. А.И. Пискунова. Т. 2: Новое время. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 459 с. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей системы послевузовского профессионального образования по дисциплине “История и философия науки” / Под ред. Н.Д. Никандрова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. Хрестоматия по истории педагогики. / Под ред. А.И. Пискунова. Т. 3: Новейшее время. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 560 с. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для педагогических учебных заведений: для студентов педагогических вузов / под общ. ред. А.И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2009. – 490 с. История педагогики и образования: учебник для бакалавров: для студентов педагогических вузов. / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 574 с. История педагогики и образования: учебник для бакалавров: для студентов педагогических вузов. / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017-2020. – 452 с.   Свод защит научных исследований научной школы «История образования и педагогической мысли» (1958-2018) № ФИО автора тема исследования   шифр специальности искомая ученая степень научный руководитель / консультант 1.                       Кларин Владимир Михайлович   Клара Цеткин в борьбе за народное просвещение и воспитание молодежи ? кандидат педагогических наук к.п.н., доцент В.А. Ротенберг 2.                       Сосновская Г.П. 1964 Школы-коммуны и детские городки (учебно-воспитательные учреждения типа интерната) в РСФСР в 1918 – 1926 гг. 730 – Теория педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор М.Ф. Шабаева 3.                       Кларин Владимир Михайлович   Педагогические идеи и школьная политика революционной социал-демократии Германии конца XIX – начала ХХ столетий (1870 – октябрь 1917 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики Доктор педагогических наук нет 4.                       Сухарчук Нина Иннокентьевна Вклад русских прогрессивных педагогов в развитие школы и педагогики народов Восточной Сибири в XIX веке (20-50 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор М.Ф. Шабаева 5.                       Козлова Планета Павловна Научно-атеистическое воспитание учащихся в советской общеобразовательной школе Башкирской АССР в двадцатые годы 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор М.Ф. Шабаева 6.                       Видякова Зинаида Васильевна Идейно-политическое воспитание учащихся старших классов в советской школе (1931 – 1941 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н.,профессор В.М. Кларин 7.                       Панфилова Вера Николаевна Проблема развития познавательной активности учащихся в семилетней школе РСФСР в 1921-1931 гг. (на материале преподавания гуманитарных дисциплин) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 8.                       Свиридов Валерий Егорович Проблема предупреждения неуспеваемости школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук к.п.н., доцент В.В. Мерцалова 9.                       Гусева Валентина Михайловна Содержание и методы педагогической подготовки научных работников для высшей школы непедагогического профиля в СССР (1917 – 1941 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук действительный член АПН СССР, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 10.                    Павлова Татьяна Леонидовна Воспитание сознательной дисциплины в опыте советской общеобразовательной школы РСФСР до Великой Отечественной войны. 1917 – 1941 гг. 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук действительный член АПН СССР, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 11.                    Колпаков Георгий Антонович Трудовое воспитание учащихся в школах крестьянской (колхозной) молодежи (1923 – 1934 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 12.                    Семенова Наталья Викторовна Идейно-политическое воспитание комсомольцев и пионеров в школах РСФСР (1921 – 1931) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 13.                    Меняева Ирина Ильинична Воспитание коллективизма в процессе учебной деятельности учащихся советской школы I – II ступени РСФСР (1918 – 1934 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 14.                    Винокурова Елена Юрьевна Воспитание нравственной готовности к труду учащихся советской начальной школы до Великой Отечественной войны (1918 – 1941 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 15.                    Баранов Владимир Федорович Воспитание общественно-трудовой активности учащихся школ I ступени опытно-показательных станций наркомпроса РСФСР (1919 – 1934 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор Т.С. Комарова 16.                    Танхасаева Аюнжима Семеновна Трудовое воспитание учащихся школ ФЗС (1925-1934 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 17.                    Тадыева Светлана Павловна Интернациональное воспитание учащихся в школе многонационального состава с русским языком обучения (1918-1941 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 18.                    Шляхтицкий Михаил Николаевич Воспитание коммунистического отношения к труду у учащихся общеобразовательной школы РСФСР в процессе политехнического образования до Великой Отечественной войны (На материале городских школ) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук Действительный член АПН СССР, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 19.                    Яфарова Нэля Рафатовна Идейно-политическое воспитание школьников после Великой Отечественной войны (1946 – 1984) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 20.                    Резаков Равиль Гарифович Содержание и организация педагогической практики будущих учителей в период становления высшего педагогического образования в РСФСР (1917-1932 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 21.                    Чечеткин Юрий Васильевич Теоретическая и практическая подготовка к введению обучения детей шестилетнего возраста в советской школе (70-е – начало 80-х гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук Действительный член АПН СССР, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 22.                    Андриенко Людмила Анатольевна Проблема ученического самоуправления в теории и практике советской общеобразовательной школы в период унификации ее как структуры и организации учебно-воспитательного процесса (1931-1941) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук действительный член АПН СССР, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 23.                    Голиньска Барбара Развитие системы и форм опекунской деятельности с детьми-сиротами в Польше до 80-х годов ХХ века 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук действительный член АПН СССР, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 24.                    Груздев Игорь Федорович Проблема ученического самоуправления в отечественной общеобразовательной школе в период поиска путей ее реформы (80-е – начало 90-х гг.) 13.00.01 – теория и история педагогики кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 25.                    Зятева Людмила Анатольевна Теория и практика экологического воспитания в школах России 70-х – 80-х годов ХХ столетия 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 26.                    Машечкова Ирина Генриховна Проблема исследовательского подхода в обучении в русской дидактике конца XIX – начала ХХ вв. 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 27.                    Баркова Наталия Николаевна Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX – начале ХХ веков 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 28.                    Сергеев Игорь Станиславович Педология и развитие отечественной педагогики (с конца XIX в. до 1936 г.) 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 29.                    Котряхов Николай Васильевич Теория и практика использования ручного труда в педагогический целях в русской общеобразовательной школе конца XIX – начала ХХ века 13.00.01 – общая педагогика доктор педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 30.                    Соловьева Мария Федоровна Земская начальная школа во второй половине XIX – начале ХХ века 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 31.                    Степанова Людмила Анатольевна Особенности музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы после Великой Отечественной войны до начала 1970-х гг. 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук д.п.н., профессор М.Г. Плохова 32.                    Гераси Пиро Возникновение и развитие воспитательных учреждений для социально запущенных детей и подростков в Албании (1917-1990 гг.) 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 33.                    Купинская Елена Викторовна Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце XIX – начала ХХ века 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 34.                    Лю Сяоянь Опыт гуманитаризации общего образования в Российской Федерации в 90-е гг. ХХ в. и возможности его использования в практике работы средней школы в Китайской Народной Республике 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 35.                    Андреева Евгения Анатольевна Возникновение и развитие Епархиальных женских училищ в России (середина XIX – начало ХХ века) 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук к.п.н., профессор С.Л. Савина 36.                    Васильев Павел Владимирович Профессионально-педагогическая подготовка учителя единой трудовой школы второй ступени РСФСР (1918 – 1930 гг.) 13.00.01 – Теория и история педагогики кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 37.                    Синюшина Ирина Викторовна Развитие реального образования в России в XIX – начале ХХ века 13.00.01 – общая педагогика кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 38.                    Блинов Владимир Игоревич Развитие теории и практики образования в России в XVIII – начале ХХ вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования доктор педагогических наук консультант – действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 39.                    Кузьмина Ирина Анатольевна Самостоятельная учебная работа школьников в практике Опытных Станций Наркомпроса РСФСР в 20-е годы ХХ века 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 40.                    Зискин Константин Евгеньевич Профессионально-педагогическая средней школы на педагогических отделениях университетов Великобритании во второй половине ХХ века 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 41.                    Никольская Юлия Васильевна Эволюционный подход к проблеме обучения, воспитания и развития ребенка в педагогической теории России конца XIX – первой трети ХХ века 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук д.п.н., профессор М.Г. Плохова 42.                    Синюшин Виктор Борисович Развитие средних технических училищ в России в конце XIX – начале ХХ века 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 43.                    Косинова Оксана Анатольевна Проблема формирования у школьников средних и старших классов творческого отношения к учению в отечественной дидактике и школе 90-х гг. XX века 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.М. Кларин 44.                    Рыжов Алексей Николаевич Концепция «Нового воспитания” и ее реализация в деятельности педагогов-реформаторов в странах Запада и России конца XIX – начала ХХ в. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук действительный член РАО, д.п.н., профессор А.И. Пискунов 45.                    Бэхбаатар Батсайхан Теория и практика становления и развития педагогического образования в Монголии в ХХ веке 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.И. Блинов 46.                    Есенина Екатерина Юрьевна Эволюция представлений о личностных и профессиональных качествах учителя в педагогической теории и общественном сознании России XVIII – начала ХХ веков 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования кандидат педагогических наук д.п.н., профессор В.И. Блинов 47.                    Рыжов Алексей Николаевич Генезис педагогических терминов в России (XI-начало XXI вв.) 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования доктор педагогических наук д.п.н., профессор М.Г. Плохова 48.                    Гончаров Михаил Анатольевич Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России в XVIII – начале XX в. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования доктор педагогических наук д.п.н., профессор М.Г. Плохова      

Управление качеством профессионального образования (2007)

Возникновение научной школы было связано с подготовкой системной модернизации профессионального образования в России. Рост требований к его качеству потребовал обновления теории профессионального образования, переосмысления подходов к определению его результатов, отбору содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса.  Потребность в концептуализации актуальных проблем профессионального образования обусловила необходимость исследований в рамках научной школы управления качеством профессионального образования. К числу приоритетных направлений научного поиска...
Читать далее
относятся: стандартизация профессионального образования; социальное партнерство в профессиональном образовании; методология управления качеством профессионального образования; оценка компетенций и квалификаций; стратегический менеджмент в профессиональном образовании; профессиональное самоопределение обучающихся; понятийно-терминологический аппарат современного профессионального образования; проектирование профессиональных образовательных программ; развитие региональных систем профессионального образования и др.          Члены научной школы ежегодно участвуют в организации и проведении международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференций; являются экспертами Министерства образования и науки РФ, исполнителями научно-исследовательских работ и проектов в области профессионального образования (по заказу Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ), входят в рабочие группы Национального Агентства Развития Квалификаций. Члены научной школы участвуют в работе диссертационных советов, входят в редколлегии научно-педагогических журналов, руководят подготовкой аспирантов и соискателей.  Результаты научных исследований членов школы опубликованы в статьях, монографиях, учебниках, пособиях, методических рекомендациях. В работе научной школы управления качеством профессионального образования принимают участие ряд сотрудников кафедры педагогики Института “Высшая школа образования”:   Алла Аркадьевна Факторович А.А. Факторович, д.п.н., профессор: сфера научных интересов – методология управления качеством профессионального образования, формирование системы независимой оценки качества профессионального образования; методология проектирования и реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, концептуальные основы и квалификационные характеристики педагогической деятельности преподавателя вуза; Михаил Анатольевич Гончаров М.А. Гончаров, д.п.н., доцент: сфера научных интересов – маркетинг и консалтинг в сфере высшего профессионального образования, общественно-государственный характер управления высшим профессиональным образованием Елена Александровна Стародубова Е.А. Стародубова, к.п.н., доцент: сфера научных интересов – развитие межличностных отношений как фактор управления качеством профессионального образования. Работу в рамках научной школы ведет группа ученых. Коджаспирова Галина Михайловна  Г.М. Коджаспирова, доктор педагогических наук, профессор. Область научных интересов: Педагогика, Профессиональное педагогическое образование.