Кафедра сурдопедагогики является одной из старейших и широко известных в России. Год основания — 1920. В разные годы кафедру возглавляли такие видные учёные как: доктор пед. наук, проф., член кор. АПН Ф.А. Рау, доктор пед. наук, проф., впоследствии директор НИИ дефектологии А.И. Дьячков, доктор пед наук, проф. А.Г. Басова, проф. К.А. Волкова. Кафедра занимается разработкой вопросов обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха в условиях специального и инклюзивного образования, подготовки кадров высшей квалификации. В 2004 году кафедра сурдопедагогики МПГУ стала победителем Всероссийского конкурса в этой номинации и приказом Минобразования №2356 от 24.05.2004 г. МПГУ получил статус федерального головного учебно-методического Центра по высшему профессиональному педагогическому образованию лиц с ОВЗ, подтвержденный приказом Минобрнауки в 2010 г.
Направления научно-исследовательской деятельности:
- пути совершенствования подготовки специалистов-сурдопедагогов в условиях высшего профессионального образования;
- философские проблемы дефектологии;
- личностно и социально-ориентированный подход в обучении глухих и слабослышащих;
- инклюзивное обучение лиц с нарушением слуха;
- изучение личности и познавательной сферы детей и подростков с нарушениями слуха;
система обучения устной речи глухих детей; - технологии обучения, воспитания дошкольников с нарушением слуха;
- внедрение в практику новейших технологий (отечественных и зарубежных, в том числе авторских), обучения языку, формирование устной речи и развития слухового восприятия, формирования учебной деятельности глухих и слабослышащих.
На современном этапе научная школа кафедры включает три направления деятельности, и главное из них – совершенствование системы подготовки бакалавров и магистров и кадров высшей квалификации по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Сурдопедагогика», в том числе из числа лиц, имеющих нарушение слуха.
Другим направлением деятельности кафедры является разработка вопросов инновационных подходов и технологий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в специальном и инклюзивном образовании.
Разрабатываются проблемы обучения языку, в том числе устной речи, детей с нарушением слуха, слухоречевой реабилитации детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС, активизации слухоречевого развития, развитие личностной и познавательной сферы, психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального и инклюзивного образования, философские вопросы специального образования, создание развивающей социокультурной среды, создаются разноуровневые программы коррекционно-развивающей работы.
Достижения
Профессорско-преподавательским составом опубликовано свыше 50 учебников, в том числе электронных, монографий и учебных пособий для студентов и педагогов-дефектологов.
Научные труды членов кафедры удостоены дипломов и званий Лауреата ежегодных конкурсов МПГУ за лучшую научную и научно-методическую работу, а также конкурсов по созданию учебников нового поколения, проводимого НФПК и Минобрнауки.
Подготовка кадров высшей квалификации за последние 15 лет подготовлены и защищены более 20 диссертаций, из них две – аспирантами, имеющими нарушение слуха.
Следуя Международным актам, Конвенции ООН «О правах инвалидов», кафедра сурдопедагогики одной из первых в стране начала осуществлять высшее образование инвалидов по слуху и важным направлением деятельности кафедры с 1991 года по настоящее время является разработка теоретико- методологических основ высшего педагогического образования лиц с нарушениями слуха и реализация их на практике.
Признанием научно-практической значимости результатов деятельности научной школы является успешно расширяющееся сотрудничество с федеральными университетами С.-Петербурга, Архангельска, Волгограда, Новосибирска, Орла, Уфы, Казани, Курска, Иркутска Йошкар-Олы, Чебоксар, Екатеринбурга, Славянска-на-Кубани и др., получение почётных грамот от Минобрнауки, Совета ректоров г. Москвы, Департамента образования и социальной защиты г. Москвы; установление связей с зарубежными вузами и образовательными организациями.
Особое значение придаётся кафедрой работе на экспериментальных площадках в Москве, Орле, Красноярске, Минусинске, Шадринске, Кирове, Абакане и других городах. Совместная научно-методическая работа с университетами и школами содействует не только развитию приоритетных научных направлений и внедрению результатов исследований в практику, но и подготовке высококвалифицированных специалистов по новым научным направлениям.
Выпускники кафедры в ранге руководителей, директоров научно-исследовательских школ (деканов, зав. кафедры), профессоров, доцентов, докторов и кандидатов наук, главных редакторов журналов и газет, учителей высшей квалификационной категории в специальных коррекционных школах, востребованы в сурдологических и аудиологических центрах, центрах психолого-педагогической реабилитации, в общественных организациях ВОГа трудятся не только в России, но и в разных странах мира: США, Япония, Австралия, Германия, Канада, Израиль, Польша, Болгария, Чили, Куба, Греция, Сирия, Вьетнам и др.