Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научная школа профессора Таисы Алексеевны Ладыженской: Риторика общения

Научная школа «Риторика общения» основана доктором педагогических наук, профессором Т.А. Ладыженской, создавшей в 1988 году (при поддержке проф. В.А.Лукова) первую в России кафедру риторики и культуры речи.

Актуальной и социально значимой проблемой любого социума является обучение людей эффективному результативному общению в широком смысле этого слова. Т.А. Ладыженская называет риторику курсом лингвистики речи, для овладения которым нужно понять специфику общения и освоить правила создания высказываний в различных коммуникативных ситуациях.

Основные цели научной школы:

  • обновление гуманитарного образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
  • обучение оптимальному,  эффективному взаимодействию между людьми в самых разных сферах профессионального и повседневного общения;
  • формирование у обучаемых коммуникативных компетенций, имеющих матапредметную направленность;
  • воспитание нравственного, ответственного за свои действия и речевые поступки гражданина России (реализация нравственно-риторических идей системы риторического образования).

Уникальность научной школы «Риторика общения» состоит в том, что:

  • впервые Т.А. Ладыженской для вузов была разработана концепция и программа курса «Основы культуры речи учителя» (1988 г.);
  • впервые Т.А. Ладыженской разработаны концепция и программа (содержание), методы и приемы преподавания предмета «Школьная риторика» с I по XI класс; под научной редакцией Т.А. Ладыженской коллективом автором опубликованы учебники для школы: «Детская риторика» (I-IV классы), «Школьная риторика» (V-VII классы), «Риторика» (VIII-XI классы);
  • впервые профессором издана книга для учителя «Уроки риторики в школе»  (2000 г.), в которой представлена специфика учебного предмета, особенности построения уроков риторики.

С 1991 г. по 2007 г. кафедрой руководила доктор педагогических наук, профессор Наталья Александровна Ипполитова, которая усилила и расширила профессиональную направленность риторики. Под ее научным руководством членами кафедры и ее учениками разработаны и изданы учебники, учебные пособия, практикумы: «Педагогическая риторика» (2001), «Педагогическая риторика: Практикум»(2003), «Риторика» (2006), учебный комплекс «Русский язык и культура речи» (2001-2006 г.г.), «Общая риторика» (2012) и уникальноеучебное пособие «Методика преподавания риторики» (2014).

С 2007 г. по 2019 г. кафедрой руководила ученица Т.А. Ладыженской кандидат педагогических наук, профессор Ольга Юрьевна Князева, соавтор учебников по риторике и методических рекомендаций к ним для 5 и 8 классов; соавтор учебного комплекса «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей (учебник, практикум и пособие в вопросах и ответах); соавтор учебного пособия «Методика преподавания риторики».

В настоящее время кафедрой заведует доктор педагогических наук, профессор Елена Ленвладовна Ерохина.

Идеи профессора Т.А. Ладыженской развиваются членами кафедры и их учениками в следующих основных направлениях:

  • непрерывность и преемственность риторического образования (дошкольные образовательные учреждения – школа – вуз – последипломное образование) (проф. Н.А. Ипполитова, проф. З.И. Курцева);
  • речевые жанры(проф. Н.А. Ипполитова, доц. О.Ю. Князева, проф. З.И. Курцева, доц. О.А. Сальникова и др.)
  • речевой поступок личности(проф. З.И. Курцева);
  • культура речи (доц. О.Ю. Князева, доц. М.Р. Савова и др.);
  • культура делового общения(проф. Н.А. Ипполитова);
  • речевая агрессия, эвфемизация речи (проф. Ю.В. Щербинина, проф. З.И. Курцева);
  • мастерство публичного выступления(проф. Н.А. Ипполитова, проф. З.И. Курцева, доц. М.Р. Савова и др.);
  • риторическая аргументация(доц. Е.Б. Баранникова, доц. М.Р. Савова);
  • герменевтический анализ текста(проф. Л.С. Якушина);
  • риторика СМИ и др.(доц. О.А. Сальникова, доц. Е.Б. Баранникова, доц. М.Р. Савова);
  • риторизация (доц. О.А. Сальникова, доц. Г.В. Александрова);
  • дискурсивные умения–(проф. Ю.В. Щербинина, доц. О.А. Сальникова);
  • ИКТ сопровождение курса риторики (проф. З.И. Курцева, проф. Л.С. Якушина).

Таиса Алексеевна Ладыженская 

Ладыженская Таиса Алексеевна(р. 25.04.1925), доктор педагогических наук (1972), профессор, Лауреат Государственной премии СССР (1984), Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008); основатель научной школы «Риторика общения» (1987); автор концепции и программы «Основы культуры речи учителя» (1988), подготовивших базу для развития идей педагогической риторики; автор системы работы по развитию речи учащихся средней школы (1967); руководитель разработки межпредметной программы для начальной школы «Речь» (1977–1980).

Осмысление преданного забвению понятия риторика явилось первым действенным шагом к формированию школы проф. Т.А. Ладыженской как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Этапы развития и становления научной школы связаны с деятельностью Т.А. Ладыженской.

В 1956 г. она как ученица члена-корреспондента АПН СССР В.А. Добромыслова, основоположника научной школы по проблемам изучения и развития детской речи, приступила к анализу и осмыслению путей совершенствования речи учащихся. В результате была разработана система работы по развитию речи школьников.

В 1963 г. Т.А. Ладыженской была опубликована монография «Анализ устной речи учащихся», в которой впервые были описаны особенности устной речи и приемы ее совершенствования в целях повышения уровня эффективности и результативности устных высказываний различных жанров.

В целом научная школа «Риторика общения» развивалась следующим образом:

60-е годы ХХ века:

– исследование речи школьников;

– поиски методики обучения связной речи;

– вычленение коммуникативных умений, положенных в основу системы работы по развитию речи школьников;

– создание системы обучения сочинениям (1967 г.).

70-е годы ХХ века:

– разработка проблемы развития связной речи учащихся, защита Т.А. Ладыженской докторской диссертации (1972 г.), в которой, в частности, впервые были теоретически осмыслены и описаны коммуникативные умения, обеспечивающие создание высказывания. Именно на этой основе был разработан принципиально новый компонент программы по русскому языку «Развитие связной речи», который нашел свое воплощение в поколении учебников по русскому языку для средней школы. Учебники, созданные Т.А. Ладыженской (в соавторстве), являются средством обучения школьников начиная с 1969 г. до настоящего времени;

– в 1977-1981 гг. в АПН СССР под научным руководством Т.А. Ладыженской работала группа «Речь». Результатом работы явилось создание концепции, программы и методики обучения младших школьников устной и письменной речи.

80-е годы ХХ века:

– разработка концепции и программы «Основы культуры речи учителя» для подготовки студентов пединститутов к овладению коммуникативными умениями профессионального характера;

– в 1988 г. была создана кафедра «Культура речи учителя» (в наст. вр. – «Риторики и культуры речи»)под руководством Т.А. Ладыженской.

90-е годы ХХ века:

– создание концепций и программ курсов «Школьная риторика» и «Основы культуры речи учителя»;

– подготовка и издание научной школой (в том числе членами кафедры) учебников по риторике с I по XI класс и методических рекомендаций к ним.

2000-е годы:

– разработка проблем обучения речевым жанрам в курсе школьной риторики;

– исследование педагогических речевых жанров (учебных дебатов, педагогической рецензии, жанров несогласия и т.д.);

– издание программ, учебников и учебных пособий по педагогической риторике и культуре речи.

Основной задачей научной школы было теоретическое обоснование и экспериментальная разработка профессионально ориентированного учебного предмета, который получил название «педагогическая риторика». Исходное  концептуальное положение, лежащее в основе создания новой кафедры таково: профессия учителя относится к числу коммуникативных, поэтому выпускник педагогического вуза должен свободно владеть речью, умением общаться, взаимодействовать с аудиторией (в определенных случаях воздействовать на нее). Педагогическая риторика должна заложить основы профессиональной коммуникативной компетентности учителя, что предполагает формирование готовности и способностей решать множество разнообразных коммуникативных задач, возникающих в учебно-воспитательном процессе.

Впервые Т.А. Ладыженской разработана концепция и программа (содержание), методы и приёмы предмета «Риторика» для всех ступеней школьного образования. Под ее научным руководством созданы и опубликованы учебники для школы: «Детская риторика» (1–4 классы), «Школьная риторика» (5 –7 классы), «Риторика» (8–11 классы) и методические рекомендации к ним, представляющих образовательную систему нового поколения и отражающих деятельностный и личностно ориентированный подход в обучении, принципы практической направленности, преемственности и непрерывности риторического образования. Все учебники по риторике имеют гриф Министерства образования РФ (в наст. вр. – Министерства образования и науки РФ),

Идеи Т.А. Ладыженской  сложились в цельную научную систему, которую продолжают развивать и совершенствовать её ученики: около 70 диссертаций защищено под ее руководством (в том числе 6 докторских исследований), отражающих базовые аспекты современного школьного и вузовского образования.

Наталья Александровна Ипполитова

Доктор педагогических наук Н.А. Ипполитова (р. 27.09.1940 г.) с 1991 года – профессор кафедры риторики и культуры речи (с 1974 г. по 1991 г. работала на кафедре методики преподавания русского языка); с 1991 г по 2007 г. Наталья Александровна заведовала кафедрой риторики и культуры речи.

Основные методические интересы Н.А. Ипполитовой:

– общие вопросы изучения русского языка;

– методика грамматики; методика развития речи учащихся;

– обучение чтению как виду речевой деятельности. Разработанный и теоретически обоснованный Н.А. Ипполитовой текстоориентированный подход  к изучению единиц языка представлен в монографии «Текст в системе изучения русского языка в школе» (1988).

Методические идеи изучения риторики в школе Н.А. Ипполитова представила в отдельных разделах учебников по риторике и методических рекомендациях к ним с 5 по 11 класс (под ред. проф. Т.А. Ладыженской).

Н.А. Ипполитова усилила и расширила профессиональную направленность риторики, теоретически обосновав и экспериментально проверив содержание профессионально ориентированного учебного предмета педагогическая риторика, основной целью которого является формирование коммуникативной компетентности будущих учителей. Под ее научной редакцией опубликованы учебные пособия, практикумы: «Педагогическая риторика» (2001), «Педагогическая риторика: Практикум»(2003), «Риторика» (2006).

Вышедшее из печати в 2012 г. под редакцией Н.А. Ипполитовой учебное пособие «Общая риторика» – результат разработанной профессором методики изучения риторики как филологической дисциплины для студентов бакалавриата и магистратуры.

Теоретическое осмысление методических проблем, связанных с преподаванием риторики в школе и вузе, позволило Н.А. Ипполитовойсоздать учебное пособие «Методика преподавания риторики», автором и редактором  которого она является.

Научные интересы профессора реализуются в кандидатских и докторских диссертациях ее учеников. Под руководством Н.А. Ипполитовой защищено 29 диссертаций (в том числе 5 докторских).