- Международный день родного языка в МПГУ (февраль 2017 года)
- Стажировка в Москве студентов из Щецинского университета, Польша (март 2017 года)
- Экспертный круглый стол «Актуальные вопросы социально-культурной адаптации детей-мигрантов в России и за рубежом: от теории к практике» (март 2017 года)
- Просветительский семинар «Что такое ислам и как его отличить от псевдоислама?» (апрель 2017 года)
- Семинар Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «ИКТ и образование-2030: расширяя возможности цифрового образования на протяжении всей жизни» (апрель 2017 года)
- Участие МПГУ во Втором форуме Славянских университетов в г. Кишиневе, Республика Молдова (апрель 2017 года)
- День учителя ОРКСЭ в рамках Педагогического марафона (апрель 2017 года)
- Молодежный форум в Минске с участием студентов МПГУ (май 2017 года)
- Дни Славянской письменности и культуры в МПГУ (май 2017 года)
- Участие в работе жюри Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (май 2017 года)
- Научно-педагогическая конференция «Актуальные вопросы дошкольного и школьного духовного воспитания» (во взаимодействии с Духовным управлением мусульман России, май 2017 года)
- Всероссийский проект «В помощь учителям. Педагогический Транссиб: от Москвы до берегов Амура» (июнь – август 2017 года)
- Всемирная тематическая конференция «100-летие русской революции: единение ради будущего» (31 октября – 1 ноября 2017 года)
- «Большой этнографический диктант» (3 ноября 2017 года)
Представители ИСГО МПГУ выступили с докладами на всероссийской конференции «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации»
7-8 июня 2018 года Всероссийский тестовый консорциум проводил традиционную научно-практическую конференцию, посвященную вопросам адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации. В конференции приняли участие первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Л.И. Калашников, начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России О.Е. Кириллова, представители Россотрудничества, Федерального агентства по делам национальностей, ВУЗов Москвы и регионов РФ, директора центров тестирования, эксперты в области социокультурной адаптации иностранных граждан от общественных и научных организаций. Открыл конференцию ректор РУДН В.И. Филиппов.
Представители Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ были приглашены сделать доклады на двух секционных заседаниях конференции, поскольку имеют значительный опыт работы в сфере языковой и социокультурной адаптации мигрантов – как взрослых, так и детей разного возраста. Первый доклад прозвучал на секции «Собеседование по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка: содержание, модели, технологии, правила проведения». Ведущий специалист Центра Т.В. Криворучко поделилась опытом подготовки и апробации материалов для собеседований по признанию иностранных граждан носителями русского языка, поскольку в течение нескольких лет работала в составе такой комиссии на базе московского отделения Федеральной миграционной службы (теперь – в составе МВД РФ). Для достижения целей собеседования все эти материалы должны иметь четко выраженный историко-культурный контекст: носитель русского языка обязан продемонстрировать не только владение устной и письменной речью, но и знание уклада жизни россиян, знаковых культурных и исторических событий, «крылатых» фраз из фильмов и песен, а порой даже сленга.
Второй доклад был озвучен директором Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Е.А. Омельченко на секции «Вопросы адаптации детей мигрантов в регионах РФ». Он был посвящен роли образования в сфере адаптации и интеграции детей из семей международных мигрантов. В сообщении были рассмотрены основные подходы к организации работы школ, колледжей и детских садов по языковой, социальной, культурной и психологической адаптации таких ребят. Отдельно обсуждалась проблема успешного взаимодействия в школе детей, говорящих на разных языках, относящих себя к разным культурам и религиям.
Методики и технологии в сфере адаптации мигрантов, которыми владеют специалисты МПГУ, стабильно вызывают большой интерес как у представителей региональных вузов, так и у директоров и учителей разных российских школ и других учреждений образования.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ МПГУ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛОВ
РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ 43 РЕГИОНОВ РОССИИ
С 4 по 8 июня 2018 года в Москве, в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации проходят повышение квалификации священники и миряне, руководящие отделами религиозного образования в 43 епархиях нашей страны, от Калининграда до Томска. По приглашению руководителя Синодального отдела митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия и поручению ректора МПГУ А.В. Лубкова в проведении учебных занятий принимают участие специалисты Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений и психолого-педагогического факультета Московского педагогического государственного университета.
Занятие, состоявшееся 5 июня 2018 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, было посвящено педагогическим и управленческим технологиям в формировании российской гражданской идентичности средствами образования. Руководители отделов религиозного образования в регионах России много работают как с частными (православными), так и с государственными образовательными организациями, и для них крайне важно хорошее знание основ законодательства и задач государственной политики в сфере образования, национальной политики и патриотического воспитания подрастающего поколения. Лектор – директор Центра Е.А. Омельченко – обсудила со слушателями возможности планирования и реализации сетевых образовательных и просветительских проектов, направленных на духовно-нравственное развитие детей и молодежи, возможность получения православными школами и инициативными группами субсидий и грантов на эти цели, основные принципы и возможности взаимодействия с вузами и государственными ведомствами.
В ходе занятия состоялась интересная дискуссия о роли православия и сохраняемых им традиционных ценностей в формировании межнационального и межконфессионального согласия в современном российском обществе. Представители национальных республик – священнослужители и руководители отделов религиозного образования из Кабардино-Балкарии, Татарстана, Мордовии с удовольствием делились своим опытом организации просветительской деятельности в условиях поликультурного сообщества детей и родителей. Представители МПГУ ответили на многочисленные вопросы руководителей отделов религиозного образования и катехизации об особенностях реализации предметной области ОРКСЭ в школе, духовно-нравственном воспитании молодежи в школах и вузах, проектах, направленных на развитие межрелигиозного сотрудничества.
Сотрудники Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Е.А. Омельченко и Е.Ф. Теплова провели диагностику межкультурной компетентности участников курсов, а также представили слушателям методические приемы и ситуационные задания из практики работы образовательных организаций. Руководители епархиальных отделов с большим интересом решали и обсуждали задания по предложенным материалам и, надо сказать, продемонстрировали высокий уровень подготовки и широкую эрудицию.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ выразил благодарность руководству МПГУ за проведенные занятия, отметив, что представленные материалы интересны и полезны для работы епархиальных отделов образования и катехизации в разных регионах России.
УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МПГУ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И ЦЕРКОВЬ: МИГРАЦИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ»
29-30 мая 2018 года директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ приняла участие в работе научно-практической конференции с международным участием «Государство, общество и церковь: миграция и межкультурное разнообразие», которая проводилась в Новосибирске, на базе Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. Мероприятие было организовано при поддержке Правительства Новосибирской области и Новосибирской метрополии Русской Православной Церкви, в рамках реализации государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов».
Секционные заседания конференции вели видные ученые – специалисты в области миграции, демографии, истории, этнологии и антропологии из Национального исследовательского Томского государственного университета, Тихоокеанского государственного университета, Иркутского государственного университета, Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Новосибирского государственного университета и Новосибирского государственного педагогического университета. Тематика секционных заседаний была весьма разнообразной и включала следующие направления: «Миграционные процессы и миграционная политика в России и за рубежом», «Миграция: социальные стереотипы и конструирование миграционной реальности», «Социальная и культурная адаптация мигрантов: возможности и ограничения», «Мигранты, власть и принимающие сообщества в пространстве «этнических» рынков», «Роль религиозных организаций в работе с мигрантами». Помимо участия в заседаниях, гости имели возможность познакомиться с работой Миграционного центра Новосибирска и Дома национальных культур им. Г.Д. Заволокина, а также Городского межнационального центра.
Зам. директора ИСГО Е.А. Омельченко представила на конференции доклад «Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха, основные риски, роль образования». Теоретический материал доклада и заявленные практические наработки вызвали особый интерес у представителей образовательных учреждений и общественных организаций, принимавших участие в работе конференции. С представителями Новосибирского государственного педагогического университета достигнута договоренность о проведении осенью 2018 года нескольких совместных семинаров и вебинаров для обмена профессиональным опытом в сфере адаптации иноэтничных мигрантов средствами образования, более широкой трансляции накопленных в ИСГО педагогических и управленческих практик в российские регионы.
ОБУЧАЮЩИЙ ВЕБИНАР ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
29 мая в новой вебинарной комнате Института социально-гуманитарного образования состоялся методический семинар, посвященный педагогическим технологиям духовно-нравственного воспитания детей, для учителей и воспитателей Калининградской области. Вебинар был организован в тесном взаимодействии с Факультетом дошкольной педагогики и психологии МПГУ, с непосредственным участием его преподавателей. Инициатором проведения мероприятия стал Центр историко-культурного исследования религии и межцивилизационных отношений по просьбе Учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградского областного института развития образования. Слушателями вебинара стали представители дошкольных организаций, входящих в сеть опорных методических площадок города Калининграда и Калининградской области по духовно-нравственному воспитанию города Калининграда.
Авдулова Татьяна Павловна, профессор кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, очень интересно рассказала слушателям об основных механизмах морального развития дошкольников, представила новые учебные и методические материалы в помощь педагогу для диагностики и развития моральной компетенции дошкольников. Никольская Елена Васильевна, доцент кафедры эстетического воспитания Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ посвятила свое выступление теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: роль педагога и приемы его подготовки». Она поделилась своим опытом работы со студентами – будущими учителями и воспитателями, предложила методы и приемы работы дошкольных организаций с родителями малышей. Участники вебинара сошлись во мнении, что дошкольное детство – важнейший этап формирования духовного мира человека, и именно педагог призван сыграть в этом важнейшую роль.
Московский педагогический государственный университет и Калининградский областной институт развития образования в ближайшее время планируют заключить договор о сотрудничестве, и методический семинар, проведенный сегодня, является хорошим стартом обоюдовыгодного взаимодействия. Калининградцы поблагодарили организаторов из «Первого педагогического» за проведенное занятие и высказали пожелание о создании целого цикла вебинаров, посвященных духовно-нравственному воспитанию детей младшего возраста.
Текст: Елена Теплова, Елена Омельченко
Фото: Елена Теплова
ПРОБЛЕМУ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБСУДИЛИ НА ММСО-2018
Частью программы Пятого Московского международного салона образования стал Форум руководителей муниципальных органов управления образованием. 19 апреля 2018 года в его рамках состоялся круглый стол на тему «Социокультурная адаптация детей-мигрантов: от государственных стратегий – к эффективным управленческим кейсам, успешным региональным образовательным практикам». К участию в круглом столе были приглашены представители ведущих ВУЗов Москвы, занимающихся проблемами обучения, социализации и адаптации детей из семей мигрантов в образовательную среду – Российского университета дружбы народов, Московского педагогического государственного университета и Института образования Высшей школы экономики. Представителями МПГУ стали директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Е.А. Омельченко и ведущий специалист этого центра Т.В. Криворучко.
В ходе обсуждения вопросов интеграции детей мигрантов участники круглого стола выделили, в частности, следующие проблемы.
- Недостаточный (или нулевой) уровень владения русским языком является одним из основных препятствий для успешной интеграции детей.
- Уровень знаний, полученный в стране исхода, зачастую не соответствует образовательным стандартам РФ.
- Отсутствует единый диагностический инструментарий для определения уровня владения русским языком детьми-инофонами, что затрудняет их включение в образовательную среду и осложняет мониторинг хода адаптационных процессов.
- Школы имеют ограниченные возможности по организации работы по языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов и беженцев, из-за недостаточности финансирования на эти цели.
- Отсутствует мотивация образовательных учреждений к системной и успешной работе, направленной на интеграцию детей из семей мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище.
- Несмотря на то, что в Стратегии государственной национальной политики РФ и Концепции развития миграционной политики РФ до 2025 года разделы по адаптации детей мигрантов сформулированы достаточно полно и качественно, отчетность по их выполнению в большинстве субъектов РФ сводится, как правило, к набору отдельных мероприятий, а не к комплексу системных мер на данном направлении.
Участники круглого стола выработали ряд предложений, направленных на повышение эффективности мероприятий по интеграции детей мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище. Одним из предложение стало создание межведомственной рабочей группы по вопросам обучения и интеграции детей мигрантов, беженцев, а также лиц, ищущих убежище. Выработанные рекомендации переданы организаторами в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Образовательные организации Калининградской области выражают интерес к совместной работе
в сфере духовно-нравственного образования
15 мая 2018 года в городе Зеленоградске Калининградской области состоялись XV областные Кирилло-Мефодиевские чтения «Развитие системы духовно-нравственного воспитания в Калининградской области: осмысление практического опыта». По приглашению Калининградского областного института развития образования участие в мероприятии приняла заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО, доцент Е.Ф. Теплова.
Мероприятие проводилось при поддержке Министерства образования Калининградской области и Калининградской митрополии Русской Православной Церкви. Более 200 педагогических работников из всех районов Калининградской области получили возможность посетить открытые уроки, принять участие в мастер-классах и круглых столах. Во время чтений обсуждались вопросы реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Не остались без внимания и проблемы работы со старшеклассниками: в ряде школ Калининградской области реализуется учебный предмет «Нравственные основы семейной жизни».
В своем выступлении на пленарном заседании представитель МПГУ Е.Ф.Теплова отметила важность духовно-нравственного развития подрастающего поколения как средства формирования гражданской идентичности. В Калининградской области, как в российском анклаве, эта деятельность особо важна и имеет серьезную специфику. В дискуссиях после выступления речь шла о важности профессионализма учителя и понимания им ответственности за судьбы новых поколений. Работа продолжилась на секционных заседаниях, причем представитель МПГУ работала экспертом на секции «Социальное проектирование в контексте духовно- нравственного воспитания».
На состоявшейся рабочей встрече с руководством Института развития образования Калининградской области обсуждались разные формы взаимодействия с Московским педагогическим государственным университетом. Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО мог бы оказать содействие в методическом сопровождении курсов по духовно-нравственному воспитанию для учителей и преподавателей Калининградской области. Предполагается, что в ближайшее время от принимающей стороны в адрес МПГУ поступит также предложение об организации в Москве стажировки для школьных учителей Калининградской области. Интерес вызвала также возможность поступления представителей области на обучение в магистратуру МПГУ по теме: «Межэтнические и межконфессиональные отношения в образовании».
Все участники встречи высказали заинтересованность в развитии взаимодействия системы образования Калининградской области и ведущего педагогического университета страны.
Представитель Института социально-гуманитарного образования МПГУ принял участие в очередном заседании координационного комитета кафедр ЮНЕСКО РФ
26 февраля 2018 года на базе Белгородского университета кооперации, экономики и права состоялось заседание Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации. Помимо членов Координационного Комитета из ряда ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Новосибирска в заседании приняли участие представители МИД России и Минобрнауки РФ, администрации Губернатора Белгородской области. В заседании принял участие профессор Юрий Алексеевич Горячев, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений. Ю.А. Горячев является членом Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО В России и на протяжении многих лет возглавлял кафедру ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе». Повесткой дня предусматривалось рассмотрение вопросов перспективного развития кафедр ЮНЕСКО РФ в свете итогов состоявшегося в Париже торжественного заседания по случаю 25-летия Межправительственной программы всемирного межвузовского сотрудничества и академической мобильности УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО в рамках 39-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. С сообщениями выступили Председатель Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО РФ, руководитель кафедры ЮНЕСКО Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В.К. Егоров и Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, посол по особым поручениям МИД России Г.Э. Орджоникидзе. Выступавшие отметили, что за 25 лет существования Программы УНИТВИН кафедры и сети ЮНЕСКО стали поистине глобальным инструментом познания и поиска ответов на вызовы современного мира – инструментом «мягкой силы» в позитивном преобразовании мирового устройства на идеалах и принципах ООН и ЮНЕСКО. В настоящее время число кафедр ЮНЕСКО в мире превышает 700. В России по состоянию на сегодня функционирует 65 кафедр с таким статусом, три из них работают в составе МПГУ. В ходе обсуждения было уделено особое внимание принципиальным положениям и целевым установкам названной международной программы. Кафедры и сети ЮНЕСКО должны оставаться центрами передового опыта научно-образовательной работы, быть на острие знаний и демонстрировать высокий уровень в своей области, делать акцент на инновациях и внедрении результатов исследований, создавать задел на будущее. Координационный комитет рассмотрел новые заявки – проектные предложения ряда российских вузов на создание кафедр ЮНЕСКО и вынес рекомендации по их доработке с учетом международных и отечественных нормативных документов, как это предусмотрено Программой УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО. Ссылка на телесюжет о мероприятии: http://belgorodtv.ru/?p=131541 Круглый стол «Опыт реализации совместных проектов церковных и светских вузов» прошел в главном здании МПГУ на Малой Пироговской улице как одно из мероприятий XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, крупнейшего церковно-общественного форума года. В работе круглого стола приняли участие администрация МПГУ, преподаватели, сотрудники университетской кафедры теологии, духовенство, представители российских вузов. Деятельность Института социально-гуманитарного образования была представлена в докладе директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Е.А. Омельченко на тему: «Социальные компетенции педагога как условие духовно-нравственного образования». Опыт Центра, представленный в выступлении, вызвал живой интерес у участников. Положительную оценку работе Центра дал в своем выступлении на круглом столе проректор МПГУ, зав. кафедрой теологии В.В. Страхов. В своем приветствии на открытии Рождественских чтений министр образования О.Ю. Васильева отметила: «Рождественские чтения 2018 года посвящены главному вопросу образования — воспитанию детей и молодежи. Воспитание молодого поколения становится общенародным делом. Мы понимаем, как важно воспитывать наших детей и подростков, молодых людей в школе и вузе на основе традиционных нравственных ценностей народов России, на основе культуры и традиций религии. Задача государственной важности состоит в урегулировании отношений между всеми участниками образовательных отношений в деле воспитания: детьми, педагогами и, конечно, родителями». 22 января 2018 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялся круглый стол «Роль православной культуры в формировании единой российской нации». Мероприятие проводилось в рамках Московского регионального этапа XXVI Международных Рождественских чтений – крупнейшего церковно-общественного форума, объединяющего духовенство, представителей власти, научной и культурной общественности и педагогического сообщества. Тема Рождественских чтений 2018 года была определена как «Нравственные ценности и будущее человечества». Поэтому инициированный представителями Института социально-гуманитарного образования МПГУ разговор о роли Православной культуры в формировании единой российской нации вызвал живой интерес у участников чтений. Предложенная тема круглого стола напрямую связана с реализуемой ИСГО МПГУ в 2018 году научно-исследовательской работой на тему: «Формирование гражданской идентичности через преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России». Разговор шел о русской культуре и ее взаимодействии с другими культурами в истории многонациональной страны, о многовековом мирном сосуществовании представителей разных народов и религий на российской земле, о необходимости осознания подрастающим поколением нравственной составляющей русской культуры, включая календарный цикл праздников и обрядов. В работе круглого стола приняли участие представители духовенства, преподаватели ВУЗов, средних и дошкольных учебных заведений, православных гимназий, воскресных школ города Москвы и других регионов РФ, студенты. Модераторами круглого стола были Омельченко Елена Александровна, директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, и священник Андрей Постернак, директор Православной Свято-Петровской школы, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Участники круглого стола обменялись опытом преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания детей на всех уровнях образования. Обсуждались авторские методики музейной педагогики, экскурсионно-образовательного туризма, организации внеучебной работы в школе и методы работы с родителями в рамках духовно-нравственной тематики. В рамках этого блока был представлен опыт школы №1828 «Сабурово», школы №1474 г., школы №460 г. Москвы, а также протоиерея Александра Тимофеева, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Усадьбе Свиблово, духовника «Православной школы имени Сергия Радонежского в Усадьбе Свиблово». С большим интересом участники встретили рассказ об опыте преподавания курса по Евангельской истории и этике в современной школе, который представил диакон Илья Кокин, и о преподавании церковнославянского языка в очном и дистанционном образовании школы и ВУЗа, о чем рассказала Марина Кравцова, кандидат филологических наук, учитель ГБОУ «Школа 1158» г. Москвы. Дарья Коробейник, лауреат конкурса «За нравственный подвиг учителя», рассказала о технологиях формирования и развития представлений подрастающего поколения о духовно-нравственных ценностях православной культуры на уроках русского языка и литературы. Владимир Шляпников, кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа поднял серьезный вопрос о вызовах социализации в информационном обществе, об опасностях, которые таит в себе интернет для детей и молодежи. Елена Омельченко, профессор МПГУ, рассказала собравшимся об итогах социологического исследования, показавшим, что думает современная молодежь о роли религии и религиозных организаций в общественно-политической жизни России, а священник Андрей Постернак – о том, как столичная православная школа воспринимается разными социальными группами Москвы. Все участники круглого стола получили информацию о возможности участия в реализуемых Университетом образовательных программах, наметили пути дальнейшего взаимодействия с МПГУ. Мероприятие готовилось и проводилось во взаимодействии с Отделом религиозного образования Московской городской епархии. Текст: Елена Омельченко, Елена Теплова Фото: Елена Теплова Дискуссия на тему «Образование и конфессии» состоялась в рамках международного научно-практического семинара «Образование в современном поликультурном мире: роль и миссия педагога» из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». В семинаре приняли участие представители Русской православной церкви: диакон Илья Кокин – автор учебных пособий, финалист конкурса «За нравственный подвиг учителя», кандидат богословия и культурологии, а также настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве, доцент кафедры социальной педагогики МПГУ иерей Максим Никитский. Они осуждали с собравшимися, как с методической точки зрения корректно вести диалог с детьми и молодежью по вопросам духовно-нравственных ценностей. К дискуссии присоединился автор учебного пособия по основам буддийской культуры, доцент кафедры всеобщей истории Российского университета дружбы народов, кандидат исторических наук Баатр Учаевич Китинов. По его мнению, в преподавании буддийской культуры как в начальной, так и в средней школе (и даже в вузе) важно придерживаться исторического аспекта, поскольку именно это дает возможность наиболее широкого знакомства детей и молодежи с традициями и особенностями буддизма. Весьма интересным для собравшихся стал опыт приобщения подрастающего поколения к традиционной исламской культуре, о котором поведали педагог арабского языка Исламского университета, руководитель АНО «Молодежный центр «Седьмое поколение» Алмаз Ахатович Абдрахманов и доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета, член редакционной коллегии журнала «Ислам в современном мире», кандидат педагогических наук Ольга Сергеевна Павлова. Выступавшие представители исламской религиозной традиции обратили внимание аудитории на то, что многие студенты, особенно на уровне бакалавриата, мало знают о традиционных религиях России, обладают размытой религиозностью, а, значит, попадают в «группы риска»; рассказали о необходимости оказания психологической помощи тем подросткам и молодым людям, которые попадают под влияние экстремистских организаций. Педагог ГБОУ СОШ «Школа №1311 города Москвы», руководитель музея «История народа – история семьи» и автор учебных пособий по истории еврейского народа Артур Ионович Клемперт в своем выступлении уделил особое внимание внеурочной деятельности как средству знакомства с религиозными культурами и формирования российской гражданской идентичности. Он интересно рассказал об опыте образовательного туризма и музейной педагогики в контексте духовно-нравственного воспитания. Участники семинара, прибывшие из различных регионов РФ, также делились своим опытом и поднимали различные проблемы духовно-нравственного образования и познания детьми и молодежью поликультурного и многоконфессионального мира. Старший преподаватель Учебно-научного Центра изучения религии РГГУ, лиценциат Папского Григорианского Университета Борис Александрович подробно остановился на задачах педагогических коллективов по профилактике вовлечения учащихся в экстремистские организации и тоталитарные секты, особо отметив необходимость повышения компетенции педагога по разным аспектам религиоведения, а также важнейшую роль личной позиции педагога в работе с учениками. Владимир Николаевич Шляпников, заведующий кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа, кандидат психологических наук остановился на вопросе: «Как защититься от деструктивных сообществ в Интернете?». Он отметил, что для молодежи характерно отсутствие критичности в восприятии информации, и поэтому молодое поколение особенно уязвимо для вовлечения в деятельность деструктивных и экстремистских организаций через Интернет. Эксперт выявил два важных направления деятельности: необходимость работы с подростками для формирования у них навыков защиты при использовании социальных сетей и повышение цифровой компетенции для педагогов. В семинаре приняли участие педагоги ряда московских школ, состоялся обмен научно-методическими разработками и лучшими практиками образовательных организаций на данном направлении. Особое внимание выступающие и модераторы уделили задачам системы образования, формам педагогической деятельности и вопросам подготовки педагогических кадров. 30 ноября 2017 года эстафетную палочку участия в мероприятиях «Недели науки и образования в интересах мира и развития» приняли студенты Московского педагогического государственного университета. Вместе со своими сверстниками из Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма они включились в дискуссию о том, что означает для них образование, какая разница между знаниями и информацией, кого можно назвать по-настоящему образованным человеком. Молодежный форум «Образование = знания+???» прошел в одном из интереснейших мест Москвы – Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына. В этот день сюда приехали более 80-ти молодых людей – многие из них с уже готовыми выступлениями, представляющими их точку зрения на обсуждаемые вопросы. Перед началом дебатов для ребят была организована экскурсия по зданию Дома русского зарубежья – этому уникальному комплексу, формирующему фонд памятников духовной и материальной культуры эмиграции, сочетающего в себе функции музея, архива, библиотеки, научно-исследовательского, информационно-издательского и культурно-просветительского центра. Студентам также показали фильм, посвященный историческому феномену Русского Зарубежья, а также развитию отношений и укреплению связей с соотечественниками за пределами России. Затем в ходе увлекательной дискуссии ребята решали вопросы о неотъемлемых составляющих образования. Конечно, в первую очередь, – это знания, согласились все. Но теория останется невостребованной, если полученные знания не приведут к умению решать практические задачи. Первый вывод был таков: образование = знания и практические навыки. В ходе дальнейших обсуждений к числу необходимых компонентов добавились социализация, коммуникация, личностное саморазвитие, стремление к совершенству. Каждый предмет, который мы изучаем, должен соответствовать перечисленному, влиять на самореализацию студента и школьника. Если же все останется на уровне знаний, полученное образование будет бесплодной безжизненной теорией, утверждали студенты. Студенческие выступления поднимали вопросы профессиональной этики педагога, готовности учителя работать в многонациональных и многоконфессиональных школьных классах, работать в экстремальных условиях, демонстрировать высокую степень гражданской активности. В задачи мероприятия входило: знакомство с тенденциями развития современного общества знаний, концепцией межкультурного образования и глобальной гражданственности, привлечение внимания учащейся молодежи к вопросам межкультурного диалога, повышение их социокультурной компетенции и навыков участия в дискуссионной площадке по теме мероприятия. Не будет нескромностью сказать, что задачи эти были блестяще выполнены. Подготовкой Форума занималось Управление межрегионального сотрудничества МПГУ во взаимодействии с Институтом социально-гуманитарного образования. Модерировала молодежные дебаты зам. начальника управления, старший преподаватель кафедры культурологии ИСГО Надежда Борисовна Самойлова при участии ведущего специалиста Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Ольги Николаевны Яшиной. Молодежный форум был организован в формате заседания молодежной секции Международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и международное сотрудничество», участники которого в этот день обсуждали похожие вопросы в соседнем зале Дома Русского зарубежья имени А.И. Солженицына. Перекличка идей, высказанных студенческой и педагогической общественностью на площадке международного семинара – один из важных итогов этого дня «Недели науки и образования в интересах мира и развития», которая продолжает свою работу. Текст: О.Н. Яшина, М.А. Кривенькая Видео: Вадим Сметанин Видеотрансляция форума по ссылке https://vk.com/center_etnosfera?z=video-648211_456239019%2Ffc0eea3f6514331933%2Fpl_wall_-648211
Сотрудники Центра историко-культурных исследований и межцивилизационных отношений
Института социально-гуманитарного образования приняли участие в круглом столе
по вопросам сотрудничества церковных и светских вузов
В рамках Международных Рождественских чтений представители МПГУ
провели круглый стол в Храме Христа Спасителя
На площадке МПГУ встретились представители четырех традиционных религий России
В рамках «Недели науки и образования в интересах мира и развития»
прошел Молодежный форум «Образование = знания + ???»
Международный конгресс “Диалог языков и культур в Евразийском образовательном пространстве” в г. Баку
28 сентября в Национальной Академии Наук Азербайджанской Республики встретились представители высших и средних образовательных учреждений, органов управления образованием, деятели науки и культуры, преподаватели и студенты вузов, педагоги школ из Азербайджана, Болгарии, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Латвии, семи субъектов Российской Федерации. Программа международного конгресса «Диалог языков и культур в евразийском образовательном пространстве» подготовлена Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы. Основным партнером мероприятия стала общественная организация «Русская община» Азербайджана во взаимодействии с Ассоциацией преподавателей русскоязычных учебных заведений Азербайджана.
Цель проекта: повышение роли русского языка как языка межнационального общения, развитие концепции русскоязычия и образования на русском языке не как альтернативы, а как дополнения и обогащения системы образования на национальных языках; выявление роли диалога языков и культур в образовании в условиях мультикультурного общества. Выбор места проведения конгресса обусловлен большим опытом Азербайджанской Республики в области развития мультикультурализма, в том числе в сфере среднего и высшего образования. Участники говорят о содержании и ресурсах образования в сфере диалога языков и культур, технологиях формирования лингвокультурной компетенции в поликультурном образовательном пространстве, обсуждают роль педагога в реализации диалога языков и культур и вопросы подготовки педагогов в условиях многоязычия.
Перед торжественным открытием конгресса международная делегация возложила цветы к могиле общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева. Все участники мероприятия имели возможность познакомиться с выставкой книжного дара Дома русского зарубежья им. А. Солженицына библиотеке Академии наук, включающего классическую и современную художественную литературу, книги по истории, философии, литературоведению, искусству, культуре, издания, рассказывающие о современной России, словари и учебные пособия по русскому языку.
Во второй половине дня 28 сентября гости знакомились с образовательными организациями Азербайджана: одна группа посетила Бакинский государственный университет, другая – Бакинский Славянский университет, третья – комплекс-лицей Бакинского Славянского университета. Возглавлявшие группы проректоры МПГУ Л.В. Дудова и Е.Л. Болотова провели переговоры о возможности проведения совместных образовательных программ с бакинскими университетами, организации стажировок и повышения квалификации для азербайджанских преподавателей, реализации совместных просветительских проектов.
29 сентября конгресс продолжил работу в Лицее №8 им. Зарифы Алиевой (г. Хачмаз), где прошел семинар-презентация по вопросам повышения квалификации педагогов образовательных учреждений с русским языком обучения и преподаванием русского языка.
В составе делегации МПГУ, работающей в Баку, – представители ректората, Института филологии, Института истории и политики, Института социально-гуманитарного образования. Консультативную помощь в подготовке мероприятия оказывает Международное педагогическое общество в поддержку русского языка и Ассоциация славянских университетов стран СНГ.
Текст: Елена Омельченко
Фото: Анна Шевцова
Отзыв об организации конгресса (Министерство образовании и науки Республики Болгария)
Благодарность от директор АНО “ЦДО -“АЛЬФА-ДИАЛОГ” Елены Робертовны Ядровской