1.Основные понятия
Особая квота – квота приема на обучение по программам бакалавриата за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов; инвалидов I и II групп; инвалидов с детства; инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5 ФЗ «О ветеранах».
Выдержка из ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их
в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги,
а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей
в установленном законом порядке;
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии
с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данные категории обозначаются в АИС ВУЗ, как:
Дети-инвалиды; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы – К1;
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – К2;
Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5 ФЗ «О ветеранах» – К3
2.Документы, подтверждающие особое право
Категории | Подтверждающие документы | |
---|---|---|
К-1 | Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп | Справка об установлении инвалидности с указанием категории: ребенок-инвалид, инвалид I группы, инвалид II группы, инвалид любой группы только в случае установленной причины инвалидности - с детства! Следует внимательно проверять срок действия справки! |
К-2 | Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Комплект документов: В зависимости от жизненных обстоятельств поступающего Вариант 1. Свидетельство о рождении, 2 свидетельства о смерти (оба родителя) Вариант 2. Свидетельство о рождении, 1 свидетельство о смерти (чаще матери), справка о рождении из ЗАГС (в которой указано, что отец/мать вписаны на основании заявления одного из родителей) Вариант 3. Свидетельство о рождении, свидетельство о смерти 1 родителя, копия решения суда о лишении родительских прав 2 родителя Вариант 4. Свидетельство о рождении, копия решения/решений суда о лишении родительских прав обоих родителей Вариант 5. Свидетельство о рождении, свидетельство о смерти и/или копия решения суда о признании родителя(ей) недееспособным и лишения родительских прав на этом основании/решение суда о признании родителя(ей) пропавшими без вести/решение суда о вынесении родителю(ям) приговора с применением меры высшего наказания и справка из органов внутренних дел, подтверждающих нахождения родителя(ей) в местах лишения свободы Возможны непредусмотренные варианты. В случае вопросов обращаться к Дегтяревой А.Д. Справка из органов опеки/социального отдела, представленная отдельно, не является основанием! |
К-3 | Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах” | Удостоверение ветерана боевых действий, военный билет |
Лица, имеющие особые права, вправе подать на 3 образовательные программы на места в пределах особой квоты и продублировать эти заявления в общем конкурсе!
Обращаем ваше внимание, что в заявлении на квоту у данных категорий не может быть указано преимущественное право. НО в общем конкурсе преимущественное право для них ОБЯЗАТЕЛЬНО!
3. Вступительные испытания
Дети-инвалиды, инвалиды (любой категории) могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания по любым общеобразовательным предметам.
Поступающие с ОВЗ, которые прошли государственную итоговую аттестацию по отдельным общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена (при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов
и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ) могут сдавать вступительные испытания по соответствующим общеобразовательным предметам на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Поступающие с ограниченными возможностями здоровья – могут не относиться к К1!
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветераны боевых действий не могут быть допущены до вступительных испытаний на основании аттестата!
4.ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ (Выдержка из Приказа № 1204 от 30.10.2020 г. «Об утверждении локальных нормативных актов по приёму 2021 года»)
12.1. МПГУ обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей.
12.2. В МПГУ созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов).
12.3. Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников МПГУ или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).
12.4. Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению МПГУ, но не более чем на 1,5 часа.
12.5. Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
12.6. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
12.7. При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
1) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5)для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру и аспирантуру– в письменной форме);
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру и аспирантуру – в устной форме).
12.8. Условия, указанные в пунктах 12.2-12.7 Правил приема, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.
Информация для инвалидов и лиц с ограниченной возможностью здоровья